Медиановости

4 апреля 2012 18:34

Блогера приговорили к 11 месяцам исправительных работ за непечатную сатиру в адрес губернатора

11 месяцев исправительных работ с удержанием 10% заработка в пользу государства ждет блогера Дмитрия Шипилова за непечатную сатиру в адрес губернатора Кемеровской области Аман-Гельды Тулеева. Такой приговор был вынесен 4 апреля Юргинским судом Кемеровской области по 319-й статье УК РФ ("Оскорбление представителя власти").

Предметом судебного разбирательства стали записи "Повелители мух" и "Говорит и показывает" в личном блоге Дмитрия Шипилова о губернаторе Кемеровской области Аман-Гельды Тулееве.

По факту этих публикаций в марте 2012 года на Дмитрия Шипилова было заведено два уголовных дела - по статье 319 УК ("Оскорбление представителя власти") и 282 УК (Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Иск против блогера был подан от имени самого губернатора Кемеровской области Аман-Гельды Тулеева и его коллеги - главы областного департамента культуры Ларисы Зауэрвайн.

Стоит отметить, что 20 января Следственное управление по Кемеровской области постановило, что в действиях блогера отсутствовал "состав преступления, предусмотренный ч.1 ст. 282 УК РФ". А вот со второй статьей все оказалось не так просто.

"Состав преступления, утопленный в канцеляризмах"

Как велось следствие по 319 статье УК, блогер подробно описывает в своем ЖЖ.  Шипилов отмечает, что "суд счел оскорбительным для представителей власти Кемеровской области использование нецензурной лексики в вымышленном диалоге губернатора Тулеева со женой". При этом блогер добавляет, что судом не была проведена литературоведческая экспертиза его публикации.

Также в своем блоге Шипилов разместил свое последнее слово в суде, которое ему удалось дочитать до конца, несмотря на возражения представителей истца. В нем Дмитрий отмечает, что во время следствия полиция  "не особо старалась следовать регулирующим их деятельность нормативно-правовым актам". У прокурорских работников слепленное на скорую руку уголовное дело претензий так же не вызвало, добавляет он. "То, что в обвинительном акте отсутствует вменяемое описание события правонарушения, а состав преступления утоплен в убогих канцеляризмах и строится на "негативном отношении", которое в Кузбассе отчего-то стало правовой нормой, законники в погонах предпочли не заметить", - резюмирует блогер.

Озвучивая последнее слово в суде, журналист заявил - во время следственного процесса активно нарушались его права. "Да, я говорю о ночных допросах и принуждению к даче объяснений, об анонимках среди материалов уголовного дела, нарушающих Федеральный закон о персональных данных граждан, об инструкциях, которые давались экспертам, дабы те вышли на искомый результат, навязывание государственного адвоката вопреки моей воле", - пояснил он.

Стоит отметить, что Дмитрий Шипилов намерен обжаловать приговор кемеровского суда, обратившись с письмом к действующему президенту Дмитрию Медведеву и даже больше - готов в крайнем случае дойти до Европейского суда по правам человека.

Сторона истца, губернатора Аман-Гельды Тулеева убеждена, что перспектив у разбирательства нет. Представитель чиновника, юрист Алексей Синицын, убежден - "ни отечественное, ни европейское законодательство о правах человека не дает гражданам права оскорблять представителей власти с использованием нецензурной брани". Довод Шипилова о том, что его неприличные высказывания являются мнением и находятся в рамках допустимой критики, необоснован, а сами высказывания, из-за которых и было возбуждено дело, не соответствуют принятым в обществе нормам коммуникации, заявил он.

Оскорбления на 2 миллиона 170 тысяч рублей

Отметим, что это не первый случай судебного разбирательства губернатора Аман-Гельды Тулеева с представителями прессы, политиками и общественными деятелями. Всего за пять лет судебные процессы принесли губернатору Кемеровской области 2 миллиона 170 тысяч рублей.

Так, в ноябре 2007 года за фразу Геннадия Зюганова в эфире "Эхо Москвы" "Тулеев паханат устроил, которого история не знала" кемеровский Центральный районный суд взыскал с лидера КПРФ 450 тысяч рублей (изначально заявлялся миллион) в пользу Тулеева в качестве компенсации за причиненный моральный вред по иску о защите чести, достоинства и деловой репутации, а также обязал лидера КПРФ опровергнуть не соответствующими действительности распространенные ранее сведения.

 Год спустя, в марте 2008 Зюганов снова обронил язвительное замечание: "Тот же Тулеев в Кузбассе собрал всех своих янычар". И кара Кемеровского суда стала строже: 500 тысяч рублей (изначально заявлялся миллион) в пользу губернатора.

В мае 2008 года был осужден и публицист Александр Николаенко из города Белово Кемеровской области. Во время мартовского митинга он распространял брошюру "Неэкстремистские призывы к социальной революции и наведению в стране конституционного порядка заслуженного экстремиста России и Кузбасса, или Смерть Тулееву, Путину и олигархии. Да, смерть!". Спустя несколько пару месяцев представители власти обнаружили "крамолу" в брошюре Николаенко. Так Александр был осужден ч. 2 ст. 280 УК РФ и приговорен к 2,5 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима.

В сентябре 2011 года уголовное дело по статье УК, предусматривающей ответственность за клевету, заводится на кемеровского журналиста Александра Сорокина.  Поводом для этого послужила публикация журналиста в блоге материала под названием "Латиноамериканщина по-российски...", в которой журналист пытается предугадать ход событий после того, как Тулеева отправят в отставку. Однако в декабре делу был присвоен статус закрытого, в связи с изъятием из УК РФ соответствующей статьи. Но, как отмечает Дмитрий Шипилов, "именно "дело Сорокина" становится отправной точкой для следователей всех мастей - они открывают для себя блогосферу как источник интересного и увлекательного применения своих профессиональных способностей".  

За публикацию "Тулеев покрывает педофилов", на сайте кемеровского областного отделения КПРФ в мае 2011 года кемеровский суд потребовал от отделения опровержения материала и взыскал 500 тысяч рублей на возмещение морального вреда в сумме. А текст кемеровских КПРФ-овцев "Испытание психушкой детей-сирот в Кузбассе" привлек внимание юристов губернатора и в сентябре 2011 года в суд Центрального района города Кемерово передали иск губернатора к сайту местного отделения КПРФ. Иск был удовлетворен и КПРФ должно было выплатить 720 тысяч рублей Тулееву в качестве компенсации.

18 сентября 2011 года интернет полнится слухами о внезапной кончине Тулеева. И по факту их распространения заводится уголовное дело, проводятся допросы блогеров, пользователей социальных сетей. На основании решения кемеровского суда следователи читают частную переписку пользователей "ВКонтакте".  Но до сих пор источник распространения слухов следователями не установлен, хотя виновным от Интернета и был назначен курсант Богдан Сухих. Но в отличие от Дмитрия Шипилова, курсанта Сухих Аман-Гельды Тулеев простил.