Медиановости

31 мая 2012 17:36

Новую биографию Эдуарда Лимонова написал бывший главред "Нового взгляда"

У писателя и лидера "Другой России" Эдуарда Лимонова появился новый биограф - Евгений Додолев.

В 90-е годы Додолев был главредом газеты "Новый взгляд", для которой писал только вернувшийся в Россию из эмиграции Эдуард Лимонов. Спустя почти 20 лет Додолев решил написать о том времени и том Лимонове - "Лимониана, или неизвестный Лимонов".

"Книга, написанная журналистом, — явление известное и распространенное. Гораздо более редкой является книга редактора. "Лимониана" Евгения Додолева — как раз такая. Тексты самого автора занимают только малую ее часть. Она не столько написана, сколько составлена — воистину редакторское произведение", - пишет на портале Каспаров.Ru Антон Семикин.

По его словам, "книжку невозможно однозначно определить ни как апологию Лимонова, ни как направленную против него. С одной стороны, здесь есть ряд выпадов и целых текстов, написанных "против" "Эдички". С другой — хватает и хвалебных статей, в первую очередь авторства "духовного сына" Лимонова, в прошлом скандального журналиста в России первой половины 1990-х, а ныне звезды современного искусства и фотографии, гражданина США Ярослава Могутина. Но главное — тут опубликовано множество статей самого Эдуарда Вениаминовича середины 1990-х. Даже воспроизведен одни из номеров "Нового взгляда" за 1996 год, полностью отданный под статьи Лимонова".

Семикин считает, что Додолев колеблется в своем отношении к предмету собственных писаний. "В начале обзывает его "маргинальным партфункционером". Подобная категоризация, может, и была объективно справедлива во времена сотрудничества главы "Нового взгляда" с основателем НБП, но сейчас-то уж точно является неверной, вне зависимости от отношения к политактивности вождя нацболов. Кажется, в чем-то один из капитанов медиабизнеса 1990-х Евегний Додолев так и остался в том, звездном для него времени", - пишет журналист.

По мнению Семикина, второе название книги не совсем верно. Речь не о неизвестном, а о подзабытом Лимонове девяностых. Ряд эпизодов "Лимонианы" уже фигурировали в собственных мемуарах писателя: в "Книге мертвых", "Анатомии героя" и "В плену у мертвецов". Большинство "нововзглядовских" публицистических текстов классика можно было найти в любовно сберегающем каждую его строчку "ЖЖ"-сообществе. Так что речь, конечно, не о новом открытии, а о напоминании.

В этом смысле даже более интересными представляются извлеченные из архива и переизданные несколько старых статей Славы Могутина, этого "Лимонова на 30 лет моложе". Настоящий подарок для ценителей богемы и медиабезумия ранних девяностых, подчеркивает Семикин. Когда Додолев большим абзацем перечисляет состав гостей тусовки в ЦДЛ, куда как более пестрый и экстравагантный, чем пластмассовая номенклатура путинского гламура, всех этих "молодых тусовщиков, фашистов и журналистов-гомосексуалистов", это полный восторг. Вообще книга способна вызвать острейшую ностальгию по еще неумелому, во многом наивному, но крайне креативному и разухабистому медийному буйству первых постсоветских лет.

"Интонация, в которой пишет Додолев, тоже отдает ностальгическим, "винтажным" ароматом "ретро". Несмотря на "крутизну" и успешность автора, в своей стилистике он трогательно, мило старомоден", - отмечает журналист.

Однако, по его словам, из книги невозможно выудить ответ на вопрос, а зачем, собственно, Додолев ее написал. Ведь не из одного же желания преподнести в подарок публике порцию действительно талантливой, первоклассной публицистики 20-летней давности (и авторства не только одного Лимонова)? И, вероятно, не только затем, чтобы ностальгировать по временам НВ, который в лучшие времена был действительно весьма ярким и интересным СМИ.

Как предполагает Семикин, тут сыграл роль шумный успех биографии "Лимонов" Эммануэля Каррера в Европе. "Не решил ли один из beautiful people 1990-х Евгений Додолев запрыгнуть в поезд биографов "Эдички", который на всех парах летит к успеху на Западе? Тем более основатель "Нового взгляда" мимоходом упоминает, что еще на рубеже советских времен издавал во Франции "советологические" книги в соавторстве с французскими коллегами. Уже грядет издание книги Каррера в России, и не попытался ли автор "Лимонианы" "сыграть на опережение"?

А может, все проще? И настоящая причина в том, что "маргинальный политфункционер" — это просто самый яркий персонаж из встреченных гламурным функционером элитной медийной тусовки Евгением Додолевым на своем жизненном пути?" - задается вопросом журналист.