Медиановости
/ Бизнес, Власть, Петербург

29 октября 2014 15:10

Эксперты рынка: Угроза наружной рекламе Петербурга - угроза всему Таможенному союзу

 
Потеря бюджетных миллиардов и тысяч рабочих мест, уничтожение рынка наружной рекламы и риск захламления города незаконной рекламой - проблемы, которые угрожают не только Петербургу. Если сейчас тендер пройдет по новой схеме  расположения рекламных конструкций, с этим могут встретиться все субъекты России, а также страны-члены Таможенного союза. Об этом 28 октября с прессой говорили эксперты рынка наружной рекламы.
 
По новой схеме размещения наружной рекламы, которую комитет по печати Петербурга опубликовал  21 октября, из 9692 рекламных конструкций действующей схемы (от апреля 2014 года) предполагается оставить только 532. Все остальные не соответствуют нормам ГОСТа ГИБДД, то есть потенциально могут повышать вероятность возникновения аварийной ситуации. Но итогом такого радикального сокращения наружной рекламы станет, к сожалению, не только очищение улиц города от рекламных щитов.
 
 
Что теряет город?
 
Во-первых, как минимум 9 миллиардов на продаже рекламных мест. Как минимум - потому что, по оценкам Владимира Рябовола, руководителя Северо-Западного отделения Национальной ассоциации визуальных коммуникаций, за время проведения торгов эта сумма предположительно возросла бы вдвое. То есть город мог бы заработать до 20 млрд рублей. Все участники пресс-конференции с этими цифрами согласились.
 
Во-вторых, разрушение рекламного рынка - это потеря 10 тысяч рабочих мест в сфере рекламы. 
 
В-третьих, это ежегодная потеря приблизительно двух миллиардов рублей налоговых поступлений.
 
В-четвертых, это затраты на демонтаж несоответствующих ГОСТу рекламных конструкций. По приблизительным оценкам - не менее 30-40 млн в этом году и более 100 млн в следующем. Более того, в случае с остановочными павильонами, один из фасадов которых отдан под рекламу (а они тоже являются рекламной конструкцией и устанавливались на средства операторов наружной рекламы), их придется сначала демонтировать, а потом отстроить заново и нести расходы по содержанию. Речь идет о более чем 1700 социальных автобусных остановках. 
 
«В условиях, когда дефицит бюджета около 50 миллиардов, я бы не бросался даже одним миллиардом, не говоря о таких огромных суммах», - замечает Константин Сухенко, депутат петербургского ЗакСа.
 
Что теряют производители?
 
Как считают участники пресс-конференции, возможность продвижения отечественного производителя, о котором много говорится, подрубается на корню этим решением. «Когда будет запрещена реклама на платных каналах, а за наружную рекламу будет бороться 2-3 крупных производителя из зарубежного бизнеса - не останется возможностей не то что продвигать товар, но даже заявить о себе», - считает Сергей Пилатов, президент Общественного совета по рекламе Санкт-Петербурга.
 
Что теряют горожане?
 
Если рынок законной рекламы будет фактически уничтожен, то это автоматически приведет к бурному развитию рынка незаконной рекламы. И будут этим заниматься в первую очередь не профессионалы, а неквалифицированные игроки, которые решат сорвать куш, сыграв на сложившейся ситуации, по словам Евгения Гуревича, председателя совета директоров ЗАО «Реклама центр». 
Внешний вид города будет захламлен, а борьба с незаконной рекламой потребует выделения значительных бюджетных средств. 
 
Что касается социальной рекламы, то на весь Петербург останется только 25 мест для ее размещения.
 
Что говорит закон?
 
