Медиановости
/ Власть, Медиасреда, Петербург

10 сентября 2014 12:15

АМПНР и АОНР намерены изменить ГОСТ на наружную рекламу

Действующие государственные стандарты ставят под угрозу существование рынка наружной рекламы в целом – так считают петербургские предприниматели. И намереваются изменить правила игры на федеральном уровне.

9 сентября президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы (АМПНР) Александр Ружинский и президент Ассоциации операторов наружной рекламы (АОНР) Кирилл Опарин подписали совместное предложение о внесении изменений в ГОСТ по рекламным конструкциям. По мнению специалистов, действующий ГОСТ не соответствует реальности и ставит под угрозу существование рынка наружной рекламы в целом. Проблема требует выхода на федеральный уровень.

"Мы зарождаем это движение, которое, как мы надеемся, в конечном счете изменит правила игры на федеральном рынке. Можно сказать, что Питер здесь, как всегда – в авангарде преобразований", – говорит Александр Ружинский.

ГОСТ и реальность

Предложение составлено по итогам заседания рабочей группы при уполномоченном по правам предпринимателей в Петербурге Александре Абросимове, которое прошло 5-го сентября по поручению и.о. губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. На встрече присутствовали представители АМПНР и представители операторов наружной рекламы.

Участники обсуждали нынешние требования ГОСТа, по которым ГИБДД выносит решения о демонтаже рекламных конструкций. Речь идет о технических нормах, которые должны регулировать установку и расположение рекламных щитов вдоль дорог: расстояние от края дороги, высота опорной ноги, разрешенные места размещения и прочие параметры.

По мнению специалистов рынка, в существующем на данный момент виде эти нормы неприменимы. ГОСТ создан еще в 2003 году и не учитывает технического развития и внутренних изменений рынка наружной рекламы. И, главное, – в его создании не участвовали технические эксперты из среды предпринимателей, документ создавался инженерами при участии ГИБДД. К примеру, до сих пор не заложены параметры всевозможных современных конструкций, уличной мебели, конструкций малых форматов. "Самый простой пример, - поясняет Александр Ружинский, – по ГОСТу конструкции должны монтироваться как минимум на четырехметровой "ноге". Но, как вы понимаете, во-первых, не все установленные щиты технически имеют такую возможность. Во-вторых – как быть тогда с конструкциями малого формата, так называемый «Ситиформат», которые стоят в черте города – они вообще без ноги. Получается, они установлены незаконно".

Ужесточить. Что – разберутся дальше

До текущего момента на требования ГОСТа смотрели сквозь пальцы. По словам Ружинского, существовало неформальное соглашение между участниками рынка. Но ситуация в корне изменилась на заседании первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова, которое прошло 1 августа этого года. По его итогам Шувалов дал прямое распоряжение ужесточить соблюдение норм ГОСТа соответствующим структурам.

Если это распоряжение будет выполнено при действующих нормах, то все не соответствующие конструкции (а это подавляющее большинство) будут демонтированы. Кроме того, те торги по наружной рекламе, которые планируются городом, теряют какой-либо смысл. В конечном итоге демонтировать можно будет почти все конструкции, применив то или иное требование ГОСТа.

К примеру, в Москве, где на прошлой неделе прошли торги, по оценке АМПНР, 90% разыгранных конструкций по ГОСТу не проходят.

По мнению представителей АМПНР, ГОСТ не отвечает современным требованиям: "Конечно, этот документ должен существовать. Технический регламент, требования по безопасности - все это важно, никто не говорит "будем делать, что хотим". Но нужно не в последнюю очередь учитывать мнение технических специалистов из числа производителей наружной рекламы, то есть членов нашей ассоциации".

Уточним – перед появлением на улицах города, наружная реклама "проходит" через три вида организаций. Во-первых, это сами производители рекламных конструкций, которых представляет АМПНР, – они изготавливают уличные щиты и другие конструкции. Во-вторых, это операторы, они заказывают установку этих конструкций и сдают их в аренду. И в-третьих, это сами заказчики, рекламодатели. Последние несут ответственность только за содержание информации, которую размещают на щитах. А вот операторы как раз и оказываются заложниками этой ситуации. Сами они конструкции не изготавливают и не могут быть экспертами в технических вопросах – например, в том, что касается надежности конструкции.

"Конечно, мы можем произвести любую конструкцию, которую закажут операторы, - комментирует Александр Ружинский, - но при этом они рискуют. В любой момент к ним придет чиновник и скажет: "А вот ваша конструкция стоит на ноге высотой менее четырех метров. Давайте-ка, демонтируйте". При этом город регулярно проводит торги на право размещения этих конструкций, берет арендные платежи, но получается, что все эти щиты стоят на птичьих правах".

Когда некому вмешаться

Ассоциация малых предприятий наружной рекламы и ассоциация операторов наружной рекламы здесь выступают единогласно. Вопрос этот - федерального масштаба, поэтому ассоциации будут действовать через уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александра Абросимова. Далее, как надеются предприниматели, вопрос будет решаться через уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Уже он должен донести позицию до федеральных чиновников. Также участники собираются выйти с аналогичными предложениями через Открытое правительство.

Письмо готовы поддержать большое количество организаций по всей стране.

"Сейчас этот вопрос вообще не рассматривается, очень странная ситуация, - сообщает Александр Ружинский.- Все понимают, что сложившееся положение дел вынужденно ставит рынок в режим беззакония. Но с инициативой никто не выступает. Даже на федеральном уровне нет специалистов, которые могли бы руководить этой работой, или хотя бы давать экспертные оценки. Поэтому мы хотим продвигать эту инициативу".

"Мы начинаем движение, которое, как мы надеемся, приведет к переработке закона. Мы добиваемся, чтобы этот ГОСТ разрабатывался с учетом мнения экспертов. Чиновники

этого не любят, но при этом наступают на одни и те же грабли. Что-то сделают – и говорят: "Держите, работайте по этим законам". Мы начинаем по этим законам жить, а оказывается, что к жизни они вообще неприменимы. Мы говорим – "Невозможно так работать! ". Они говорят – "Мы подумаем". А знаете, как долго чиновники приходят к пониманию, что надо что-то менять? И все это время рынок стагнирует." – добавляет Ружинский.