Медиановости
/ Медиасреда, Петербург

28 октября 2014 17:24

Александр Любимов: СМИ, которые остались в сфере политической борьбы – обречены

Александр Любимов, в прошлом один из четверки ведущих легендарной телепрограммы "Взгляд", а сейчас - директор холдинга РБК, ответил на вопросы коллег на дискуссионной площадке XIIфорума СМИ Северо-Запада. Лениздат.Ру выбрал 12 самых ярких высказываний журналиста. Почему закон о СМИ неудобен, интернет непредсказуем, а доверие недопустимо – Лениздат.Ру выбрал 12 самых ярких высказываний журналиста.

1. О позиции

Делить мир надо не на своих и чужих, а на то, что вы считаете правильным и неправильным.

СМИ должны быть менее политически ангажированными, быть средством массовой информации, а не средством массовой дезинформации.

Мы жили в других категориях, категориях честности. Но честность - это не объективность. Сейчас стараемся быть объективными. Из простейших примеров - хотя бы обзвонить несколько сторон. Но мы все равно субъективны.

2. О рецептах успеха от РБК

Первое - это поддерживать бренд и бороться за бренд. Мы продали все, что приносит доход, но размывает бренд РБК: электронную газету Утро.ру, сеть знакомств LovePlanet.

Второе - это искать разные технологические способы продать свой текст. Использовать все, что развивает текст: видео, аудио. Но и этого мало: нужно коммуницировать с мобильными операторами, Яндексом - для того, чтобы лучше понимать целевую аудиторию. Ведь любая методика, которая хорошо работает сегодня, может завтра уже не работать.

3. О контенте

Большая проблема сегодня - это уход в рерайт. И получается что-то вроде "новости агентства ТАСС, но игриво". Или "новости агентства ТАСС, но страшно". Очень мало кто производит уникальный контент.

4. Об аудитории

Люди стали разными. Могут позволить себе быть разными. И нужно выбрать тех, кто вам близок, и работать для них. Время универсальных, единственных прошло.

5. О монетизации интернет-пространства

Сейчас поезд СМИ делает ставки на всех лошадей сразу, потому что ничего не понятно. В этом году было падение акций Facebook, которого никто не ждал. До этого - падение MySpace. Монетизировать интернет очень тяжело. Любой поворот редакционной политики может повлиять на рекламу. Нет универсального ответа, куда и как будет развиваться массовая коммуникация.

6. О журналистах и блогерах

Журналистам от появления и развития блогов только хорошо. Мы находимся под законом о печати, а они - нет, и они больше могут себе позволить. Мы все заинтересованы в том, чтобы цензуры не было.

7. О законе «О СМИ» 1991 года

Очевидная проблема этого закона - несоответствие рынку. В нем даже нет таких понятий, как владелец, капитализация, не отражена масса вещей, которые связаны с бизнесом.

Мы пытались что-то придумать, но проблема в том, что журналистского сообщества не существует. Одни пишут про моду, другие про войну, третьи про бизнес, и все эти люди никак не встречаются, не общаются. Еще как-то можно объединить владельцев, но их больше интересует закон об акционерных обществах.

Эту проблему можно решать через судебные прецеденты, которые будут формировать изменения закона.

8. О смерти политической борьбы в СМИ

Мир поменялся. Раньше СМИ были ареной политической борьбы, но сейчас это - идейная борьба. И те площадки, которые остались на политической борьбе, обречены. В том числе и государственные. Вот пример: сегодняшняя постоянная эксплуатация темы Крыма. Интерес уже падает. Если вы что-то долго эксплуатируете, то теряете интерес аудитории. Вы манипулируете аудиторией и аудитория манипулирует вами.

9. О доверии

Нужно понимать, что доверие не может являться критерием. Доверять нельзя никому, даже себе. Доверие - это перенос ответственности. А как только вы переносите ответственность за принятие решения, вы рискуете.

10. О рынке

Сегодня возможностей и сред становится больше и больше. Если раньше был рынок средств, то теперь - рынок талантов и рынок идей.

11. О качествах журналиста

Главное в нашем деле, как зарядку делать, обязательное - это любопытство и трудолюбие. Без них ничего не получится.

12. О своей работе

Я работаю при любых законах и при любом беззаконии. И отношение счастья по отношению к тому, что я делаю, не меняется.