Медиановости

16 ноября 2007 11:51

Запесоцкий как воплощение русской интеллигенции

"Один называет нравственностью сниманье ему шляпы на улице; другой называет нравственностью смотренье сквозь пальцы на то, как он ворует; третий называет нравственностью услуги, оказываемые его любовнице... Впрочем, это так только в провинциях водится, в столицах этого не бывает, не правда ли? Тут если и явится у кого-нибудь в три года два дома, так ведь это отчего? Все от честности, не так ли?". Николай Гоголь.

Ректор Государственного университета профсоюзов Александр Запесоцкий опубликовал на страницах "Санкт-Петербургских ведомостей" текст под названием "Бриллианты — лучшие друзья девушек". Это язвительный памфлет об Андрее Константинове, председателе Петербургского отделения союза журналистов. Во вкусе "Не могу молчать!" Льва Толстого. Ректор обвиняет Константинова в пошлости, создании городу репутации "криминальной столицы", сознательном или бессознательном пособничестве бандитам, выполнении заказов Березовского, попытке срыва юбилейных празднеств 2003 года.

В конце статьи Запесоцкий фактически уподобляет Константинова фашистским пособникам: "Кому-то сказанное покажется преувеличением: один субъект не может уничтожить образ великого города. Но не надо страдать амнезией. В начале блокады пара наводчиков с фонариками помогла фашистской авиации уничтожить Бадаевские склады. Город остался без запасов продовольствия. Триста тысяч человек погибли от голода всего за несколько месяцев в первую же блокадную зиму". Андрей Константинов ответил Александру Сергеевичу в "Тайном Советнике" статьей "Запесоцкий, пройдемте в суд!". Так что кто там прав, а кто виноват, решат, в конце концов, в зале заседаний. Заявление Константинова (которого поддержали коллеги по секретариату Союза Журналистов) отправилось в судебные органы. Но улита едет, когда-то будет. Предлагаю читателям пока разобраться в споре двух противоборствующих сторон самостоятельно. Будем руководствоваться принципом "По делам их судите их".

Андрей Константинов - выпускник отделения арабистики ЛГУ, военный переводчик в Ливии и Йемене, боевой офицер. Создал с нуля мощный информационный холдинг "Агентство журналистских расследований". С просмотра его сайта fontanka.ru начинают свой рабочий день большинство петербургских журналистов и огромное количество пользователей Интернета по всей стране.

Журналисты агентства не только день за днем отслеживают жизнь города во всех ее аспектах. "АЖУР" прославился образцовыми журналистскими расследованиями: репортеры агентства раскрыли знаменитое "дело Телепата", нашли убийц вице-спикера ЗакСа Виктора Новоселова, по их материалам начато расследование дел о рейдерских захватах собственности. Судьба сотрудничавшего с АЖУРом Максима Максимова, злодейски убитого при исполнении своих журналистских обязанностей, доказывает: у Константинова работают не только для получения гонорара. "Писания этого господина и всего его "литобъединения" имеют отношение к литературе и журналистике не большее, чем милицейский протокол, переписанный троечником", - пишет Александр Запесоцкий. Вероятно, ректор воспитан на Марселе Прусте, Вирджинии Вульф или Владимире Сорокине. Проза Андрея Константинова скорее восходит к "полицейским романам" Всеволода Крестовского, Юрия Германа или Жоржа Сименона. Это добротная беллетристика, востребованная читателем. Иначе не объяснить ни ее тиражи, ни успех у телевизионщиков. Режиссер многосерийного "Бандитского Петербурга" - Владимир Бортко, в ролях: Кирилл Лавров, Армен Джигарханян, Михаил Пореченков, Александр Домогаров, Антонина Шуранова. Документальные расследования Константинова и его товарищей "Бандитский Петербург", "Коррумпированный Петербург", "Мошеннический Петербург" - это я уже скажу как историк - классика жанра. В России подобные исследования предпринимали разве что Владимир Михневич ("Язвы Петербурга"), Николай Животов (серия очерков) и Владимир Гиляровский ("Москва и москвичи"). Америка 1920-х или Италия 1950-х описаны, конечно, намного лучше и подробнее, но и здесь книги Константинова в цене.

