Медиановости

20 октября 2011 19:43

Эксперты: "Эко-журналистам нужно искать новые ракурсы в освещении проблем"

В последнее десятилетие журналисты все больше интересуются экологическими проблемами. В таких федеральных СМИ, как "РИА-Новости", "КоммерсантЪ" и "Ведомости" появились рубрики, рассказывающие читателям об экологической ситуации в стране. Это отражает и мировую тенденцию  - экологическая журналистика становится междисциплинарной, так как имеет прямую связь с мировой экономикой. К таким выводам пришли эксперты международной конференции "Экологическая журналистика в России", проводимой журфаком СПбГУ при поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям, Германского дома науки и инноваций в Москве и Русско-Немецкого бюро экологической информации.

Так, заместитель декана по науке журфака МГУ Галина Щепилова отметила, что "в России существует несколько изданий, которые более или менее профессионально говорят о проблемах экологии, однако их немного. Большую же часть эко-изданий можно разделить на два типа: это либо "зеленые" СМИ, учредителями которых выступают общественные организации, либо издания, которые время от времени касаются в своих материалах экологические проблем и часто пишут на эко-тематику "как попало".

В целом же, резюмировала она, в России пока не существует системы экологической журналистики: "Сколько бы мы ни готовили специалистов этого направления в своем ВУЗе, им приходится переквалифицироваться, так как они не готовы работать в тех эко-СМИ, что есть в России". К сожалению, это направление журналистики в России низко оплачивается, да и выбор изданий совсем не велик, отметила она.

Говоря об опыте развития экологической журналистики в странах Запада, главный редактор эко-портала "Klimaretter.info" Ник Раймер отметил, что в Германии СМИ стали обращаться к вопросам изменения климата на постоянной основе еще в 80-е годы,  интерес к этой тематике существует и по сей день. Кроме того, развиваются и специализированные эко-СМИ. В качестве ярких примеров Раймер привел: газету "Эко-стройка", посвященную необходимости изменения культуры потребления и производства, журнал "Энерго-депеша" для эко-ориентированных потребителей электроэнергии, журнал "Новая энергия" об альтернативных источниках энергии, журнал "Фотон" о развитии солнечной энергии.

Кроме того,  в Германии есть целый ряд журналов, посвященных вопросам питания, экологичному транспорту и строительству", - рассказывает Ник Раймер. При этом тиражи эко-журналов, по российским меркам, довольно велики. Так журнал "Гринпис" выходит в Германии тиражом 800 тысяч экземпляров. Раймер также обращает внимание на то, что экологическая журналистика выходит из своей ниши: "Эко-темы можно найти в материалах об экономике, политике и даже в национальных и региональных изданиях можно встретить освещение этой темы".

 "В Великобритании эко-журналистика получила сильное развитие в последние 10 лет, - рассказывает корреспондент "Moscow Times" и "Daily Telegraph" Роланд Олифант. – Сейчас даже "ВВС" и "Рейтер" переходят к освещению экологических проблем". К тому же в Великобритании экологическая журналистика все чаще освещается в ракурсе политики: "Сейчас в борьбу за экологию вовлечены огромные деньги, и экологическая журналистика – это и бизнес-журналистика", - отмечает он. По словам эксперта, эко-журналистика имеет и политические аспекты, так как "зеленая" тематика занимает отнюдь не последнее место в программах партий.

Независимый финский эко-журналист Исмо Туормаа призывал коллег искать новые пути освещения эко-тем. Обычно журналисты концентрируются на негативных аспектах тематики, которые несмотря на их актуальность, не всегда интересны массовой аудитории. Существующий сейчас низкий интерес к эко-журналистике Туормаа предлагает ликвидировать привнесением экономического ракурса в разговор о проблемах экологии: "Не выносите каждый раз на передовицы экологию и природу, начните с другого подхода. И тогда, может быть, вас услышат".

Профессор университета Гамбурга Майк Шеффер, рассматривая освещение вопросов изменения климата в СМИ различных стран, обратил внимание на необходимость международного консолидированного обсуждения проблемы. "Чтобы развился диалог, необходимо чтобы страны одинаково понимали и освещали проблему", - подчеркнул он. В рамках проекта командой Майка было проанализировано порядка 80 тысяч статей. В результате чего выяснилось, что "вопрос изменения климата является важным для всех стран. Приблизительно 1% журналистках текстов на эко-тематику связан с изменением климата. И это немало, - отмечает Шеффер. – В целом, в Европе и Америке есть много схожего в освещении эко-проблем. Россия же стоит особняком в вопросах освещения климата". И, хоть за последние 5-10 лет интерес к экологической обстановке в мире у СМИ усилился, глобального диалога между странами по этому вопросу пока нет. При этом, для решения общемировых проблем "одного осознания проблемы недостаточно, нужно еще и их однородное освещение, резюмировал эксперт.

Однако по мнению председателя Ассоциации журналистов-экологов Союза Журналистов Александра Федорова, ситуация с эко-журналистикой в России все же меняется в лучшую сторону.

"Три года назад в России была создала Ассоциация журналистов-экологов Союза Журналистов", - рассказывает председатель Ассоциации Александр Федоров. - Он считает, что в будущем у экологической журналистики хорошие перспективы, так как "в отличии от остальной журналистики, она является интегральной, ибо если она серьезна, то рассматривает все аспекты общества, в том числе и связанные с вопросами бедности, образования, безопасности и медицины".