Мнения
/ Интервью

11 января 2008 16:47

Татьяна Селихова: "Во Флоренции или в Венеции никому не придет в голову поставить небоскреб"

Документальный фильм "Санкт-Петербург. Сумерки нового века", рассказывающий о сносе исторических зданий Петербурга в угоду интересам крупного капитала, появился в интернете. С одним из авторов фильма режиссером-документалистом Татьяной Селиховой побеседовал Lenizdat.ru — об истории создания фильма, а также об архитектурных изменениях, которые происходят сегодня в Петербурге.

Lenizdat.ru: Когда и при каких обстоятельствах родилась идея создания подобного фильма?

Т.Селихова: Есть такая замечательная журналистка Наталья Грачева, она работает спецкором "Комсомольской правды" в Стокгольме. Мы с ней познакомились на трагической почве создания моего очередного фильма, посвященного гибели парома "Эстония". Она мне тогда очень помогла, потом мы подружились. Так вот она сказала мне еще тогда: знаешь, у меня есть совершенно замечательная тема, ты не хочешь заняться? Она сама — петербурженка, живет в центре города, как и многие ее родственники. Я говорю: пиши заявку. Заявку эту, как ни странно, быстро приняли, что было очень неожиданно. Причем она подала не одну, а две заявки: на сюжет о Москве и о Санкт-Петербурге. Нам было сказано, что по Москве кто-то уже работает над фильмом, еще шли работы по Пскову — там тоже схожая проблема. Я приехала в Питер, это было самое начало 2006 года, и мы с Натальей начали работу. Съемки длились где-то две недели, и потом я сама приезжала еще в мае, уже со своей камерой, доснять "красивые картинки"…

Lenizdat.ru: Сталкивались ли вы с трудностями или давлением во время сбора материала и подготовки картины?

Т.Селихова: Как ни странно, было очень мало замечаний. Ни в процессе подготовки фильма, ни при сборе материала на удивление не возникло никаких трудностей. Все прошло очень быстро. Или люди не ожидали, что мы займемся этой темой, или еще почему-то — до сих пор не могу понять. Замечания были в основном с информационно-юридической стороны. У нас был консультант, очень милая женщина, которая подсказывала некоторые моменты: чтобы тут не придрались, чтобы здесь были точные данные… Очень правильно, что мы с ней работали: это острая тема.

Lenizdat.ru: Фильм был показан по телевидению единственный раз в начале 2007 года поздно ночью и после этого лег на полку. С чем или с кем связана такая судьба картины? Может быть, вы получали какие-либо отклики или "рекомендации" еще в процессе работы?

Т.Селихова: Поначалу вообще все было замечательно. Фильм очень хорошо встретили, реакция была самая положительная. Мне позвонила Вера Дементьева, сказала, что картина им очень понравилась и что они ждут официального показа. Что от москвичей вообще никто подобного не ожидал, что мы очень хорошо справились с такой сугубо питерской темой. А потом все вступили в фазу ожидания. На РТР нам объявили, что будут ждать прайм-тайма, так как уже наступило лето, и никого нет, смотреть некому. Потом пришла осень, и осенью — тоже ничего. К ноябрю я сама поняла, что фильм не выйдет. Даже ни у кого ничего не спрашивала. У меня в жизни такое уже было, один мой фильм уже положили в стол, и я для себя печально решила, что это моя участь… И только потом, в феврале месяце, мне позвонили мои друзья и сказали: знаешь, мы его видели. Они поздно пришли домой, в час или полпервого, включили телевизор — и увидели фильм на экране. Вот так я и узнала, что картина прошла.

Значительно позже, летом 2007 года, в одном из разговоров — совершенно уже по другому поводу — с моим продюсером я его спросила между делом, что там творится. На что он ответил: знаешь, фильм был "вызван на ковер", она его посмотрела и сказала, что картина "несвоевременна". Тогда мне уже окончательно стало все ясно. Больше откликов не поступало, наступила абсолютная тишина.

Lenizdat.ru: Фильм был снят в 2006 году. Бывали ли вы с тех пор в Петербурге, и если да, то изменился ли он за прошедшее с того момента время?

Т.Селихова: Петербург я очень люблю, мы всегда бываем в городе как минимум пару раз в году, но вот после того, как мы сделали этот фильм, судьба меня как будто не пускает в этот город. В прошлом году ни разу не были. В этом году должны были ехать на Новый год, но внезапно заболел муж, поездку пришлось отложить. Я надеюсь, что получится наконец приехать в феврале. Но друзья мне рассказывают, что в Питере происходит, я сама стараюсь следить… Знаете, я поняла все уже тогда, когда мы делали фильм, поняла, какие там идут поползновения. На ту же Петроградскую сторону, допустим, где сейчас идет просто ковровая застройка. И все эти краны над Петропавловкой — это же все видно! А что сейчас творится, я даже и представить себе не могу, дикую вот эту вот активность… Мне рассказывали, как изуродован Невский…

Lenizdat.ru: Есть какой-либо цивилизованный и действенный путь противостояния этому натиску капитала и новодела и сохранения архитектурного наследия и своеобразия Петербурга?