Рассуждать о знакомых Константинова и источниках его информации довольно странно. Владимир Барсуков находится под следствием, но еще не осужден. Константин Яковлев ("Костя Могила") погиб на свободе. Да и вообще писательство и журналистика (особенно криминальная) предполагают общение с разными людьми: не думаю, чтобы Пьюзо писал "Крестного отца" понаслышке. Ну и уж совсем по-древнесоветски звучит уподобление темы расследования личности автора. Если в 1990-е в городе (как, впрочем, и в России) почти ежедневно совершались заказные убийства, людей пытали, насиловали, отнимали собственность - то кто в этом виноват? Общественное устройство или хроникер? Это уж совсем по-гоголевски получается: "Нет, это не осмеяние пороков; это отвратительная насмешка над Россиею - вот что. Это значит выставить в дурном виде самое правительство, потому что выставлять дурных чиновников и злоупотребления, которые бывают в разных сословиях, - значит выставить самое правительство. Просто даже не следует дозволять таких представлений". Итак, с Андреем Константиновым все более ли менее ясно. На Бадаевские склады он фонариком "Юнкерсы" не выводил и в гибели 300 тысяч ленинградцев неповинен (откуда вообще эта цифра? В блокаду погибли как минимум вдвое больше народа).

Запесоцкий позиционирует себя как главный интеллигент Петербурга. Он глава исполкома Конгресса петербургской интеллигенции. Вообще говоря, называть себя "интеллигентом" так же неловко, как "поэтом". Но в чем же специальная интеллигентность профессора? Что за новый Бердяев у нас родился? Кто этот философ, моралист, законодатель вкуса? Александр Запесоцкий начинал как шоумен - вел молодежные дискотеки в 1980-е. Ди-джей, говорят, был неплохой. Затем закончил Институт культуры и написал исследование о "Пространстве дискотеки". С 1990-го возглавил бесплатную Высшую школу профсоюзов, которую сделал довольно дорогим платным вузом - Государственным университетом профсоюзов. Ректор блистает на телеэкране в передаче "Ужин при свечах с Александром Запесоцким", содержание которой сайт его университета излагает так: "телезрителям предлагают свой, петербургский, вариант разговора "про это". Гостями программы стали наиболее яркие, известные личности России, чье мнение на этот счет представляет для зрительской аудитории особый интерес. Их радушно принимает на загородной вилле университета ректор Александр Запесоцкий в окружении очаровательных молодых леди. "Ужин при свечах" наглядно убеждает, что об отношениях мужчины и женщины можно говорить красиво. Разговоры о любви влекут за собой и обсуждение жизненной оценки, мироощущения участников программ".

Александр Запесоцкий даже издал по материалам этих передач книгу "Что интересно этим девушкам?". Как полагает автор, "Ужины при свечах" продолжают дореволюционную университетскую традицию Петербурга, когда профессора приглашали по выходным к себе в гости лучших студентов и беседовали о жизни в неформальной обстановке". Что же это за традиция - можно ли себе представить Ивана Павлова, Дмитрия Менделеева или Николая Вавилова в обществе "очаровательных молодых леди", публично рассуждающих "про это"? Такая передача скорее в духе Ксении Собчак, что тоже неплохо - все жанры хороши. Но причем здесь "истинно петербургская" интеллигентность? Последнее время Запесоцкий много пишет о вкладе Дмитрия Лихачева в культурологию. Дмитрий Сергеевич терпеть не мог пустословия о себе как мыслителе и учителе нравственности.

А вот что понимает Запесоцкий в предмете занятий Лихачева, неизвестно. Сличал ли он когда-нибудь краткий список "Задонщины" с пространным? Думал ли о втором южнославянском влиянии на Русь? Пытался ли атрибутировать автора "Записок Ивана Пересветова"? Не дает ответа. Но Лихачев все же не главное для ректора. Как говорится, на фоне Пушкина снимается семейство. Существование Запесоцкого, если судить по его многочисленным интервью, - балы, Ницца, покупка швейцарских часов, обличение "пошлости" телеведущих, коррупции в вузах, засилия массовой культуры. Александр Запесоцкий, вероятно, неплохой бизнесмен в сфере платного образования (чего стоит способность написать за 15 лет более 400 научных работ!). Но его потуги учить и обличать тех, кто занят настоящим делом, напоминают монологи Фомы Опискина из "Села Степанчикова" Достоевского. Дискотеки, особенно в сестрорецких "Дубках", удавались профессору значительно лучше.

Источник: "Санкт-Петербургские ведомости" от 15.11.07