Медиановости
/ Бизнес, Конфликты, Пресса

26 июня 2013 21:36

"Газета о газетах": Не лгать и жить на средства семьи и друзей

Редакция "Газеты о газетах" созвала пресс-конференцию, чтобы рассказать, кто заказал публикацию "поддельного" интервью Сергея Соловьева, опубликованного журналом Forbes. А также сообщить: издание готовит иск к "Новой газете в Петербурге". Закончилось мероприятие разоблачением самого издания, чьи представители беспрестанно путались в показаниях.

Долгожданная пресс-конференция «Газеты о газетах» (ГоГ) обернулась провалом. Организаторы обещали поведать общественности о том, кто стоит за «проплаченными» публикациями в российских СМИ. Вместо этого спикеры, объявившие себя, как известно, «главными борцами с ложью в журналистике», попытались довольно беспомощно опровергнуть все, что известно о них самих прессе, и по существу не смогли ответить ни на один конкретный вопрос. Так, позиционируемый некоторое время сотрудником «Газеты о газетах», Андрей Михайлов, оказывается, никогда им не был. «Шпионка» Мария Купрашевич никогда не работала в компании главреда ГоГ Марии Майоровой и даже не знакома с ней. «Пострадавший» Сергей Соловьев не летал в одном самолете с заказчиком публикации в Forbes, несмотря на то, что в распоряжении СМИ есть подтверждающие этот факт документы. И никто из перечисленных персон не имеет ни малейшего представления о том, кто такой Евгений Пригожин. По окончании встречи в недоуменных взглядах журналистов читался отчетливый вопрос «Что это было?».

Итак.

Стопка «Газет о газетах» у входа в пресс-центр и четыре спикера: заказчик разоблачений СМИ Андрей Михайлов, главный редактор «Газеты о газетах» Мария Майорова, первого СМИ, написавшего о скандале с ложной публикацией в Forbes, «пострадавший» Сергей Соловьев и штатный юрист издания. Еще должны были быть представители Forbes, но не пришли – приглашение, как сообщили коллеги в зале, пришло им аккурат накануне вечером.

Сеанс недоразоблачения

Начала пресс-конференцию Мария Майорова с рассказа о том, почему «Газета о газетах» решила заняться разоблачением СМИ. Из слов руководительницы медиа следует, что сюжеты с «разоблачениями» изданию «подкидывал» бизнесмен Андрей Михайлов, которого Майорова назвала «своим личным контактом».

«Когда в руки попал документ про питерское отделение АиФ, в котором рассказывалось, что в издании была размещена проплаченная статья с недостоверной информацией, для нас это было сенсацией, - описала она свои чувства. - Поэтому материал пошел в печать. Откуда ко мне попал этот материал? Его мне передал Андрей Михайлов. Он – мой знакомый».

История с Дмитрием Быковым – тоже проделки Андрея Михайлова, правда, об этом редакция ГоГ до поры до времени не знала. «После АиФа у нас был материал про Дмитрия Быкова, - вспоминает она. - В феврале Быков поехал в город Нижняя Тура агитировать за некого кандидата в депутаты Сергея Соловьева. Естественно, за деньги. Мы написали репортаж. Нам пришло письмо в редакцию от Сергея Соловьева, который рассказывал эту историю, и были предоставлены все необходимые документы, чтобы подтвердить подлинность того, что изложено в письме. Все доказательства имелись, поэтому мы напечатали материал». Хотя, как отмечает Майорова, у редакции «были определенные сомнения, что к этой истории может быть причастен Андрей Михайлов».

– Но это было не так важно, - отмела сомнения Майорова.

– В конце весны имя Сергея Соловьева всплыло в прессе опять, - рассказала она. -  Всплыло в связи с тем, что было размещено интервью в Forbes с тем же самым кандидатом в депутаты в один из городов в Свердловской области. Это было забавно, потому что в феврале мы писали об этой истории. Было не понятно, как эта история могла повториться.

