Медиановости

27 января 2011 12:32

Рынок районных СМИ поделят пополам

Со дня на день комитет по печати и взаимодействию со СМИ объявит конкурс по выделению субсидий на выпуск и распространение районных периодических изданий в 2011 году. Изменения процедуры свидетельствуют: его итоги могут быть не менее скандальными, чем в прошлом году. Оснований для этого более, чем достаточно, отмечают игроки рынка.

Стали известны подробности еще не объявленного комитетом по печати конкурса по выделению субсидий на выпуск и распространение районных периодических изданий в 2011 году. В декабре медиасообщество всколыхнула тревожная информация - рынок прессы ждет передел. На совещании с главами районов в Смольном функцию бюджетораспределителя якобы пообещали передать от комитета по печати в районные администрации, а господдержку оказать компаниям Петроцентр" и "Курьер-медиа".

По информации Лениздат.Ру, распоряжение было подписано губернатором Валентиной Матвиенко еще 13 января, однако не было официально опубликовано на сайте правительства. Предполагается, что это будет сделано в ближайшее время. Между тем, уже известны предположительные победители конкурса.

В ходе встречи в Смольном, которая проходила в закрытом формате 2 декабря 2010 года были названы компании, которые "с большой вероятностью" смогут получить предусмотренные бюджетом субсидии. Это ОАО "Информационно-издательский центр Правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр", ИД "Курьер-медиа", а также третья компания, имя которой не афишировалось. Выпускаемая этими издателями печатная продукция охватит все 18 районов города. При этом сообщалось, что каждое издание будет состоять из восьми полос, четыре из которых будут наполняться материалами пресс-служб городской администрации, три – силами районной прессы, последнюю полосу отдадут под рекламные объявления.

Правила медийного субподряда

За прошедший месяц картина пополнилась новыми деталями. В частности, по некоторой информации, рынок районных СМИ все же решили делить между двумя компаниями. 10 районов города охватит печатная продукция "Петроцентра", оставшиеся 8 районок будет выпускать "Курьер-медиа". Эти компании разделят между собой без малого 46 млн рублей, которые предусмотрены бюджетом в этом году на районную прессу. По информации Лениздат.Ру, в декабре "Петроцентр" и "Курьер-Медиа" зарегистрировали 18 новых изданий. Вместе они образуют сеть, имеющую единое название и логотип и построенную по принципу газеты "Мой район".

Однако примечательнее всего в этой ситуации, что победитель еще не объявленного конкурса уже нанимает субподрядчиков из числа конкурентов. По свидетельству участников рынка районных СМИ, вышеперечисленные компании развили нешуточную деятельность, направленную на то, чтобы реализовать положения конкурса, в котором им "уготована" роль победителей. В частности, в редакции нескольких районных газет обратились представители "Петроцентра" и "Курьер-Медиа". "Победители" якобы намекнули, что ликвидировать редакции по итогам конкурса "проигравшим" в еще не объявленном конкурсе рано. "Вы нам еще понадобитесь", – заявили представители компаний, намекнув, что планируют привлечь представителей "опальных" редакций на условия субподряда. Последнее, кстати, идеально укладывается в классическую коррупционную схему под названием "субподряд на госконтракте".

Между тем, уже известны некоторые условия субподряда, которые предлагаются районным СМИ будущими "победителями" конкурса. По свидетельству представителей редакций, которым поступило предложение "Петроцентра" это якобы 20 тысяч рублей на редакцию в месяц. Штатное расписание предусматривает работу двух сотрудников - редактора и корреспондента, которые и должны будут изготовить "продукт" - 2 газеты в месяц по восемь полос. Посчитаем затраты, которые понесут в этом случае "победители". Учитывая налоги, одна редакция обойдется примерно в 28 тысяч рублей в месяц, а значит, в 336 тысяч в год.

Сравним эти суммы с теми, что были предоставлены районным СМИ по итогам прошлогоднего конкурса. По словам игроков рынка, в редакции работало около 6 человек, годовой расход на оплату труда которых держался на уровне 1 млн рублей. В этом году предусмотренные субсидией расходы будут не меньше. А теперь вычитаем из миллиона 336 тысяч - получаем приблизительно 664 тысячи. Это средства, которые "удастся сэкономить" на выпуске одной районной газеты. Умножим эту сумму на 18 – по числу районов в Петербурге. Выходит как минимум 11 миллионов 952 тысячи рублей "экономии". При этом субсидии на районную прессу в 2011 году составят в целом 46 миллионов рублей. Не исключено, что их получатели захотят сэкономить и на других статьях расходов.

