Медиановости

12 июля 2007 17:41

Как блоги влияют на реальную политику

В последние годы считается, что личные интернет-дневники (блоги) приобрели значительное влияние в политике. Однако это явление имеет парадоксальный характер: пока никто не в силах ни замерить реальный "политический вес" блоггеров (авторов блогов), ни определить причину их влияния.

Аналитик Джеффри Хеннинг\Jeffrey Henning, автор исследования "Айсберг Блоггинга"\The Blogging Iceberg, отмечает, что блоги даже невозможно каким-то образом четко группировать и классифицировать, чтобы определить их сравнительное значение. До сих пор точно неизвестно, каков средний возраст, образование и даже пол типичного блоггера. Также невозможно подсчитать, какой процент блоггеров исповедует либеральные, а какой - консервативные идеи. Блоггеры часто ведут свои дневники нерегулярно, они склонны менять не только их тематику (например, сперва описывая свои наблюдения за политикой, а потом заинтересовавшись зоологией), не только манеру подачи информации, но и сам образ мыслей. Обилие блоггеров, действующих под псевдонимами, также не добавляет ясности.

Теоретически, блоги имеют крайне мало возможностей влиять на политический процесс. В отличие от других игроков на политическом поле - например, партийных структур, лоббистов, "традиционных" средств массовой информации, бюрократов и т.д. - блоггеры не представляют из себя организованной силы. Попытки организовать какие-то совместные акции блоггеров на политическом и социальном поле США постоянно проваливались. Блоггеры не располагают (во всяком случае, пока этого не демонстрировали) значительными финансовыми и административными ресурсами. Несмотря на то, что некоторые из них занимают высокие посты и владеют инсайдерской информацией, в большинстве случаев их ипостаси различаются - реальный человек и его виртуальный "альтер эго" (автор блога) действуют совершенно по-разному.

Блоггеры имеют совершенно различные - часто полярные - политические пристрастия. Ведение блога часто является лишь забавным хобби, которому автор посвящает ничтожное количество своего времени - что неизбежно отражается на качестве информации. В большинстве случаев, блоггеры редко радуют своих читателей какими-то неожиданными фактами и наблюдениями, их анализ текущих событий часто вторичен и малоинтересен не только для профессионалов, но и хорошо информированных дилетантов. Посещаемость львиной доли блогов крайне низкая, зачастую она составляет всего несколько человек.

Однако у блогов есть ряд преимуществ, которые сыграли им на руку. Дэниел Дрезнер\Daniel Drezner, профессор политологии Университета Чикаго\University of Chicago и Генри Фарелл\Henry Farrell, профессор Университета Джорджа Вашингтона\George Washington University, опубликовавшие исследование "Мощь и Политика Блогов"\The Power and Politics of Blogs, считают, что причиной этого является суть работы большинства блоггеров: они выступают в роли старателей, просеивающих тонны руды в поисках золотых самородков. Многие блоги содержат интересную информацию, на которую многие не обращают внимания. Кроме этого, блоггеры часто используют свои персональные контакты для добычи ценных сведений, способных украсить их интернет-страничку. Они не боятся рисковать, часто публикуя непроверенную информацию, которую предпочитают не замечать осторожные СМИ - иногда подобная информация оказывается точной.

Блоггеры помещают на свои страницы множество линков на сторонние сайты и блоги, таким образом, помогая искать информацию посетителям, желающим лучше разобраться в обсуждаемой проблеме. В 2004 году Дэниел Дрезнер организовал опрос 140 американских журналистов, работающих в традиционных СМИ - от крупных, таких, как газета New York Times и телекомпания ABC News, до мелких, с тиражом, не превышающим 10 тыс. экземпляров. Всех их просили назвать часто посещаемые ими блоги. Как оказалось, 54% опрошенных читают 5 определенных блогов (среди элитных журналистов доля приверженности этим пяти блогам оказалась еще выше - 74%). В 2005 году Клэй Ширки\Clay Shirky, профессор Университета Нью-Йорка\New York University и блоггер, проанализировал линки на 433 блогах. Он обнаружил, что на долю 3% наиболее популярных блогов приходится 20% всех линков.

Эти и иные подобные исследования позволили сделать следующий вывод: блоги влияют на общество и политику за счет своей высокой конкурентоспособности. В их среде "естественный отбор" происходит намного быстрее, чем среди традиционных СМИ. Выпуск новой газеты или вывод новой радиостанции требует значительных затрат средств и времени - создание блога обходится в ничтожную сумму и занимает несколько минут. Плохие газеты, теле- и радиокомпании "живут" намного дольше, чем неудачные блоги, поскольку им легче привлечь банковские кредиты, инвестиции и пр., способные отсрочить их конец. В мире блогов все происходит крайне быстро - неудачники мгновенно отсеиваются и прозябают на обочине внимания.

И, наконец, блоггеры работают оперативнее традиционных журналистов. Частично это объясняется тем, что авторы блогов могут не обращать внимания на важные детали: например, на правильное построение фраз, грамотность, симпатичное оформление текста - "традиционные" сайты уделяют этому большое внимание.

В 2003 году произошло знаковое событие. Тогда британская газета Guardian в своей онлайн-версии разместила статью, в которой тогдашнему заместителю министра обороны США Полу Вулфовитцу\Paul Wolfowitz приписывалось заявление, что США вторглись в Ирак, чтобы обеспечить безопасность поставок нефти (подобного Вулфовитц никогда не говорил). Эта цитата начала копироваться многими СМИ всего мира, их перепечатала, к примеру, влиятельная германская газета Die Welt. Однако блоггеры крайне быстро обнаружили ошибку. В результате, Guardian была вынуждена принести извинения и не поставила неточный материал в свой "бумажный" выпуск.

Исследователь феномена блогов Ник Дентон\Nick Denton в 2003 году опубликовал любопытное исследование об экономике личных интернет-дневников и пришел к следующему выводу: стоимость расходов, требуемых для того, чтобы опубликовать статью в блоге не превышает одной сотой от расходов, требуемых для создания полноценного журналистского материала аналогичного объема. Популярность блогов привела к тому, что и традиционные СМИ начали поощрять своих журналистов вести личные интернет-дневники.

Журналист Алан Волфе\Alan Wolfe, опубликовавший в газете New York Times статью о политических блогах, делает ряд интересных замечаний. По его мнению, благодаря блогам мировая политика становится все более мировой (то есть, нюансы событий в пределах одной страны мгновенно привлекают внимание всего мира) и интернетизированной, что имеет как плохие, так и хорошие последствия. Хорошим он считает то, что благодаря блогам люди становятся более информированными и заинтересованными, плохим - то, что "уход в виртуал" уменьшает привлекательность традиционных методов влияния на власти - например, демонстраций протеста.

Политологи Маргарет Кек\Margaret Keck из Университета Джонса Хопкинса\Johns Hopkins University и Катрин Сиккинк\Kathryn Sikkink из Университета Миннесоты\University of Minnesota обращают внимание еще на один момент. По их мнению, политические активисты, неспособные изменить положение в своих странах, все чаще обращаются к помощи блогов для того, чтобы привлечь внимание мировой общественности и таким образом повлиять на свои власти. Они назвали это явление "эффектом бумеранга" - увеличение давления внутри страны приводит к увеличению внешнего давления на эту страну. Первые образцы этого явления уже известны: так арест известного китайского блоггера привел к тому, что многие государства выразили Пекину свою озабоченность этим фактом (блоггеру это не помогло).

Источник: Washington ProFile