Тут-то ГоГ и решила провести собственное расследование. И, начав разбираться в истории, с удивлением обнаружила, что за сюжетом вновь стоит старый знакомый Майоровой Михайлов. Что было дальше – общественности известно.

И вот издание вроде бы решило объясниться. «Нашу газету связывали с какими-то личностями, которые мне лично неизвестны, приписывали нам определенных меценатов, мне приписывали каких-то несуществующих работников, и, кроме того, была куча каких-то косвенных улик, которые связывают меня, газету с заказчиками публикации в Forbes, - заявила Майорова. - В этих публикациях сказано, что мы являемся негласным проектом некоего человека, которого зовут Пригожин. Что у него есть компания, которая занимается организацией подстав на все СМИ. Кроме того, нам приписывают связь с какими-то шпионами, заявляют, что какие-то люди работают в фирме, в которой я являюсь учредителем и генеральным директором».

На все эти вопросы Майорова ответила сама себе: «Питерский рынок рекламы и информации достаточно узкий. Если хочется привязать факты, это просто сделать: всегда можно найти какие-то пересечения, связи».

После этого, в общем-то, стало ясно, что едва ли руководство ГоГ расскажет собравшимся что-то, отличное от того, что всем уже известно и так. Но попытка добиться конкретики стоила свеч – полтора часа подряд сотрудники «Газеты о газетах» опровергали очевидное. И не «раскололись», даже когда их уличили в банальном вранье.

Братство фрилансеров

Юрист Игорь Рябов сообщил журналистам – «Газета о газетах» намерена подать  два иска к «Новой газете» по итогам публикаций о связи издания с заказчиками атаки на Forbes. Один иск связан с тем, что издание незаконно опубликовало личные данные главного редактора СМИ Марии Майоровой, второй иск направлен на защиту деловой репутации СМИ. Рябов сообщил, что редакция занята сбором документов, после чего заявления будут направлены в суд.

Многословное выступление юриста по поводу Forbes свелось к тому, что, по его мнению, журнал нарушил закон, поскольку не проверил достоверность распространяемых сведений. Рябов заявил, что вопреки распространенному «заблуждению» о том, что ответственность за содержание рекламного сообщения несет рекламодатель, - на самом деле это почетная обязанность закреплена за СМИ. Кроме того, ссылаясь на неизвестные широкой общественности статьи закона «О рекламе», Рябов уверенно сообщил, что размещенное интервью Соловьева не может быть отнесено к рекламному тексту, так не содержит рекламу «конкретного товара или услуги». Также юрист упрекнул Forbes в том, что издание не получило разрешения Соловьева на публикацию фотографий. Замечания о том, что ответственность за содержание рекламного сообщения несет рекламодатель, Рябов гневно отверг. Все эти заявления заставили журналистов усомниться в компетентности эксперта. На вопрос, какую юридическую компанию он представляет, Рябов сначала грубо отреагировал фразой «какое вам дело!», но, смягчившись, сказал, что он индивидуальный предприниматель.

«Кто вы?» – этот неожиданный вопрос спикерам задавали не единожды. Абсурднее всего получилось с Андреем Михайловым, который признался, что разместил поддельное интервью Соловьева в Forbes и пригласил на гастроли Быкова, чтобы проверить СМИ «на вшивость». В начале пресс-конференции Майорова заявила, что Михайлов –  ее «знакомый, личный контакт».  И заверила: Михайлов «не является и никогда не являлся сотрудником «Газеты о газетах».

Прокомментировать это заявление руководителя ГоГ попросила Марина Скалдина, главный редактор портала СПбСЖ.Ру петербургского Союза Журналистов. В декабре 2012 года Мария Майорова представила Марине Скалдиной Михайлова как директора по административным вопросам «Газеты о газетах». Руководитель СПбСЖ.Ру приходила в офис газеты, когда в Союз журналистов стали поступать жалобы сотрудников на то, что редакция не выплачивает заработную плату.

