Сервис Google News не попадет под новый закон об агрегаторах, поскольку его аудитория оказалась недостаточно велика. Об этом пишут «Ведомости».
По данным TNS, Google News в среднем в день читают лишь 92 000 человек в России. Эти данные учитывают только людей, которые выходят в интернет с настольных компьютеров и ноутбуков, но не мобильных пользователей. Даже если допустить, что еще 100 000 человек пользуются новостным агрегатором Google со смартфонов, это все равно меньше 1 млн. Именно столько посетителей в день должно быть у новостного агрегатора, чтобы попасть под новые ограничения.
Из открытых данных следует, что под действие ограничений точно попадают новостные агрегаторы «Яндекса», Mail.ru и Rambler&Co. В среднем в день этими сервисами, по данным TNS, пользуются 6 млн, 4 млн и 1,6 млн человек соответственно. Ограничена может быть работа агрегатора «СМИ2»: по данным Liveinternet, в будни аудитория сервиса превышает 1 млн человек, но в выходные становится меньше.
Другими известными новостными агрегаторами (Google News, ANews, MediaMetrics, Novoteka) ежедневно пользуются заметно меньше 1 млн человек, следует из данных ComScore и Liveinternet.
Как именно крупные новостные агрегаторы изменят свою работу, пока не известно. На прошлой неделе руководитель «Яндекс.Новостей» Татьяна Исаева сообщила в Facebook, что агрегатору придется отказаться от работы с «нелицензированными в России СМИ».
Госдума окончательно проголосовала за ограничения для новостных агрегаторов на прошлой неделе. В проекте впервые введено понятие «новостные агрегаторы» — это интернет-ресурсы, которые собирают, обрабатывают и распространяют информацию, с суточной аудиторией более чем 1 млн уникальных пользователей. В законопроекте прописан запрет на использование агрегаторов для разглашения государственной тайны, призывов к терроризму, а также для размещения материалов, пропагандирующих культ насилия и жестокости, порнографию, и материалов с нецензурной бранью.
Если документ будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом, то он вступит в силу с 1 января 2017 г.
Кто должен проверять количество посетителей новостных агрегаторов, в поправках не указано. Очевидно, это будет Роскомнадзор: именно этот орган должен рассматривать жалобы по распространению новостными сервисами недостоверных данных. Роскомнадзор, в частности, следит за обязательной регистрацией всех блогеров, которых читают более 3000 человек в сутки.