Полезное
/ Теория и практика

8 июня 2005 15:49

Спецпропаганда

Как пытались наладить пропаганду российского образа жизни

В начале 90-х годов о жизни в России Запад информировали в основном наследники советских пропагандистских структур – РИА "Новости" (бывшее АПН, публикует информацию на семи иностранных языках) и ИТАР-ТАСС (бывший ТАСС, распространяет новости на шести языках). Но из-за финансовых и организационных проблем, отсутствия четких задач и ориентиров целенаправленная пропагандистская работа не велась.

22 декабря 1993 года указом президента Бориса Ельцина создана радиостанция "Голос России". Ее главной задачей было названо "знакомство мирового сообщества с жизнью России, представление реалистической картины того, что происходит в стране". Сейчас "Голос России" вещает на русском и 31 иностранном языке. Аудитория радиостанции, по утверждению ее менеджеров, составляет 100 млн человек в 160 странах.

12 марта 1996 года президент Борис Ельцин подписал указ "О координирующей роли МИД России в проведении единой внешнеполитической линии РФ", согласно которому МИД стал "головным органом", отвечающим за формирование имиджа страны за рубежом. К существенным изменениям в пропагандистской работе это не привело.

В феврале 2001 года министр печати Михаил Лесин заявил о наличии "концепции улучшения имиджа России за рубежом". По данным СМИ, на ее реализацию предполагалось выделить от $30 млн до $200 млн. Считалось, что реализация концепции может быть возложена на PR-компанию Rainmaker Interactive, однако никаких действий не последовало.

1 июля 2002 года вышел в эфир телеканал "РТР-Планета", предназначенный для соотечественников, живущих за рубежом. Канал финансируется за счет бюджета ВГТРК и вещает на русском языке на Европу, США и Австралию.

В октябре 2002 года к формированию имиджа России подключились предприниматели – РСПП объявил тендер на программу улучшения имиджа российского бизнеса за рубежом. В рамках проекта планировалось создать англоязычный интернет-портал, выпустить журнал о российском бизнесе и провести рекламную кампанию в западных СМИ. Бюджет планировался в размере $400 тыс. Рабочую группу возглавил Михаил Ходорковский. О результатах работы не сообщалось.

В начале 2003 года после смены руководства РИА "Новости" главной задачей агентства было названо ведение "пророссийского пиара" на Западе. Помимо укрепления зарубежных бюро РИА начало выпускать англоязычный журнал Russia Profile (совместно с издательским домом Independent Media). Издание распространяется в основном в России и США по подписке, его тираж 6 тыс. экземпляров.

Кто занимается пропагандой западного образа жизни

Государственное иновещание США управляется федеральным советом по телерадиовещанию (Broadcasting Board of Governors, BBG), созданным 1 октября 1999 года. BBG определяет свою миссию как обеспечение "открытого обмена информацией и идеями с целью поддержки демократии по всему миру". Совет контролирует семь компаний: "Голос Америки" (радиовещание на 44 языках, телевещание на 20 языках, аудитория – 120 млн человек), спутниковый телеканал Alhurra (вещает на арабском языке на Северную Африку и Ближний Восток), Radio Sawa (вещает на арабском языке на ближневосточный регион), Radio Farda (вещает на фарси на территорию Ирана), Radio Free Europe/Liberty (вещает на 29 языках Европы и Кавказа), Radio Free Asia (вещает на Юго-Восточную Азию на девяти языках), Radio Marti (вещает на испанском языке на Кубу). Все эти структуры финансируются из бюджета США, на 2004-2005 бюджетный год им выделено $592 млн.

Иновещание британской корпорации BBC началось в 1932 году в рамках имперской службы (BBC Empire Service), которая в 1939 году преобразована в иностранную (BBC Overseas Service), а в 1988 году – во всемирную (BBC World Service). С 1939 года иновещание осуществляется под контролем МИДа и в отличие от внутрибританского финансируется из бюджета. BBC вещает на 43 языках, ее аудитория – 150 млн человек.

В ФРГ формированием образа страны за рубежом занимается телерадиокомпания Deutsche Welle (DW), созданная федеральным правительством 3 мая 1953 года. Руководство DW считает основной миссией своих иноязычных программ "компенсировать полное отсутствие свободы печати или ее частичный дефицит там, где это имеет место". Вещание ведется на 34 языках.

Французское международное Radio France International (RFI) основано в 1931 году. Официально миссия RFI определена как "распространение французской культуры в мире посредством иностранных языков". Финансируется за счет государственного бюджета и подотчетна МИД Франции. Вещает на 15 языках в 125 странах мира.

В Китае функцию иновещания осуществляет China Radio International, которое вещает на 35 языках на территорию СНГ, Европы, Африки, Японии и Ближнего Востока. Его аудитория составляет от 30 млн до 100 млн человек.

В японской национальной телерадиокорпорации NHK существует подразделение NHK World, которое подконтрольно правительству и финансируется из госбюджета. В 2004 году NHK World получила $109 млн и осуществляла вещание на 22 языках.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"