Медиановости
/ Версии, Медиасреда

24 июня 2014 15:22

Россия-Украина: календарь журналистских смертей

С начала российско-украинского конфликта в ходе боевых действий погибло 5 журналистов: Вячеслав Веремий, Игорь Костенко, Андреа Рокелли, Антон Волошин и Игорь Корнелюк. Лениздат.Ру освещает их профессиональную деятельность и обстоятельства гибели.

По данным международной организации «Репортеры без границ», с начала года при выполнении своей работы на Украине погибло пятеро журналистов.

19 февраля первой жертвой событий на Украине стал корреспондент украинской газеты «Вести». Издание, в котором работал журналист, описало события следующим образом: поздним вечером 18 февраля на перекрестке Владимирской и Большой Житомирской улиц Киева неизвестные вытащили Веремия и IT-специалиста компании Алексея Лымаренко из такси, на котором оба возвращались с работы. К остановившемуся на перекрестке автомобилю подбежали мужчины в черных масках, камуфляже и с битами и стали раскачивать машину и кидать в салон коктейли Молотова. Нападавшие вытащили пассажиров из автомобиля и жестоко избили. Водитель получил серьезные травмы ног, Лымаренко изуродовали лицо, а Веремий получил пулевое ранение в грудь. В тяжелом состоянии журналист был доставлен в больницу, где в ходе операции скончался от полученных ранений. По версии «Вестей», нападавшие были «титушками».

веремий.JPG

Вячеслав Веремий

Незадолго до убийства журналист вышел на работу после длительного больничного: в январе в ходе столкновения протестующих и силовиков Веремий получил травму глаз и частично потерял зрение. У журналиста осталась вдова и четырехлетний сын.

В начале апреля киевские власти задержали подозреваемого в убийстве Веремия – им оказался сорокалетний уроженец Донецкой области, который в течение последних 11 лет жил в Киеве и управлял группой спортсменов, оказывающих охранные услуги за деньги. По словам министра МВД Украины Арсена Авакова, подозреваемый дал показания о том, что в нападении участвовало 20 человек.

Вячеслав Веремий работал в газете «Вести» со дня открытия проекта – 14 мая 2013 года. Он был ведущим журналистом издания, готовил публикации на острые социальные темы, проводил расследования, писал репортажи с Евромайдана, - отмечено на сайте издания

20 февраля около Октябрьского дворца в центре Киева было обнаружено тело двадцатидвухлетнего украинского корреспондента Игоря Костенко. Подробности гибели журналиста остались неизвестными. Костенко учился на географа и работал в спортивном издании «Спортаналитик». В Киеве журналист находился не по редакционному заданию.

Игорь костенко.jpg

Игорь Костенко

«На момент убийства Костенко работал журналистом, писал о футболе. 18 февраля он еще работал, был в офисе, но потом  отпросился пораньше, чтобы поехать в Киев. Насчет подробностей нам почти ничего не известно: официально он был убит двумя снайперскими пулями, скорее всего, никакой новой информации нет, иначе редакция была бы в курсе», - рассказали Лениздат.Ру в редакции «Спортаналитики».

В редакции издания «Спортаналитика» Игорь Костенко работал с января 2013 года.

27 мая была подтверждена гибель итальянского фотожурналиста Андреа Рокелли, который стал первой жертвой в ходе конфликта на юго-востоке Украины. Известие о гибели корреспондента было опубликовано в аккаунте TwitterДонецкой народной республики. 24 мая группа иностранных журналистов, среди которых был Рокелли и его переводчик Андрей Миронов, попала под минометный обстрел в районе поселка Андреевка под Славянском. Информацию об обстреле подтвердил и французский фотограф Вильям Рогульен, который сам был ранен. Ряд российских государственных СМИ утверждают, что репортер и его переводчик погибли в результате действий украинских силовиков, однако достоверно этот факт еще не доказан.

