Медиановости

30 января 2012 18:27

Независимая экспертиза в лицах

Районные администрации ждут  заключений по итогам антикоррупционной экспертизы, которую по закону должны пройти проекты распоряжений о распределении субсидий районным СМИ. После этого в районах официально стартуют конкурсы с заведомо известным победителем. Учитывая предсказуемость итогов состязания, Лениздат.Ру решил разобраться, кто же проверяет документацию на соответствие букве закона. Чтобы ответить на этот, казалось бы, простой вопрос, нам пришлось провести  захватывающее расследование.

Как уже рассказывал Лениздат.Ру, вплоть до конца января районные администрации готовят конкурсную документацию и размещают ее на сайте правительства. Как правило, это не полный пакет документов с техническим заданием, а всего два документа. До начала февраля эти материалы будет проходить так называемую “Антикоррупционную экспертизу”. Где-то она закончится раньше, где-то позже. Вот Красносельский  район, например, уже   объявил конкурс. Документацию остальных районов еще продолжают "мониторить" на предмет коррупционной составляющей.

О том, что документация проходит не какую-нибудь, а именно "независимую" экспертизу, мы узнали из объявлений на официальном сайте Смольного. Кроме того, в официальных ответах за запрос редакции, администрации сразу нескольких районов, в том числе и  Московского, подтвердили нам, что документы будут проходить независимую экспертизу в течении 12 дней.

Независимая экспертиза, как гласит официальная информация на сайте Смольного, осуществляется "аккредитованными администрацией губернатора юридическими и физическими лицами, уполномоченными на проведение антикоррупционной экспертизы". Они реализуют ее по собственной инициативе и за счет собственных средств. По итогам независимые эксперты готовят заключение.

В мысли, что документация пройдет именно независимую экспертизу, нас  укрепил и тот факт, что проект распоряжения в своем разделе администрация Красносельского района разместила с пометой "Независимая экспертиза".

Итак, институт независимой антикоррупционной экспертизы находится в ведении комитета по правопорядку и законности. На сайте ведомства мы нашли перечень экспертов, а также положение, которое призвано регламентировать работу специалистов.

В списках экспертов значатся

Как  гласит  последний документ, "независимыми экспертами не могут являться юридические и физические лица, принимавшие участие в подготовке проекта правового акта, а также организации, находящиеся в ведении исполнительного органа, являющегося разработчиком проекта правового акта, и физические лица, являющиеся работниками исполнительного органа либо работниками организации, находящейся в ведении исполнительного органа, являющегося разработчиком проекта правового акта". Для того, чтобы стать экспертом, нужно получить аккредитацию. Однако перечень требований, который предъявляется по отношению к экспертам, нам показался не особенно обширным.  Для физических лиц – это наличие высшего профессионального образования (юридического) и стажа работы по специальности не менее пяти лет. Для юридических лиц – наличие в штате не менее трех работников, удовлетворяющих требованиям к аккредитации физических лиц. Свидетельства об аккредитации выдаются сроком на пять лет. Интересно, что при всей либеральности озвученных требований, список аккредитованных физических, да и юридических лиц не очень велик. И это, в принципе, тоже понятно. Например, Лениздат.Ру уяснить для себя мотивацию вышеперечисленных экспертов так и не смог. Денег экспертам не платят, да и общественной нагрузкой они свою деятельность тоже, похоже, не считают. По крайней мере, работу в антикоррупционном институте Смольного особенно не афишируют.

Вот список аккредитованных правительством экспертов:

Но что же представляет собой независимая экспертиза в лицах? Начали мы с юридических лиц. В списке - пять контор. ООО "Институт территориального развития", например, специализируется на разработке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и занимается планировкой территорий. Вторая компания, уполномоченная проводить экспертизу - ООО "Группа компаний "Консалтум". "В сферу деятельности Группы входит судебно-правовое производство, оценочная деятельность, инвестиционный, кадровый, управленческий консалтинг", - сообщает информация на сайте компании. Третья контора в списке – ЗАО "Адвокат ФРЕММ", занимающаяся юридическим сопровождением при реализации инвестиционных проектов и сделок с недвижимостью. В списке числится и ООО "Качкин и Партнеры". Компания "оказывает широкий спектр юридических услуг российским и зарубежным клиентам в сфере правоотношений по недвижимости". Последняя же контора – Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение "Санкт-Петербургский центр правового обеспечения" занимается юридическим консультированием. Учреждение не может похвастаться представленностью в сети:  

В сухом остатке - в списке лиц, аккредитованных на проведение независимой антикоррупционной экспертизы, четыре юридических компании и одна контора, занимающаяся разработкой документов территориального планирования. После знакомства с "независимыми борцами" с коррупцией в каждой из компаний, оказалось, что экспертизу документации по "районкам" никто из них не проводит и не проводил.

