Медиановости

19 ноября 2009 10:45

Федотов: "Поддержав мою кандидатуру, власти подают сигнал: мы хотим других отношений с Западом"

На следующей неделе должен решиться вопрос, кто сменит на посту представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Миклоша Харашти. В числе претендентов есть и наш соотечественник — секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов, который дал интервью "Российской газете".

Российская газета: Михаил Александрович, как вы попали в число соискателей?

Михаил Федотов: Меня выдвигал Союз журналистов России. Он направил соответствующую бумагу в МИД, и уже наше внешнеполитическое ведомство в дальнейшем помогало мне участвовать в этом конкурсе, поскольку ОБСЕ — это межправительственная организация и представлять кандидатуры может только государство.

РГ: Кто ваши конкуренты?

Федотов: Сначала кандидатов было шесть, на сегодняшний день их осталось четыре. Это Дуня Миятович из Боснии и Герцеговины, там она возглавляет департамент радиовещания. Стивен Уиттл из Великобритании трудится на Би-би-си. И третий кандидат — Рубина Мёринг, она возглавляет австрийское отделение организации "Репортеры без границ". Все, по-моему, очень достойные конкуренты, профессионалы с большим опытом.

РГ: Какова процедура отбора кандидатов? Какие критерии здесь являются главными? Насколько ваша кандидатура соответствует им?

Федотов: Согласно решению ОБСЕ, которым учрежден упомянутый пост, таких критериев три.

Во-первых, это должен быть человек, длительное время работающий в СМИ. Я в журналистике с 1968 года, на мой взгляд, это немалый срок.

Во-вторых, это должен быть человек, имеющий международную известность. Надеюсь, что я соответствую и данному критерию, так как был одним из соавторов закона о СМИ, являлся одним из первых российских министров печати, а также был послом России при ЮНЕСКО. Каждый год я участвую в десятках международных конференций по вопросам деятельности СМИ, так что фамилия моя в этом кругу довольно известна.

Третий критерий — должна быть гарантирована беспристрастность кандидата, гарантирована его независимость. Надеюсь, вряд ли кто сможет меня упрекнуть, что моя личность данному критерию не соответствует. Еще будучи студентом юридического факультета, я участвовал в диссидентском движении - понятия правозащитного движения в те времена просто не было, — за что был изгнан из университета и мне пришлось доучиваться на вечернем отделении.

Да и в дальнейшей своей деятельности я старался быть человеком независимым. Когда в 1993 году парламент пытался ввести цензуру на российском телевидении, а я тогда был министром печати, я честно сказал: если вы это сделаете, я уйду в отставку. Они это сделали, и я ушел. Если хотите, я кот, который гуляет сам по себе.

РГ: Наверное, каждый кандидат представляет свою программу действий. Есть ли она у вас и каковы ее опорные точки?

Федотов: Я уже дважды выступал в штаб-квартире ОБСЕ перед представителями государств - членов организации, излагал им свою позицию. Она у меня сводится к следующему. Во-первых, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ должен быть сторожевым псом свободы прессы. Он должен резко и немедленно реагировать на любое серьезное нарушение. Особенно на случаи убийства журналистов. Журналистов убивают в странах, где со свободой прессы дело обстоит плохо. Значит, нужно помогать этим странам выполнить обязательства, взятые перед ОБСЕ. Не выкручивать им руки, а помогать вырабатывать меры, которые будут гарантировать свободу СМИ.

Вторая задача — постоянный мониторинг состояния свободы СМИ на всем пространстве от Ванкувера до Владивостока. Такой мониторинг ведется с 1997 года. Но я предложил сделать его более информативным. Он должен опираться на более широкий круг независимых источников информации, чтобы избежать необъективных оценок и выводов. Кроме того, мониторинг нужен не для того, чтобы иметь объективную картину, но и для того, чтобы влиять на ситуацию, исправлять ее.

Третий момент — это налаживание сотрудничества, модерирование диалога между журналистами и пресс-службами, журналистами и религиозными конфессиями, журналистами и издателями, собственниками СМИ, чтобы они услышали и поняли друг друга.

РГ: Запад, как известно, не лучшим образом оценивает ситуацию со свободой СМИ в России. Не сделает ли это обстоятельство вашу кандидатуру непроходимой на упомянутый пост?

Федотов: Я тоже оцениваю ситуацию со свободой СМИ в России крайне критически. И заинтересован, чтобы ее изменить к лучшему. Другое дело, что существуют стереотипы, дескать, если государство выдвигает какую-то кандидатуру, то оно хочет через нее реализовать свои интересы.

Но совсем нетрудно убедиться, что я не тот человек, который может пойти здесь на поводу. И если российские власти поддержали инициативу Союза журналистов России, в этом есть определенный знак, и нужно быть слепцом, чтобы его не увидеть. На мой взгляд, российские власти, поддержав мою кандидатуру, подают ясный сигнал: мы хотим — реально хотим — совершенно других отношений с Западом, не конфронтационных, мы хотим участвовать в общеевропейских процессах.

РГ: Когда мы узнаем о результатах голосования по кандидатурам?

Федотов: Голосование продлится до пятницы. Каждая страна должна из 4 кандидатов выбрать одного. Я думаю, что в середине следующей недели председательствующая сейчас в ОБСЕ Греция объявит результаты. Дальше начнутся консультации по достижению консенсуса. Дело в том, что по правилам ОБСЕ пост может занять только тот кандидат, в отношении которого ни одно государство не проголосует против. Если хотя бы одна сторона скажет "нет", выборная процедура с определенной стадии возобновится снова.