Однако на пресс-конференции Мария Майорова от своих слов отказалась. Коллеги из СПбСЖ.Ру продемонстрировали фрагмент аудиозаписи, где глава ГоГ говорит, что Михайлов «занимается в издании административными вопросами». Аудиозапись произвела фурор – журналисты устроили бурные овации.

Руководитель издания не смутилась. «Я не лгала, просто сказала, что человек на встрече присутствует не просто так, – объяснила она. – Иначе были бы вопросы - почему он здесь и как. Наверное, я была не права, что так сказала – сути этого не меняет». С этим не согласились журналисты, отметив, что это обычное вранье. Причем, это позволяет себе глава СМИ, которая борется против лжи в прессе.

Сам Михайлов о своем статусе ответил коротко – «гражданин РФ». Затем добавил, что он сейчас фрилансер и сотрудником «Газеты о газетах» не является.

СМСки с угрозами

Потом случилось нечто необычное. Мария Майорова заявила: после визита представителей Союза ей и сотрудникам «Газеты о Газетах» приходили СМС с угрозами и вымогательствами. Руководитель издания даже зачитала их содержание: «15 тысяч евро и проблем с сотрудниками не будет. Марина». По словам Майоровой, в конце сообщения указан телефон, который можно найти на сайте петербургского Союза журналистов. Руководитель предложила и журналистам ознакомиться с посланием. Правда, воспользоваться предложением успели не все – Майорова показала экран телефона паре журналистов. Руководитель газеты почему-то сообщила, что эту историю «замолчали», потому что волна скандалов вокруг «несостоявшихся работников» стала утихать. Логику поняли не все слушатели. К слову, если СМС Майорова все же не получала, издание вполне может рассчитывать на судебный иск от петербургского СЖ.

Во время блиц-опроса журналист Фонтанки.ру Денис Коротков поинтересовался, на чьи средства существует издание. «60 тысяч экземпляров – указанный тираж, распространение бесплатное, интернет-версия, журналисты, расходы. Откуда у вас деньги?» – спрашивал он. Мария Майорова сообщила, что «ГоГ» «подпитывается» из разных источников. «Личные средства моей семьи и деньги от рекламы  - их немного, но они есть, средства моих друзей. Если вы считаете, что это спонсоры, пусть будут спонсоры, – сообщила Майорова, отказавшись назвать конкретные персоналии.

На прямой вопрос, знакома ли руководительница газеты с Евгением Пригожиным Майорова ответила решительным «нет». «С таким человеком я не знакома, - отметила она. - Другое дело, что в последнее время много о нем читаю и теперь знаю много, потому что мне интересно, с кем меня связывают». Также, по словам Майоровой, возглавляемые ей компании «Алемана-Лайф» и «Принципиум» не получают и не получали какой-либо помощи со стороны каких-либо других структур.

Аналогично на вопрос отреагировал и Михайлов: «Фамилию, которую вы называете – Евгений Пригожин – слышу только от вас». А затем стал зачем-то отрицать свою причастность к компании «Кентер», которая договаривалась с Forbes о размещении интервью с Соловьевым. На вопрос о том, откуда взялись деньги на разоблачения СМИ, Михайлов ответил, что взял кредиты.

Напомним, в ночь на 26 июня на Фонтанке.ру вышел материал о Марии Купрашевич – девушке, которая устроилась в федеральную «Новую газету», а затем в «МК в Питере» с, мягко говоря, не самыми корректными целями. Девушка, в общем-то, и рассказала авторам материала все, что знала: в частности, про работу в компании «Принципиум», принадлежащей Марии Майоровой, и про знакомство с последней.

Однако Майорова заявила о том, что она не брала на работу Марию Купрашевич. «Единственная Мария, которая работала в «Принципиум» – это я», – сообщила Майорова. Не смутил владелицу «Газеты о газетах» и тот факт, что, по информации СМИ, в трудовой книжке Купрашевич есть запись о работе в «Принципиуме». «Я с ней не общалась, не знаю, что она говорила и что вы говорили ей», - заявила Майорова. Интересно, что в отличие от Купрашевич, которая заявила Фонтанке.Ру, что общалась с руководителем «Газеты о газетах» буквально накануне, Майорова всякие контакты с «неудачливой шпионкой» отрицает.