А руководитель проектов по недвижимости и инвестициям компании "Качкин и партнеры" Дмитрий Некрестьянов пояснил: "Никаких критериев по проведению независимой экспертизы нет". Эксперт, получив аккредитацию, может в отношении любого интересующего его документа написать экспертизу, оценить по критериям коррупциогенности, написать о том, что можно изменить в документе и отправить заключение в тот орган, который принял, или собирается принять этот акт, рассказал он. "Это добровольная вещь, никто за это не платит, это чистой воды решение компании выделить время на выявление коррупциогенных составляющих, - пояснил Некрестьянов. - Мы проводим экспертизы  наиболее знаковых и важных для нас актов".

Навальные родом из Ломоносова

Впрочем, список аккредитованных физических лиц нас изумил не меньше. В нем шесть фамилий. Назовем героев поименно  - Владлена Меркишина, Дмитрий Рытов,  Дмитрий Щеглов, Светлана Сарапулова, Елена Александрова и  Андрей Вдовин. Каково же было наше удивление, когда мы обнаружили, что большую часть, а именно пять человек из шести, составляют чиновники Ломоносовского района разных мастей: от кадровиков до глав администрации. Однако есть в списке и "инородцы" -  как, например, представитель компании по разработке и внедрению программного комплекса "ГРАНД-Смета". Однородность экспертов изумляет, не говоря уже о внешнем виде некоторых независимых экспертов:

О том, какой репутацией обладает антикоррупционная экспертиза в юридическом мире, мы решили поинтересоваться у сторонних, не связанных со Смольным юристов. "У всех свои интересы,  - философски прокомментировал работу экспертов директор Института развития свободы информации Иван  Павлов. - У чиновников –  доказать, что в документации нет ничего коррупционного, у общественности – попытаться выявить в материалах слабые места и показать, что необходимо исправить". Поэтому смысл есть только в общественной антикоррупционной экспертизе, внутренняя экспертиза лишена какого-либо смысла – важно посмотреть на ситуацию снаружи, добавил он. "Внутренний контроль – штука полезная, но не эффективная", - заключил эксперт.

По мнению Павлова, схема работы аккредитованных Смольных борцов с коррупцией не позволяет выполнять функцию внешнего мониторинга, -  "сама идея составить список юридических и физических лиц, аккредитованных в качестве независимых экспертов на проведение экспертизы не очень удачна". "

"Составлять лист специалистов, которые имеют право проводить антикоррупционную экспертизу – это чушь, - отмечает он, -  А  другие специалисты почему не имеют права ее проводить? Получается так: Минюст ведет некий список лиц, аккредитованных для проведения антикоррупционной экспертизы. Чтобы быть включенным в него, претендент должен направить в ведомство кучу всевозможных документов о своей деятельности. И только изучив их, Министерство юстиции принимает решение -  включать или нет специалиста в свой список". Если уж решили привлекать независимых экспертов, то не надо их делить на аккредитованных и нет, отмечает Павлов. "Все мнения должны быть учтены, - заключает он. -  И ни одно не может считаться  бесполезным заранее. А в ситуации, когда сформированы списки, получается, что судить о наличии коррупционной составляющей в нормативно-правовых актах может лишь определенный круг лиц".

По кругу

Наше расследование чуть окончательно не зашло в тупик. Независимые эксперты хором заявили нам, что не проводят экспертизу проектов распоряжений районных администраций по распределению субсидий СМИ... Признаться, такого поворота мы не ожидали.

Апофеоза наше изумление достигло, когда один из ведущих специалистов комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности с уверенностью заявил - "такого выражения как антикоррупционная экспертиза нет". "Конкурсный отбор есть, а антикоррупционная экспертиза отсутствует", - сообщил он со знанием дела. Мы хотели было уже звонить в районные администрации, чтобы сообщить  - беспокоиться по поводу итогов независимой экспертизы не стоит - "ее просто нет".