До Смольного не дошло

На этом фоне симптоматично выглядят итоги переписки, которую клуб главных редакторов районных и муниципальных СМИ вел со Смольным вскоре после появления информации о том, что рынок "районок" ждет передел. Напомним, 16 декабря клуб направил открытое письмо губернатору Петербурга Валентине Матвиенко. Авторы послания просят губернатора "найти возможность встретиться и обсудить сложившуюся ситуацию и не допустить ликвидации профессиональных редакций районных газет". "Передел информационного рынка повлечет за собой гибель популярных у горожан районных изданий, а соответственно – массовые увольнения в журналистских коллективах", – говорится в обращении.

Письмо было направлено главе исполнительной власти города по обыкновенной и электронной почте, а также, для верности, курьером. Похоже, не одно из писем не достигло своего адресата. По крайней мере, в пресс-службе Валентины Матвиенко корреспонденту Лениздат. Ру сообщили, что послание до них не доходило. По словам председателя клуба главных редакторов Ольги Гордеевой, история переписки со смольнинскими ведомствами достойна отдельного упоминания. В частности, она рассказала, что по истечении месяца (срок официального ответа общественным объединениям) клуб обратился за разъяснениями в Смольный. В секторе учета обращения сообщили, что письмо расписано на имя… вице-губернатора Аллы Маниловой. Потом выяснилось, что послание спустили ниже – прямиком в комитет по печати. Впрочем, если вспомнить прошлогодний опыт, то надо понимать, что ситуация имеет и другую перспективу. Так, проверка, проведенная Федеральной антимонопольной службой по Петербургу и Ленобласти 6 июля 2010 года по обращению одного из издателей районных СМИ, выявила нарушение комитетом по печати федерального закона "О защите конкуренции". В частности, в постановлении говорилось о том, что аналогичный конкурс по выделению субсидий на выпуск и распространение районных периодических изданий, объявленный в конце 2009 года, был проведен ведомством в отсутствие критериев и порядка определения победителей.

Впрочем, судя по всему, и в этом году комитет составил не менее тенденциозные документы. В распоряжении Лениздат.Ру оказался текст под названием "Порядок оценки заявок на участие в конкурсном отборе на предоставление в 2011 году субсидий на издание и распространение районного периодического печатного издания".

Вот выдержки из этого документа:

"Для определения рейтинга заявки по критерию "Обоснованность запрашиваемого размера субсидии" лучшими условиями признаются предложения по наименьшей себестоимости одной полосы районного периодического издания. Для выявления победителя по данному критерию запрашиваемая цена субсидии делится на количество планируемых претендентом к производству в 2011 году полос, умноженных на тираж".

"Для определения рейтинга заявки по критерию "Квалификация участника конкурсного отбора" предметом оценки является наличие у участника конкурсного отбора опыта оказания аналогичных услуг, что подтверждается количеством надлежащим образом исполненных договоров в период 01.01.2010 по 31.12.2010. Под аналогичными услугами понимаются услуги по изданию и распространению общественно-политической бесплатной газеты, выходящей не реже двух раз в месяц. Заявке претендента, представившего данные о наибольшем количестве исполненных с 01.01.2010 по 31.12.2010 контрактов по изданию и распространению бесплатных газет, выходящих не реже двух раз в месяц, присваивается 1 балл, последующему – 2 балла и т.д. Претенденту не представившему контракты за 2010 год присваивается значение "0".

"Для определения рейтинга заявки по критерию "количество точек распространения с высоким коэффициентом охвата целевой аудитории" считается количество точек распространения в наиболее массовых местах распространения: раскладка на стойках, расположенных в районах социально значимых объектов, досуговых, спортивных центрах; ручная раздача и раскладка на стойках внутри станций метрополитена; раскладка на стойках в центрах приема платежей "Петроэлектросбыт", торговых центрах, сетей супермаркетов, станций АЗС (особенно для районов, где отсутствуют станции метро)".

По мнению участников рынка, эти условия свидетельствуют о том, что конкурс проводится под конкретного победителя. К примеру, второе условие отсекает от участия редакции, не участвовавшие в конкурсе в прошлом году, а третье фактически невыполнимо для районных СМИ, не располагающих административным ресурсом.