Медиановости

26 февраля 2008 14:42

Олег Воробьев: "Заполняя анкету для поездки в Индию, лучше не указывать, что ты журналист"

Жажда путешествий свойственна многим журналистам. Не стал исключением и главный редактор газеты Gaudeamus, руководитель Петербургского образовательного центра Олег Воробьев. В январе он совершил поездку в Индию — причем "не как лох в тургруппе", а самостоятельно, дикарем. В понедельник, 25 февраля, он пригласил в редакцию коллег из петербургских СМИ для того, чтобы поделиться впечатлениями о своем путешествии и рассказать о том, как можно съездить в Индию за минимальные деньги, получив при этом максимальное удовольствие. Поэтому журналисты газеты Gaudeamus и назвали очередные организуемые ими "Нетелевизионные беседы" "С рюкзаком по Индии: культурный шок далеко и близко".

— Мы проехали, прошли и пролетели над Индией 5000 километров, осмотрев массу достопримечательностей. Особенное впечатление на меня произвел Золотой храм на северо-западе Индии — уникальное сооружение, построенное сидхами. Эти индийские протестанты поклоняются исключительно святым книгам, оставленным 400 лет назад их пророком, — поделился Олег Воробьев.

Индия пропагандирует себя как "самую большую демократию в мире". В этой стране два государственных языка — хинди и английский, здесь проживают сотни народов, исповедующих великое множество религий. При этом, по словам Олега Воробьева, более терпимых людей он еще не встречал. Впрочем, помимо терпимости, одной из доминирующих национальных черт индийцев, по наблюдению журналиста, является желание нажиться на иностранных туристах.

— В Индии обязательно нужно торговаться. Не стесняйтесь это делать, торг — часть местной культуры, способ общения. Умелый торг заставит индийцев вас уважать и значительно, порой в 10–20 раз, сэкономит ваши деньги, — прокомментировал Олег Воробьев.

Настоящий культурный шок произвела на редактора Gaudeamus столица Индии. По его словам, Дели — это поистине город контрастов. Здесь дворцы соседствуют с хижинами, но при этом грань между богатыми и бедными не особенно бросается в глаза. Здесь велорикши ездят в десять рядов, не обращая внимания на светофоры, и при этом практически не бывает аварий. Здесь любят русских, но продают американский фастфуд. Впрочем, независимо от национальности туриста каждый индиец считает своим долгом его обмануть.

— Индия — это страна спокойных, просветленных людей, которые каждую минуту готовы развести тебя на деньги, — резюмировал Олег Воробьев.

На вопрос о том, трудно ли получить индийскую визу, редактор Gaudeamus ответил:

— Визу в Индию получить достаточно просто и быстро. Как нам по секрету сообщили в консульстве, за последние три года в праве на въезд не отказали ни одному россиянину. Однако по моему опыту при заполнении анкеты в индийском консульстве в графе "род занятий" лучше не указывать "журналист". Эта профессия почему-то настораживает консула, который может даже пригласить вас на индивидуальную беседу. Трудно понять, с чем это связано: то ли со стереотипом о том, что у журналистов нет денег, то ли с опасением, что представители СМИ исказят имидж Индии как туристической державы. А вот в самой Индии наша профессия не насторожила никого — там люди лояльны абсолютно ко всему.

Lenizdat.ru поинтересовался у Олега Воробьева, что собой представляет рынок индийских СМИ и какие темы они освещают.

— Конечно, даже находясь на отдыхе, я обращал внимание на то, какая пресса лежит на лотках, и несколько экземпляров индийских газет привез с собой. В Индии очень много качественных информационных изданий, есть и желтая пресса. Вообще рынок печатных СМИ в этой стране достаточно разнообразен и ни в коей мере не уступает российскому.

По словам Воробьева, индийские СМИ публикуют материалы на любые темы — будь то политика, экономика или мода. Исключение составляет, пожалуй, только эротика. Особое внимание уделяется индийскому кинематографу, который сейчас переживает небывалый подъем. Местные газеты подробно освещают все новости "Болливуда", всячески стремясь доказать, что он круче знаменитого американского прототипа.

Как журналист Олег не удержался от искушения провести среди новых индийских знакомых своеобразный соцопрос на тему: какие ассоциации вызывает у вас Россия? Однако, вопреки его ожиданиям (водка, медведь, балалайка), каких-либо устойчивых образов наша страна у индийцев не вызывала. Те, кто получал в России образование, с удовольствием вспоминали города, в которых учились, и доброжелательных русских людей. Индийцы, которые у нас не бывали, знали только о том, что Россия — это далекая северная страна, в которой лежит снег.