В законе о рекламе прописано, что обязательным руководством для принятия подобных решений является только закон о техническом регламенте. Надо отметить, что технический регламент тоже регулирует вид рекламных конструкций с точки зрения дорожной безопасности, но требований в нем меньше. Так, например, отсутствует тот самый запрет размещать конструкции на расстоянии менее 5 метров от края дороги, который  закрывает для рекламы подавляющее большинство городских улиц: как правило, дома начинаются ближе, чем в пяти метрах от проезжей части.
ГОСТ ГИБДД же с 2002 года носит рекомендательный характер. За исключением двух случаев: или когда его невыполнение угрожает жизни и здоровью граждан, или когда оно приносит ущерб имуществу, природе и животным.
Весь вопрос в том, когда считать, что нарушение угрожает жизни и здоровью граждан, а когда - нет.  Как пример адекватного выполнения законодательства, Сергей Пилатов привел опыт Белоруссии, где каждая рекламная конструкция сначала проходит утверждение ГИБДД, а потом выставляется на тендер, «потому что каждый случай имеет свои специфические особенности». 
 
В подтверждение того, что наружная реклама в большинстве случаев такой угрозы не представляет, организаторы пресс-конференции представили результаты работы исследовательского холдинга Romir. Согласно исследованию, наружная реклама (как статическая, так и динамическая) оказалась в группе причин, которые оказывают наименьшее влияние на возникновение аварийных ситуаций. Так, например,  по продолжительности взгляда водителя она находится на 10-м месте после зданий, кустов, деревьев, пешеходов, неба и внутренней обстановки автомобиля. Об исследованиях, которые показывали бы другие результаты, участникам пресс-конференции ничего не известно.
 
Кроме того, ситуация, в которой Петербург будет считать ГОСТ ГИБДД обязательным, а остальные города России - нет, напрямую нарушает федеральный закон о защите конкуренции. Согласно этому закону участники одного и того же рынка не могут устанавливать разные правила игры. Это значит, что если Петербург реализует свои намерения полностью, то не соответствующие ГОСТу рекламные конструкции должны будут демонтировать и все остальные субъекты России. Убытки будут колоссальными: ситуация, при которой ГОСТу соответствует приблизительно 15% всех рекламных конструкций, далеко не уникальна. По мнению участников пресс-конференции, в таком случае ни один город не получит ни копейки в городской бюджет, а наружная реклама просто перестанет существовать.
 
В чем угроза для стран-членов ЕАЭС?
 
Прецедент, который может произойти в Петербурге, напрямую повлияет  не только на всю Россию, но и на соседей по ЕАЭС (Таможенному союзу) - Белоруссию, Казахстан и Армению. Дело в том, что технический регламент, который регулирует в том числе и расположение рекламных конструкций, должен быть общим для всех стран Таможенного союза. И «протаскивание» ГОСТа в технический регламент (а именно это сейчас происходит) скажется на всех членах содружества. Для них это может стать катастрофой, считают эксперты рынка.
 
Какие варианты решения?
 
Сейчас, в непосредственной близости от проведения торгов, ситуацию можно изменить двумя путями.
 
Первый вариант -  приостановить действие технических ГОСТов до принятия регламента и провести торги согласно схеме, которая была утверждена в апреле этого года. В таком случае, контракты будут заключены на десятилетний срок, и только по его истечении можно будет заново редактировать размещение рекламных конструкций. 
Было предложено позволить местной администрации по договоренности с ГИБДД решать вопрос законности тех или иных рекламных конструкций по отдельности, по примеру Белоруссии.
 
Второй вариант - взять «цивилизованную паузу», мораторий на несколько месяцев, чтобы дать возможность разобраться в ситуации, принять технический регламент и разрешить проблему с меньшими потерями для рекламного рынка. И уже после этого проводить торги. 
«Тем более, - замечает Константин Сухенко, - вскоре произойдут  изменения в составе правительства, и мы будем существовать уже немного в другой реальности».
 
 
Напомним, поводом для пересмотра схемы размещения рекламы стало августовское решение правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, которую возглавляет первый заместитель председателя правительства Игорь Шувалов. На совещании было решено, что руководители регионов должны обеспечить соответствие мест установки рекламных конструкций обязательным требованиям норм ГОСТ. Соответственно, губернатор Георгий Полтавченко поручил комитету по печати исполнить протокол этого заседания. При этом на московских торгах, которые прошли через месяц после совещания, решение комиссии проигнорировали.