Медиановости

28 февраля 2012 00:50

Конкурс неоправданных надежд

Конкурс районных СМИ – в самом разгаре. Тем временем в  Петербурге уже выходят печатные издания с пометкой "Издается и распространяется при поддержке районных администраций". Как нетрудно догадаться, это газеты "СПб. Районы. РФ" смольнинского предприятия "Петроцентр". А подпись – не что иное как конкурсное условие предоставления субсидий в первом квартале 2012 года. Которому, разумеется никто, кроме "СПб. Районы. РФ" соответствовать не может.

Нет документации, а конкурс есть

Конкурсы по распределению субсидий на издание и распространение районных СМИ уже идут. Правда, желающих принять в нем участие немного. Как выяснил Лениздат.Ру, от одного до двух на каждый район. Впрочем, ничего удивительного.

Некоторые администрации до сих пор не разместили полную информацию по конкурсам. Так, 9 районов из 18 до сих пор не опубликовали полный пакет документов. Или припрятали ее так, что даже Лениздат.Ру не удалось разыскать сведения.

В Невском районе, например, отсутствует финальный вариант конкурсной документации. Ссылки на странице извещения ведут в раздел, где ничего нет. Кроме того, извещение вывешено в новостной ленте задним числом, а в проектной конкурсной документации вместо суммы субсидии указана целевая статья 4560034.

Но это еще что! У Колпинского, Кронштадского и Петроградского районов все гораздо веселее – документация отсутствует как таковая. Администрация Василеостровского района  разместила только проектную документацию. Ни окончательно утвержденного постановления, ни извещения о конкурсе в разделе района обнаружить не удалось. Аналогичная история – во Фрунзенском  и Красногвардейском районах. В разделе Выборгского  и Московского районов нет извещения о конкурсе и финального варианта документации. Кроме того, у Выборгского района не открывается часть вывешенных на сайте документов.

"Оборотная" сторона конкурса

Несмотря на это, конкурс на распределение субсидий в первом квартале 2012 уже идет. На кону - около 15 млн рублей, это как раз четверть средств, предусмотренных субсидией за 2012 год. Районные администрации худо-бедно подготовили конкурсную документацию, которая прошла так называемую "антикоррупционную экспертизу". В феврале начался прием заявок от участников конкурса, в ближайшее время состоится заседание экспертных советов, которые должны выбрать "достойнейших". Проблема в том, что деньги издателям достанутся уже постфактум. Конкурс проходит в начале марта, а квартал заканчивается 31 марта. Представить себе предпринимателя, который в трезвом уме будет в течение трех месяцев выпускать газету, надеясь, что в конце квартала "может быть" получит заветную субсидию, непросто. Вероятно, чтобы расставить для потенциальных участников все точки над i, районные администрации решили намекнуть, кому готовы отдать предпочтение.

Победа как условие участия

И, похоже, с победителями уже определились. По крайней мере пресс-службы районов без задней мысли передают объединенной редакции сети "СПб. Районы. РФ", издаваемой ИД "Курьер-Медиа" и "Петроцентр" и возобновившей выпуск в ряде районов еще во второй половине января 2012 года, документы для официального опубликования. Сначала газеты безвозмездно разместили на своих страницах отчеты о работе глав администраций, затем опубликовали адреса избирательных пунктов, которые обязывает указывать горизбирком.

Но это еще что! Получатели официальных документов, похоже, тоже не сомневаются в грядущей победе. Чем иначе можно объяснить тот факт, что еще до получения финансовой поддержки сеть газет "СПб. Районы. РФ" Петроцентра публикует в своих выходных данных пометку о том, что "Газета издается и распространяется при поддержке районных администраций"? Абсурдность ситуации в том, что эта помета – одно из требований к участникам конкурса.

Которое, в частности, фигурирует в документации Калининского, Приморского и Петродворцового районов. Согласно этому пункту, пометка должна присутствовать при публикации претендентом на получение субсидии официальных документов. Вероятнее всего, она перекочевала и в документации прошлого, 2011 года. Но тогда эта формулировка звучала более или менее логично – она, как и полагается, появилась на оборотной стороне выпуской смольнинской сети уже после того, как издания выиграли конкурсы во всех 18 районах города. А сейчас-то что?

У наблюдателя, не посвященного в "особенности" распределения субсидий СМИ Комитетом по печати в эпоху Валентины Матвиенко, возникает логичный вопрос. Как претендент на победу в конкурсе может информировать читателя о том, что он конкурс уже выиграл? А можно сформулировать это требование иначе: условием участия является указание, что победа уже одержана.

Отметим, что несоответствие этому абсолютно алогичному условию чревато для участников конкурса районных СМИ последствиями. И, по конкурсной документации, является причиной отказа в предоставлении субсидии.

Впрочем, кое-где это условие нам попытались растолковать. А в ряде районных администраций Лениздат.ру и вообще заявили: указание газетами, претендующими получить субсидии, ссылки на поддержку районных администраций абсолютно "нормально".

За свой счет, но с надеждой…

"Это обязательное условие для конкурсантов, – прокомментировала пресс-секретарь Калининского района Юлия Лебединова. – В выходных данных претендента на получение субсидий должна значиться эта информация, так как деньги государственные. Это формальность, но она должна быть соблюдена. Тот, кто хочет участвовать, может выпускать газету за свой счет – с надеждой получить возмещение. Конкурсная процедура предполагает соревнование. У нас в прошлом году несколько газет выпускали такие номера и писали: "выпускается при финансовой поддержке".

