Медиановости
/ Конфликты

1 октября 2014 20:57

Суд предоставил экспертам определять автора книги “Мужем битая…”

Несмотря на ожидания истца, сегодня, 1 октября, судебное разбирательство между журналистом Игорем Шнуренко и олигархом Германом Стерлиговым закрыто не было. Суд решил провести независимую автороведческую экспертизу. По мнению суда, она должна прояснить авторство автобиографии “Мужем битая… Что мне пришлось пережить с Германом Стерлиговым” жены олигарха Алены Стерлиговой. Истец такое решение считает сомнительным.

Границы авторства

Сейчас, когда судом уже установлено, что автором книги действительно заявлена Алена Стерлигова (поначалу Стерлиговы это отрицали, но оказалось, что договор с издательством был заключен на настоящее имя Алены - Елена Георгиевская), защита супруги бизнесмена строится на новых утверждениях. Во-первых, соавторства в жанре автобиографии быть не может, во-вторых, работа Игоря Шнуренко была исключительно технической и творческой составляющей не включала. Чтобы разобраться в этих вопросах, на сегодняшнем заседании было предложено провести автороведческую экспертизу.

“Судью  смущает то, что и истцы, и ответчики приносят заключения специалистов, и все они касаются вопроса - могут ли мемуары и автобиография как жанр литературы иметь два авторства, - поясняет Лениздату.Ру юрист Игоря Шнуренко Светлана Кузеванова. -  Ответчики утверждают, что в мемуарах и в автобиографиях соавторства вообще быть не может ни при каких обстоятельствах, мы же утверждаем обратное, это очевидно. Понятно, что, если мемуары пишет какая-то знаменитость, то имя реального автора не будет стоять на обложке. Но оно будет как-то указано, или хотя бы должна существовать определенная договоренность”.

При этом заключения, которые предоставляют обе стороны, обладают меньшей доказательной силой, чем экспертиза. Кроме того, представлены они заинтересованными сторонами. “Это в большей степени инициатива судьи, он хочет независимой экспертизы”, - отмечает Светлана Кузеванова.

Решение проблемы?

Сам истец относится к такому решению скептически.

“Я не хотел бы никак воздействовать на суд, но мне кажется, эта экспертиза немного не о том, - рассказывает Игорь Шнуренко. - Действительно, текст книги “Мужем битая...” совершенно не похож на мои художественные книги. Но может ли это говорить о том, что я не автор текста? Как раз когда я писал эту книгу, я старался как можно дальше отойти от своего стиля, создать максимальное ощущение того, что книга написана Аленой Стерлиговой. В этом и есть задача автора, когда он пишет такую автобиографию. Получается, если я отлично справился со своей задачей, то эксперты заключат, что этот текст не похож на мои тексты. Не очень логично получается, вопрос это не решит”. Шнуренко замечает, что стоило бы изучить другие вопросы: например, велась ли работа, какая работа, существует ли переписка и так далее.

Во вторник, 7 октября, состоится очередное заседание, на котором стороны утвердят список вопросов и определят, кто именно будет делать экспертизу.

Автороведческая экспертиза, о которой идет речь - это одна из разновидностей идентификации личности. С помощью лингвистического анализа экспертами устанавливается автор спорного текста, его пол, возраст, профессия, уровень образования и ряд других фактов.

Светлана Кузеванова отметила, что, по всей видимости, судью так же интересуют некоторые теоретические вопросы: например, к какому жанру принадлежит книга и входит ли в ее написание творческий труд.

“О каких-то прогнозах говорить пока что рано, - сообщает Кузеванова. - Пока что даже неясно, какие именно вопросы будут рассматриваться экспертами”.

Коллеги молчат

Игорь Шнуренко также замечает, что это дело прецедентное и потому тем более важное. “В моей ситуации может оказаться любой писатель, - рассказывает Шнуренко. - Ты работаешь, а твой труд просто присваивают другие люди - потому что у них больше денег, потому что у них связи. Вот, например, судебное разбирательство сейчас происходит в Звенигороде, где живет Стерлигова, где ее есть кому поддержать. Суд закончится, а судье ведь там жить дальше. Вся эта история показывает, что у журналиста и у писателя очень мало прав, и очень просто их ущемлять. Вероятно, я же и окажусь виноват, и мне придется оплачивать судебные издержки. Все это говорит о том, что законодательство в данной области несовершенно, существует столько лазеек, которыми могут воспользоваться”.

При этом Игорь Шнуренко констатирует отсутствие какой-либо поддержки со стороны коллег. “Журналисты и писатели недружные, не склонны помогать друг другу. Сообщество равнодушно к этой ситуации. Но ведь потом, если я проиграю этот процесс, им же и будет труднее в аналогичных случаях. Или легче - если я процесс выиграю”. Отдельно истец говорит о помощи со стороны Центра защиты прав СМИ - некоммерческой организации, которая предоставила Шнуренко необходимую юридическую помощь. Юрист Светлана Кузеванова является ее сотрудником и безвозмездно ведет дело Шнуренко.

Конфликт между Шнуренко и Стерлиговым начался в 2013 году, когда бизнесмен и его супруга после сотрудничества с журналистом выпустили книгу без ведома последнего, а все попытки автора выйти на связь попросту игнорировали. В январе этого года писатель подал олигарху претензию на 50 млн рублей. Позже он направил иск в суд, снизив материальные требования до 2 млн 100 тыс. рублей. Шнуренко также попросил перечислить ему половину доходов от издания книги.

Теги:  конфликт