Но все-таки решили прежде обратиться за комментарием в Смольный. Как выяснилось, не зря. В юридическом комитете администрации Петербурга нам поведали, как, на самом деле, проводятся экспертизы. Все составляющие картины антикоррупционного мониторинга встали на свои места после общения с начальником сектора по вопросам противодействия коррупции комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Дмитрием Никоновым.

"Так как проекты распоряжений районных администраций о порядке распределения субсидий являются нормативно-правовым актом, он должен пройти антикоррупционную экспертизу, - успокоил нас Никонов. - В соответствии с законом "О дополнительных мерах по противодействию коррупции" в соответствии с Положением о порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, утвержденным постановлением правительства Санкт-Петербурга № 681, районные администрации вывешивают на две недели на официальный сайт документы и непосредственно в каждой администрации антикоррупционную экспертизу должен провести юридический отдел". Антикоррупционная экспертиза проходит в ходе правовой экспертизы, отметил он. "Для организации же независимой антикоррупционной экспертизы проекты распоряжений публикуются на сайте администраций Петербурга, - пояснил он подробности схемы . - Если независимый эксперт, а их у нас в городе сейчас одиннадцать, захочет ее провести, то он может это сделать. При этом экспертиза не является обязательной, эксперт проводит ее по желанию".

На этом наше расследование подошло к концу. Обзвонив десяток экспертов, пресс-службы  шестнадцати районов и специалистов юридического комитета Смольного, мы, наконец, выяснили – антикоррупционную экспертизу проектов распоряжений районных администраций на соответствие букве закона проходят в районных же  администрациях. Но, можно не сомневаться - потом документы посмотрит юридический комитет Смольного и найдет все правовые неточности. Несомненно, так и будет…

На "районах"  - с лупой

Тем не менее, судя по всему, в самих районных администрациях директиву Смольного понимают по-разному.  "По закону мы просто должны вывесить документы определенные, мы их и вывешиваем. Для того, чтобы их изучил Лениздат.Ру, который очень печется по этому поводу, - заявили нам в пресс-службе одного из районов. -  Как вы себе представляете эту экспертизу? С лупой, что ли, документ проверяют? Это не экспертиза как таковая, как взять, препарировать что-то, посмотреть и описать. Надо просто публичности представить документы о каком-то проекте или программе. Ну, вот они и висят какое-то время".

Материалы по теме

Пресс-секретари о конкурсе районных СМИ: "Менять коней на переправе - очень рискованно" Lenizdat.ru, 26.01.2012

Смольный практикует "четвертование" в преддверии президентских выборов Lenizdat.ru, 23.01.2012

Смольный сыграет в "ящик" Lenizdat.ru, 16.01.2012

Грабли наносят повторный удар Lenizdat.ru, 17.01.2012

Найди отличия: Смольный снова распределяет субсидии "районкам" Lenizdat.ru, 13.01.2012

Связаны одной сетью Lenizdat.ru, 04.05.2011

Рынок районных СМИ поделят пополам Lenizdat.ru, 27.01.2011

Клуб главных редакторов районных СМИ направил письмо губернатору Lenizdat.ru, 16.12.2010

"Петроцентр" и "Курьер-Медиа" разделили рынок районных СМИ Lenizdat.ru, 14.04.2011

Опечатка Комитета по печати стоила издателям районных газет победы в конкурсе? Lenizdat.ru, 07.07.2010

УФАС выявило нарушения в действиях Комитета по печати и предписало их устранить Lenizdat.ru, 06.07.2010

Районные СМИ попадут "в серьезную переделку" Lenizdat.ru, 14.12.2010

Участник конкурса районных СМИ выиграл дело против комитета по печати Lenizdat.ru, 11.11.2010

Газеты в трех городских районах будет издавать "Курьер-медиа" Lenizdat.ru, 16.02.2010

Участники конкурса районных СМИ подали в суд на комитет по печати Lenizdat.ru, 08.02.2010

На районную прессу в 2010 году из бюджета Петербурга выделят порядка 40 млн рублей Lenizdat.ru, 15.12.2009