Т.Селихова: Я не понимаю, что нам всем с этим делать. Учитывая динамику "развития" Москвы в этом отношении, те же самые процессы в Питере совершенно очевидны. К сожалению. У нас на каждом шагу слышно: ну сколько можно плакать по этим старым гробам?! Знаете, я жила в коммуналке, я знаю, что это такое. Наверное, с сегодняшней точки зрения, мы, вот это цепляющееся за старину меньшинство, — уроды, я не знаю, гордиться этим или нет, но мы каждой клеточкой, кожей ощущаем, что мы теряем. Почему нельзя сохранить эти дома? Ну хорошо, если так хочется, можно реконструировать "начинку", хотя и это тоже не всегда и не везде можно делать, заменить перекрытия, крышу — но зачем же трогать стены, которые еще пятьсот лет могут простоять? Этот город — произведение искусства! Ведь в той же Флоренции люди — живут, и никому не приходит в голову там сказать: нам надоело жить в музее! Можно модернизировать исторические города, при этом сохраняя их облик и их художественную уникальность! И никому не придет в голову во Флоренции или в Венеции поставить небоскреб. А в нашем менталитете такое возможно. Недавно мой сын, оператор-постановщик, рассказывал — идем по Венеции и слышим русскую речь: "Слушай, что они в этой Венеции, тут же кирпичи на голову могут свалиться, кругом грязь, кататься негде — Лужкова на них нету…" Мы все были в ступоре от такого. Это принципиально новое состояние мозгов, разруха в умах.

Сейчас, к сожалению, везде происходит одно и то же: архитектура подменяется дизайном и инженерными конструкциями. И всякий раз — все выше. Ведь ваш небоскреб и все наши московские небоскребы — это прежде всего деньги. Повышение этажности умножает прибыль. Ведь известно же, на сегодня строительство — самое доходное занятие после наркобизнеса. И несчастье прекрасных городов в том, что они привлеки внимание и на их истории и ценностях кто-то в очередной раз срубает неплохой куш. Мы будем обречены в итоге вечно жить на стройке. В Москве уже идет дело к тому, чтобы сносить все, что имеет деревянные перекрытия — а в Питере это основная масса исторической застройки. А ведь как раз эта старая, рядовая застройка и есть среда города, вместилище его души.

Lenizdat.ru: Не планируете ли вы продолжения разработки темы исчезающего Петербурга в своих дальнейших работах?

Т.Селихова: У меня уже складывается ощущение, что я все время занимаюсь этой темой. Не только Петербурга, но и вообще темой исчезающих городов. Еще в девяносто седьмом году мы с Алексеем Пушковым делали фильм о Москве "Три лика великого города". Моя серия была первой из трех, самая насыщенная с точки зрения архитектуры, истории хронология разрушения Москвы с 1917 по 1937 год. Помню, тогда, работая над этим фильмом, мы так радовались, что об этом говорят — и мне в голову не могло прийти, что за десять лет разрушений станет больше, чем во времена Сталина.

Мы сначала реставрируем, а потом через пару лет это же сносим. Вот в девяностые годы реставрировали дом Римского-Корсакова по Цветному бульвару — а теперь все, его нет, остался только фасад. Знаменитый американский фотограф Уильям Брумфилд недавно мне сказал: русские — сумасшедшие. Они имеют невообразимое наследие — и абсолютно не хотят этого осознавать. Если бы в Америке — это — было, там бы пылинки сдували с этих домов… Когда я снимаю, он говорит, я ведь понимаю, что через год-два этого не будет. Он показывал мне некоторые фотографии и говорил: вот этого уже нет, этого тоже нет…В нашем обществе исчезла историческая память, она аннулирована — напрочь. Ведь город — это прежде всего люди. Город такой, какие его жители. Виктор Абрамович Коренцвит, петербургский археолог и историк, мне недавно жаловался: вот, дескать, мы последние из могикан… К сожалению, он прав. И чем дальше, тем меньше людей, к несчастью, будут так знать и понимать город, как это делали наши предки и как до сих пор делают некоторые из нас. Такие люди несчастны прежде всего от сознания, что за ними никого нет. У грядущих поколений нет корней, мы теперь сознательно — люди без прошлого, а в будущем — и без лица. Культурного и архитектурного в частности.

Материалы по теме

В Интернете появился документальный фильм о сносе исторических зданий Петербурга в угоду бизнесу "Эхо Петербурга", 09.01.08