Казус с креслами

Забывчивость оказалась у спикеров в тренде. Так, Андрей Михайлов и Сергей Соловьев с трудом вспомнили, что делали 23 февраля. Согласно информации «Новой газеты», в этот день официально познакомившиеся только весной (после скандала с Forbes), летели в 19:30 на борту воздушного судна, следовавшего курсом из Петербурга в Екатеринбург.

«Я не помню, что было, - заявил Соловьев. - В Екатеринбург летаю часто, по работе, в соседнем кресле Андрея Михайлова не заметил. Увидел в соседнем кресле здесь. У нас была мужская пьянка, я не помню». Михайлов подтвердил, что в самолете летел, правда, Соловьева в соседнем кресле не заметил.

Журналисты также поинтересовались: не записывалось ли, случаем, видеовыступление Максима Болонкина, взявшего на себя ответственность за DDoS-атаку на СМИ 9 мая, в офисе «Газеты о газетах», расположенном в центре «Петровский форт» по адресу Финляндский проспект, дом 4А? После небольшой паузы Майорова ответила, что если съемка там и происходила, то ей об этом ничего неизвестно.

В итоге, участники пресс-конференции постарались увести дискуссию в более миролюбивое направление. Например, поразмышлять о причинах продажности современных медиа или же оспорить позицию Forbes в рейтинге деловых СМИ. С помощью этого шага, организаторы, очевидно, намеревались внести раскол в медийный фланг. Не вышло.

Почему попытки дискутировать обречены на обвал, пояснила журналист «Новой газеты» Нина Петлянова.  «Вы сейчас говорите не о проблеме, - отметила она. - Возможно, не буду этого отрицать, в России и есть журналисты, которые за деньги что-то делают. Но мы говорим не о реальных ситуациях, когда редакция раскопала, доказала факты. Вы получили письмо от Соловьева, и даже не проверив его, поставили на сайт. Мы говорим о ситуациях нереальных, ситуациях спровоцированных. Поэтому разговор у нас и не получается».

«Я вижу провокацию. Я вижу вещи, которые не позволяют мне вам верить, - отметил Денис Коротков. -  Вы сейчас говорите, что не имеете отношения к компании «Кентер». Это уже четвертая компания с похожим названием, в предыдущих трех вы были соучредителем. Четвертый «Кентер» расположен там же, где и предыдущие три и имеет партнеров, которые подтверждают, что Михайлов связан с этими компаниями. Как мне верить вам после этого?»

Не получили ответа журналисты и на один из самых любопытных вопросов: почему Сергея Соловьева возмутила публикация Forbes и оставила равнодушным публикация «Газеты о газетах»? Ведь издание первым разместило ложную информацию о том, что Соловьев – кандидат в депутаты (в той самой Нижней Туре), а это – ложь. «Пострадавший» почему-то долго не понимал, чего от него хотят. А когда понял, то ответил пространно – текста не видел, своей фотографии тоже, а потому претензий к изданию не имеет.

  • Фоторепортаж: «Пресс-конференция "Газеты о Газетах"»
  • Фоторепортаж: «Пресс-конференция "Газеты о Газетах"»
  • Фоторепортаж: «Пресс-конференция "Газеты о Газетах"»
  • Фоторепортаж: «Пресс-конференция "Газеты о Газетах"»
  • Фоторепортаж: «Пресс-конференция "Газеты о Газетах"»
  • Фоторепортаж: «Пресс-конференция "Газеты о Газетах"»
  • Фоторепортаж: «Пресс-конференция "Газеты о Газетах"»
  • Фоторепортаж: «Пресс-конференция "Газеты о Газетах"»
  • Фоторепортаж: «Пресс-конференция "Газеты о Газетах"»
  • Фоторепортаж: «Пресс-конференция "Газеты о Газетах"»
  • Фоторепортаж: «Пресс-конференция "Газеты о Газетах"»