рокелли.JPG

Андреа Рокелли

28 мая гроб с телом Рокелли был доставлен спецрейсом в Рим. Андреа Роккелли похоронен в родном городе Павия в итальянском регионе Ломбардия, на севере Италии. Итальянский МИД потребовал от Украины расследования обстоятельств гибели журналиста. «Мы настаиваем на продолжении расследования, которое было инициировано властями Киева, относительно факта гибели Андреа Роккелли. Полагаем необходимым требовать разъяснений по его развитию и наказанию виновных», - процитировали РИА «Новости» слова главы МИДа Италии Фредерики Могерини.

Фотожурналист начал свою работу в  Grazia Neri Photo Agency, в 2007 году — ассистентом в студии Алекса Майоли (Alex Majoli). В 2008 году Рокелли создал агентство Cesura. За рубежом он работал на Кавказе, в Киргизии, в Тунисе и Ливии для «Primavera Araba». Он жил и работал в Москве и в Милане и сотрудничал с многочисленными газетами и журналами, такими как Newsweek, Wall Street Journal, l’Espresso, Le Monde, Foreign Policy, «Новая газета», Zurich Zeitung и «Коммерсант».

17 июня под обстрел недалеко от Луганска попала съемочная группа ВГТРК. Звукорежиссер Антон Волошин был убит разрывом мины и позднее опознан третьим членом съемочной группы – оператором Виктором Денисовым, который в момент попадания снаряда находился в некотором отдалении от группы. Корреспондент ВГТРК  Игорь Корнелюк скончался на операционном столе Луганской областной клинической больницы.

Постпред Украины в ООН Юрий Сергеев заявил о том, что журналисты попали под обстрел в результате ответных действий украинских военных, которые среагировали на военные действия группы террористов, находившихся неподалеку. При этом на журналистах не было опознавательных знаков, хотя по информации ряда СМИ Игорь Корнелюк во время обстрела держал в руках диктофон с символикой телеканала «Россия».

игорь корнелюк.jpeg

Съемочная группа ВГТРК

О том, что погибший Игорь Корнелюк – журналист, выяснилось лишь в Луганской больнице. Несмотря на рекомендации властей не пренебрегать защитными касками и опознавательными жилетами, на съемку группа выехала без экипировки.

18 июня журналист радио «Свобода» Елена Рыковцева опубликовала материал, посвященный оставшимся в живых начальникам журналистов ВГТРК.Рыковцева задалась вопросом, почему телеканал отправил на войну корреспондента, не имеющего опыта работы в военной обстановке. «Сейчас они требуют "обеспечить безопасность журналистов, которые работают на Украине" – от Киева. А что они сами сделали для того, чтобы ее обеспечить? Что они сделали? Они даже говорить об этом не хотят! Вчера я слушала, как один за другим известие о гибели Корнелюка комментировали руководители других телевизионных компаний. Рефрен был один: ни шагу назад», - отметила журналист. – «Но поскольку в своих призывах к Киеву и к мировому сообществу вы продолжаете требовать защитить не бойцов, а журналистов, то и я могу вас спросить: почему вы вчера мне НИ СЛОВА не сказали о том, что сами вы сделаете для того, чтобы мы больше не оплакивали своих коллег? НИ СЛОВА не было сказано о том, как именно вы пытаетесь сохранить жизнь своим сотрудникам, которые там продолжают работать, и тем новым, которых вы продолжаете и продолжаете туда посылать. "Мы там остаемся" – вот все, что было сказано».

Рыковцева поразилась, почему, если среди сотрудников ВГТРК есть те, кто прошел Северный Кавказ, Балканы, Афганитсан и Ирак, руководство, тем не менее, посылает снимать репортажи о войне журналиста, который руководил детской редакций и работал вполне мирным спецкорром в Мурманске: «Суды, моряки, корабли». Однако телевизионное руководство так и не представило внятных объяснений, почему журналисты не были проинструктированы перед командировкой, почему ходили на «стенд-апы» в белых рубашках вместо касок и бронежилетов, и почему с вниманием к ценности жизни сотрудников руководство ВГТРК отнеслось только после их гибели.

Ирина Журавлева