Мнения
/ Интервью

11 марта 2014 17:09

Журнал "Санкт-Петербургский университет" стал научно-популярным

В новый 2014 год журнал "Санкт-Петербургский Государственный Университет" вошел в обновленном формате. В интервью главный редактор издания Вера Свиридова рассказала, как провести ребрендинг университетского журнала за полтора месяца.

- Как изменился журнал "Санкт-Петербургский университет"?

- Прежде журнал "Санкт-Петербургский университет" выходил в черно-белой цветовой гамме один раз в три недели. Журнал представлял собой корпоративное издание, в котором публиковали, если так можно выразиться, всего понемногу: от новостей до отчетов с заседаний профкома. Отчасти журнал дублировал информацию, которая более оперативно размещалась на портале СПбГУ. Как результат, издание было неинтересно молодой части аудитории – студентам, молодым сотрудникам и ученым, и почти неинтересен внешней аудитории.

Стало понятно, что журнал больше не отвечает потребностям и самих потенциальных читателей, и самого вуза. СПбГУ активно развивается – за прошедшие годы он превратился в один из крупнейших учебно-научных комплексов мирового уровня. Помимо этого, Университет – это еще и авторитетное экспертное учреждение. Логично, что журнал "Санкт-Петербургский университет" должен отражать эту специфику – рассказывать в доступной форме для широкого круга лиц о фундаментальных и прикладных научных исследованиях ученых, результатах работы специалистов СПбГУ в качестве экспертов, о новых образовательных программах, уникальном оборудовании, современных лабораториях, книгах и учебниках. Как нельзя лучше для этого подходит научно-популярный формат. Он предполагает большое количество иллюстративного материала (фотографий, инфографики), который выигрышно смотрится при полноцветной печати.

Чтобы убедиться в том, что представления руководства СПбГУ не расходятся с представлениями и потребностями читательской аудитории, специалисты университетского ресурсного центра "Центр социологических и интернет-исследований" провели опрос среди сотрудников и обучающихся. В ходе опроса выяснилось, что более 80% респондентов хотят, чтобы в журнале публиковали статьи, посвященные исследованиям ученых СПбГУ; 47% желают больше знать о технике и оборудовании, на которых работают ученые; почти 70% – о новинках университетского издательства и выходе книг, авторами которых являются преподаватели и выпускники СПбГУ. Выяснилось также, что 50,1% респондентов считают, что журнал "Санкт-Петербургский университет" должен быть полноцветным.

Отвечая на потребности аудитории, структура журнала была построена из нескольких блоков. Первый посвящен исследованиям и разработкам ученых СПбГУ (рубрики "В фокусе", "Сделано в СПбГУ", "Наука и практика", "научный дебют", "Гранты"), второй – вопросам организации научной работы (рубрика "Наукометрия") и передовому оборудованию, на котором проводят исследования студенты и ученый СПбГУ (рубрика "Научный парк"), третий – новым образовательным программам и стандартам. Рубрики четвертого блока говорят сами за себя – "Гость номера", "Блогосфера", "Прямая речь". Еще один блок посвящен истории формирования книжной коллекции СПбГУ, новинкам университетского издательства СПбГУ и т.п.

Что касается дизайна, то новую композиционно-графическую модель (КГМ) журнала разработала магистрантка СПбГУ Мариам Сума. Оценить ее может каждый желающий. PDF-версия журнала размещена на сайте журнала.

- Увидеть журнал в формате PDF стало возможным только с обновлением или он был доступен в этом формате на сайте и раньше?

- Раньше PDF-версия действительно не публиковалась в интернете. Между тем, такая потребность существует. В ходе опроса, проведенного социологами СПбГУ, выяснилось, что 22,7% респондентов удобнее читать именно PDF-версию журнала "Санкт-Петербургский университет". Теперь у наших читателей такая возможность есть. Более того, на сайте журнала открыта бесплатная подписка на электронные выпуски журнала в формате PDF. Подписчики будут получать свежие номера журнала одновременно с выходом его печатной версии. Подписчиком может стать любой желающий.

- С какой периодичностью выходит журнал? Изменилась ли периодичность с обновлением?

- Журнал в обновленном формате выходит один раз в месяц.

- Сколько человек работает над номером?

- Если говорить о штатных сотрудниках, то их порядка десяти. Однако мы все, в первую очередь, работаем в СПбГУ, в Управлении по связям с общественностью. Поэтому часть сотрудников выполняют еще и задачи, стоящие перед Управлением в целом.

- Чье было решение обновить журнал?

- Руководства Санкт-Петербургского государственного университета.

- Сколько времени ушло на перезапуск?

- Если округлять, обновленный журнал с нуля был создан за полтора месяца. Как и любой медиапродукт, журнал будет развиваться и совершенствоваться.

- Сколько шла работа над обновлением? Сколько человек работало над обновлением?

- Непосредственная работа над обновлением началась в первых числах декабря с обсуждения и разработки новой структуры. Параллельно был выпущен последний новогодний номер журнала в прежнем формате. К подготовке текстов в первый обновленный номер приступили во второй половине декабря, к созданию новой композиционно-графической модели – в конце декабря. Уже 8 февраля 2014 года PDF-версия обновленного журнала была опубликована на сайте. Говорю "уже" по нескольким причинам. Во-первых, из указанного временного диапазона следует вычесть длинные январские выходные. Во-вторых, "обкатка" новой КГМ – это всегда трудоемкий процесс, некоторые статьи переверстывались не один раз. В-третьих, журнал содержит большое количество инфографики и иллюстративного материала. Любой, кто сталкивался с созданием качественной инфографики, знает, что она делается не за один день.

Над обновлением журнала работали все сотрудники Управления по связям с общественностью СПбГУ.