Медиановости
/ Власть, Медиасреда

25 сентября 2014 12:32

АРПП просит ГД вывести развлекательные СМИ из-под закона о иностранных владельцах

 
Ассоциация распространителей печатной продукции (АРПП) обратилась в комитет по информационной политике Государственной думы РФ с предложением ввести запрет на владение иностранцами более чем 20% акций российских СМИ только для общественно-политических изданий и не распространять его на владельцев развлекательных и lifestyle-газет и журналов. 
 
В обращении АРПП говорится, что развлекательные СМИ, выпускаемые издательскими домами с иностранным участием, не участвуют в информационной войне против России, а значит, не угрожают интересам государства. 
 
Кроме того, распространители предлагают ввести специальную маркировку для общественно-политических СМИ сродни возрастной маркировки информационной продукции, которую по закону размещают на своей продукции ТВ-каналы и печатные СМИ. АРПП также просит оставить возможность иностранным издательским домам учреждать СМИ по согласованию с госорганами.

Напомним, во вторник, 23 сентября, Госдума в первом чтении приняла законопроект, запрещающий зарубежным акционерам владеть долей более 20% в российских СМИ.  

Добавим, согласно новым поправкам владеть 20% и более уставного капитала учредителя любого российского СМИ не может иностранное государство, международная организация, иностранное юрлицо, российское юрлицо с иностранным участием, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин России с гражданством другой страны. Запрещается и непрямое владение: иностранцы не могут даже косвенно управлять или контролировать 20% и более юрлица, которое выступает акционером СМИ. Если эти нормы не будут соблюдены к 1 января 2017 года, деятельность СМИ приостанавливается.

Кроме того, в Думе обсуждают возможность введения поправки, согласно которой ограничение 20% доли иностранного капитала в российских СМИ не будет распространяться на медиаструктуры, созданные на основе международных договоров.

Сейчас в России, по данным АРПП, около 3 тыс. отечественных издательских домов, доля международных ИД от общего числа участников рынка составляет 0,5%. При этом именно издательства с участием иностранного капитала генерируют большую часть выручки на рынке, им принадлежит около 60% печатных изданий в стране. В прошлом году рынок реализации прессы составил 47,6 млрд рублей, из которых 33 млрд пришлось на ИД с иностранным капиталом.
 
В результате ограничений рынок может покинуть более чем половина газет и журналов, причем только 6–7% из них, по оценке АРПП, общественно-политические.   
 
Зарубежные компании, по данным АРПП, вкладываются в России в основном в развлекательные медиа: глянец, гиды, журналы о звездах, lifestyle-издания для женщин и мужчин.
 
В случае если 20-процентный барьер распространится на все печатные СМИ, в издании которых принимают участие иностранцы, обрушится рынок распространения и полиграфического производства (типографии будут не загружены), предрекает ассоциация. Кроме того, рабочие места потеряют журналисты изданий. В противном случае, по оценке организации, госбюджет недополучит 4,8 млрд рублей.
 
Депутаты планируют обсудить предложения распространителей на специально созданной рабочей группе комитета, утверждает соавтор законопроекта, первый заместитель председателя думского комитета по инфополитике Вадим Деньгин.
 
"Наш законопроект направлен на обеспечение информационной безопасности, он не должен затрагивать СМИ, не влияющие на процесс государственного строительства, которые не подменяют понятия при освещении политических тем, на развлекательные или детские издания", — передают "Известия" слова Деньгина.
 
Депутат считает предложения АРПП жизнеспособными, по его мнению, для выделения особого статуса общественно-политическим изданиям необходимо прописать в законодательстве полную классификацию СМИ по видам и направлениям. Пока классы СМИ указываются в лицензии.