Как только журналист начинает писать "джинсу", он перестает быть профессионалом. Такое мнение высказал доцент факультета журналистики СПбГУ, основатель первого российского пиар-агентства "Николло М" и личный консультант Бориса Ельцина на выборах 1996 года Игорь Минтусов, выступая на XVII фестивале СМИ Ленинградской области.
Мастер-класс Минтусова "Власть и общество: что могут, не могут и не умеют делать специалисты по связям с общественностью, работающие в органах власти" был посвящен не всегда простым взаимоотношениям журналистов и пресс-служб. И тому, почему работа в госорганах сегодня – это отказ следовать общественным интересам.
"Конечно, у нас есть независимая пресса. У независимых журналистов еще пока неплохая репутация в России", - высказал мнение Минтусов, пояснив, что именно этим-то и пользуются те представители профессии, что берут деньги за публикации в СМИ.
Представители областных СМИ попросили привести конкретные примеры. Лектор задумался, добавив, что "приближенной к идеалу была бы пресс-служба Господа нашего, если бы такая была". Впрочем, назвал и конкретные имена. В шорт-листе основателя первого российского пиар-агентства оказался журналист Михаил Леонтьев, издания "Новая газета" и журнал "The New Times". "Назову, может, и не близких мне, но независимых", – охарактеризовал он фигурантов списка. Что же касается "другого полюса", то на нем, по версии Минтусова, сегодня находится газета "Известия".
"Независимый журналист, – добавил Минтусов, – это тот человек, который пишет материалы за ту зарплату, которую платит ему его издание, и не берет денег "на стороне". Это человек, который живет на свою зарплату. Как только журналист начинает делать "джинсу", он перестает быть профессионалом".
Драма госпиара
"Интересы граждан должны находится в приоритете по отношению к интересами власти, – отметил он. – Для пиарщиков на государственной службе – тех же пресс-секретарей, в этом месте и начинается драма", – заключил Минтусов.
Эксперт пояснил, что пресс-секретарь на госслужбе – "слуга двух господ". "С одной стороны, он – представитель власти, с другой – гражданин, – отметил Минтусов. – Когда власть следует собственным интересам взамен интересов общества, то пресс-секретарь становится заложником этой установки". Отказываясь ставить на первое место интересы власти, сотрудник нарушает трудовой договор, игнорируя интересы граждан, и не выполняет свой общественный долг.
"Какую позицию пиарщик должен занимать, если его непосредственное начальство диктует, как надо действовать? – отмечает Минтусов. – Каждый из них сам для себя решает, как поступить. Наше государство является тесно и жестко иерархированным, и давать специалисту совет, идти ли на баррикады, я бы поостерегся".
Впрочем, "нравственные страдания" сотрудников пресс-служб – их личное дело. За рубежом ситуация обстоит иначе. "Знаете, что есть в трех западных учебниках по пиару, и чего нет в хорошем российском учебнике? – спросил Минтусов. – Главы о профессиональной этике".
Возможно, именно необходимость сделать выбор в пользу интересов власти и делает работу пиар-специалиста в России столь высокооплачиваемой. Минтусов отметил, принимая участие в сопровождении пиар-кампании парламентских выборов в США, что был удивлен небольшому бюджету пресс-службы.
"Когда я приехал, стал смотреть бюджет. Пресс-служба – цифра маленькая. 6 или 8 тысяч долларов: зарплата пресс-секретаря, аренда офиса, бумага. Я говорю, "это хорошо, а бюджет пиар-кампании-то где? Ну как же, отвечает мне кандидат в сенаторы, вот, смотрите, зарплата пресс-секретарю, его помощнику, аренда, бумага…". И я понял, что он просто не понимает вопроса. И мне стало стыдно". Да и задачи у пресс-секретаря, как правило, иные: не уговорить СМИ опубликовать проплаченную публикацию, а предложить вниманию прессы интересный аудитории инсайд.