Мнения
/ Интервью

8 сентября 2014 14:07

Кирилл Искренко: Мы помогаем людям отстаивать свои права

 
Руководитель крупнейшего в России портала бесплатных юридических консультаций 9111.ру Кирилл Искренко рассказал "Лениздат.Ру", как  работают эти услуги, как схожие сервисы сотрудничают с журналистами и нет ли здесь подвоха для пользователя в виде "бесплатного сыра в мышеловке". 
 
– Кирилл, как возникла идея портала с юридическими консультациями? Как он функционирует?
 
– В 2000-м году нам пришла в голову мысль организовать сервис для граждан, чтобы повысить их правовую грамотность. Этот сервис — связующее звено между пользователями и юристами, и по большей части он бесплатный. За 14 лет мы дали почти 4 миллиона бесплатных консультаций, есть запросы, на которые пользователи получают и по три отклика. Но, к сожалению, невозможно ответить всем. На "бесплатные" вопросы публикуются ответы в 70-80% случаев. В остальные 20% входят и неправильно составленные формулировки, не относящиеся к сфере юриспруденции, и вбросы "городских сумасшедших". Сейчас в среднем юристы дают по 7 тысяч бесплатных консультаций в день, что выгодно нас отличает от других, возможно, некорректно работающих организаций. 
 
– А что вы подразумеваете под "некорректно работающими"? 
 
– То, что они создают свои страницы, чтобы быстро привлечь клиента и его деньги. Эти страницы сделаны под механизм "Яндекс.Директа". Например, публикуется реклама по запросу "алименты на ребенка" на первой строчке в Яндексе, и при нажатии на нее идет переход на нужную страницу на сайте рекламодателя, где уже ни о каком бесплатном консультировании речи не идет. Никто не говорит, что это незаконно, по этому делу не было ни одного судебного решения, но это так. 
 
– А как проверяется квалификация зарегистрированных на вашем сайте юристов? На что еще обращается внимание, помимо  профильного образования?
 
– За качеством ответов следят те же самые правоведы, которые отвечают на те же самые вопросы. Это принцип социальной сети. Если они видят признаки непрофессионализма, хамства, рекламы или "отписок" у своего коллеги, то могут обратиться к администрации сайта. Из этого мы делаем вывод о квалификации юриста. Плохих специалистов мы просто удаляем. Кроме того, сама регистрация юристов на сайте проходит не автоматически, а через одобрение администрации. 
 
– Тогда возникает вопрос - зачем это нужно самим юристам? Для раскрутки собственного имени? 
 
– Правильно. Они отвечают бесплатно, чтобы показать свою квалификацию, для них это еще и реклама. Чем больше ответов дают юристы, чем дольше находятся на сайте, тем проще их найти в поисковых системах. Взять те же "дежурные" алименты на ребенка. Человек набирает их, видит комментарии юристов и выбирает того специалиста, чьи ответы больше всего понравились. Как правило, на юридических сайтах  все анкеты специалистов публикуются с выходными данными.
 
– В 2011 году самыми популярными запросами пользователей были недвижимость, алименты, наследство, увольнение, ЖКХ и лишение прав. Изменилось ли что-нибудь за эти три года? 
 
– У нас каждому вопросу присваиваются тэги, и буквально вчера проводилась статистика за август. На первом месте по тегам стоит "работа", там примерно 33 тысячи запросов. Затем идут жилье, кредит, пенсия и алименты. То есть изменения в запросах есть.
 
– На Украине, например, сейчас самая популярная тема -  это  беженцы. Люди спрашивают, как беженцу устроиться на работу в России, получить особый статус, какие ему предоставлены права, выплаты и т.д.
 
– Кстати, у вас зарегистрировано 180 юристов из Украины. После августовских событий изменились ли отношения между украинскими и российскими юристами? 
 
– У нас общество в целом разделилось на два условных лагеря, не обошло это и наших юристов - ведь все они люди, и у каждого есть свое мнение. Но существует еще одна группа - юристы, работающие в Крыму. Они вдруг поменяли свое гражданство на российское, и им сложно перестроиться, ведь они получали образование на основе украинского законодательства. С одной стороны, они консультируют пользователей-земляков, с другой, им самим помогают адаптироваться российские коллеги.  
 
– И никого не исключали за разжигание национальной розни, пропаганду?
 
– Нет, только за хамство по отношению к коллегам. 
 
– У зарубежных порталов с бесплатными юридическими консультациями (Rocket Lawyer, Avvo и др.) есть хорошая поддержка и публикации в деловых и общественных СМИ: The Wall Street Journal, Forbs, The Huffington Post. Существует ли такая связь и в России? 
 
– В этом плане все только начинается. Но у нас есть взаимодействие со СМИ другого рода. Если при написании статьи или новости журналисту требуется разъяснить какие-то правовые моменты или просто узнать мнение юриста по интересующей теме, то он может обратиться с вопросом на сайт. Времени это много не займет, зато материал в итоге получится более объективным.
 
– И как эта схема работает?
 
– Понять, как это работает, лучше на простом примере. Осенью в России начинаются масштабные военные сборы, про которые наверняка будут писать десятки федеральных и региональных СМИ. Написанный на эту тему материал будет выглядеть солиднее, если в нем вы расскажете, какими правами обладают призывники на военные сборы, как можно от них "откосить" и что за это будет. Такую информацию могут дать только юристы, потому что законы в России постоянно меняются, а еще есть судебная практика. Человеку со стороны, даже если это хороший журналист, взять и разобраться в таких вопросах без помощи юриста будет крайне сложно.
 
Кстати, на 9111.ru можно зарегистрировать как персональную страницу журналиста, так и корпоративную страницу СМИ и уже с нее задавать вопросы юристам. Соответственно, чем выше доверие к СМИ, тем больше шансов получить хорошие ответы. Юристы, естественно, заинтересованы в том, чтобы СМИ брали у них комментарии. Это же их реклама.
 
А какова ситуация в целом с рынком юридических онлайн консультаций?  
 
- Чтобы сложилось ясное представление о конкуренции в целом и популярности каждого отдельного ресурса, можно посмотреть статистику в LiveInternet. Там в рубрике "Государство" представлены различные порталы, которые предоставляют услуги платного и бесплатного консультирования. Мы совмещаем принципы социальной сети и бесплатной юридической консультации, кто-то делает упор на профессиональное общение юристов, кто-то на публикацию аналитических материалов по правовым вопросам, у кого-то собрана база данных нормативно-правовых документов, есть сайты, чей конек - эксклюзивная информация по судебным процессам. Большинство юридических сайтов к тому же являются еще и средствами массовой информации – публикуют новости и статьи по правовым вопросам.
 
- Успешность того или иного сайта можно проследить по количеству посетителей и просмотров. В целом наш рынок остается крайне востребованным. У каждого человека есть проблемы, и часто он не знает способов их решения, ему не хватает толчка для действий. И именно порталы подобного рода помогают людям отстаивать свои права.