Медиановости

18 августа 2010 13:19

Доказывать существование свободы прессы, ссылаясь на Конституцию и число СМИ, — странная аргументация

Российское издание "Независимая газета" в редакционной статье критикует комментарий Deutsche Welle о политических последствиях лесных пожаров в России. Руководитель отдела Восточной Европы и главный редактор русской редакции Deutsche Welle Инго Маннтойфель дает на сайте dw-world.de свой ответ.

С одной стороны, радует тот факт, что "Независимая газета" использовала мой комментарий "Пожары обнажили слабости системы Путина" для написания своей редакционной статьи. Ведь "НГ" в целом отозвалась положительно о материале, заявив, что "особых претензий к опубликованному на страницах солидного интернет-издания влиятельной немецкой радиостанции материалу нет" и что "анализ "проклятия августа" на территории России дан достаточно объективно и полно".

С другой стороны, тем труднее понять критику, высказанную по поводу одного из моих высказываний в комментарии, а именно: "Российская бюрократия становится все более беспомощной и продажной, поскольку контроля со стороны общества не существует. Свободных СМИ и независимой юстиции в стране также нет". "НГ" считает, что это утверждение - ложь, поскольку - таково обоснование редакции - Конституция РФ гарантирует свободу мнений, а в стране зарегистрировано более 93 тысяч СМИ. Это очень странная аргументация - доказывать факт существования свободы прессы, ссылаясь на конституцию, число средств массовой информации и объем их аудитории. Если кто-то считает, что этих критериев достаточно, то это значит, что он просто не понимает саму суть понятия "свобода прессы".

Что такое свобода прессы

"НГ" совершенно справедливо указывает на тот факт, что в России есть независимые от государства СМИ. Но ведь я и не оспаривал этот факт. Равно как и то, что в России работает немало журналистов, которые - насколько это позволяют объективные условия - демонстрируют высочайший профессионализм. О них, как и о динамичной российской блогосфере, я не раз рассказывал здесь, в Германии. Более того, я убежден, что и в государственных российских СМИ работает множество талантливых и добросовестных журналистов. Также как, например, и в российском правосудии есть честные прокуроры и судьи, которые принимают решения согласно закону. Как раз не в этом суть моей основной мысли.

Проблема со свободой СМИ в России заключается в том, что журналисты и издания работают в крайне тяжелых условиях. Свобода их деятельности особенно ограниченна при освещении фактов коррупции в госструктурах. Достаточно вспомнить иски о защите чести и достоинства, угрозы против репортеров, ведущих журналистские расследования, а также другие способы оказания давления на СМИ. О наличии свободной прессы можно рассуждать лишь в том случае, если существует система свободных средств массовой информации, которая обеспечивает защиту СМИ - как критика политических и социальных процессов - со стороны государства и органов юстиции. Я думаю, что проблемы, связанные с отсутствием такого механизма в России, нам всем хорошо известны. По крайней мере, об этом в частных беседах рассказывают сами российские журналисты. Именно это я имел в виду, указывая в своем комментарии на отсутствие свободы СМИ в России.

Да и сама "Независимая газета" подтверждает, что система средств массовой информации в России страдает существенными недостатками. Вот строки из ее редакционной статьи: "Тот факт, что многие СМИ, и прежде всего телевидение, прямо или косвенно контролируются властными структурами или связанными с ними такими государственными промышленными группами, как, например, "Газпромом", позволяет говорить об ущемлении свободы слова в России. И нельзя не согласиться с господином Маннтойфелем, что это отражает слабость политической вертикали в России". И этими строками, я думаю, о свободе СМИ в России все сказано.