Сотрудников пресс-служб Невского, Фрунзенского и Красногвардейского районов наш вопрос не удивил. По их словам, речь просто идет об информационной поддержке. "Весь прошлый год эта пометка всегда стояла в газете "СПб. Районы. РФ", – рассказал нам пресс-секретарь Фрунзенского района Кирилл Смирнов. – Более того, у нас была договоренность с этой газетой. Они периодически использовали какие-то наши фотографии с мероприятий, на которых они не могли присутствовать, и везде ставилась соответствующая пометка".

Тем не менее Смирнов подтвердил, что в 2011 году данной пометкой обозначался факт издания газеты за счет субсидии, предоставляемой районной администрацией: "Не могу сказать, почему именно такая формулировка, – отметил он. –  Но то, что такая фраза стояла в каждом номере газеты в 2011 году, факт. Сейчас я могу, конечно, предположить, что какие-то короткие информационные материалы, которые они ставят – из наших ресурсов. И таким образом они делают ссылку на то, что информация берется у нас". Кирилл Смирнов прокомментировал ситуацию с публикацией "СПб. Районы. РФ" отчета по итогам работы главы администрации в 2011 году. "Для спецвыпуска о работе администраций за год нами полностью предоставляется вся информация для газеты, – рассказал он. – При этом инициатива размещения исходит непосредственно от самого издания".

Пресс-секретарь Невского района Маргарита Платова заявила, что появление пометки – не более чем дань источнику информации. "Мы работаем с газетой "СПб. Районы. РФ" с 2011 года, – отметила она. – Предоставляем социально значимую информацию и сведения о работе администрации всем СМИ как через пресс-службу Смольного, так и самостоятельно. Это касается тех изданий, с которыми чаще всего взаимодействием – газеты "Славянка" и "СПб. Районы. РФ". Поскольку я как пресс-секретарь заинтересована в оперативном донесении информации до жителей нашего района. Некоторые материалы администрации Невского района перепечатываются изданиями с указанием ссылки на источник. Некоторые интервью и большие материалы готовятся мной лично".

А некоторые районные администрации даже не в курсе, какого толка поддержку они оказывают сети.  "Что значит при поддержке районной администрации? – удивилась Наталья Ионга, пресс-секретарь Пушкинского района. – По крайней мере это не инициатива администрации. Не знаю, из каких соображений они пишут такую фразу, может быть потому, что они берут какие-то материалы у нас, фактуру какую-то. Как я полагаю, эта формулировка могла быть на отчетных газетах, где публиковался публичный отчет о работе администрации за прошлый год, потому что практически всю фактуру дает администрация. На этих выпусках – да. А что касается остальных – не знаю, вы меня озадачили".

Все по конкурсу

Прокомментировать ситуацию попросили в "Петроцентре". Получилось забавно – на наш вопрос ответили и не ответили одновременно. "Публикация информации об издании и распространении газеты при поддержке районной администрации означает то, что информация в большей части поступает от администраций и с их согласованием, соответственно, – поведал нам сотрудник Петроцентра. – Поэтому, наверное, такая пометка и появилась". Больше этого, нам, правда, не сказали. Общительный сотрудник перенаправил за более подробной информацией к начальству. А "начальство" общаться не захотело. Потому-то, мы, вероятно, и стали невольными свидетелями таких "переговоров":

– Подождите, я уточню, – ответили нам, прикрыв телефонную трубку рукой и повторив интересующий вопрос.

– Потому, что по конкурсу мы обязаны так писать, – послышались голоса на том конце провода.

– Так и сказать ей? – уточнили на том конце провода.

– Не надо вообще ничего говорить, – ответили голоса.

– Тише, она еще на проводе, – предупредил наш собесдник и еще тише добавил: – Кто-нибудь хочет с ней поговорить?

– Ха-ха, нет, – ответили голоса.

После чего "Петроцентр" повесил трубку. Через 10 секунд после повторного звонка линия уже была занята. А еще через пять минут руководство смольнинского холдинга спешно покинуло свое рабочее место.

Хотя на эту историю можно взглянуть и с другой стороны. Итак, с января 2012 года в Петербурге выходит сеть газет "СПб. Районы. РФ", издаваемая ИД "Курьер-Медиа" и "Петроцентр". Руководство объединенной редакции сумело наладить продуктивные производственные отношения с районными администрациями. Последние передают компаниям официальные документы для опубликования. Более того, даже указание "Издается и распространяется при поддержке районных администраций" на СМИ не стыдно поставить. Районные администрации не против – свою метку не отзывают. Так не проще ли оставить все как есть? Обойтись и без 17 млн бюджетных рублей, и без неприятной формальности в виде конкурса? А "СПб. Районы. РФ" и дальше будет радовать читателя, выходя под грифом  "Издается и распространяется при поддержке районных администраций".

Материалы по теме

Независимая экспертиза в лицах Lenizdat.ru, 30.01.12

Пресс-секретари о конкурсе районных СМИ: "Менять коней на переправе – очень рискованно" Lenizdat.ru, 26.01.2012

Смольный практикует "четвертование" в преддверии президентских выборов Lenizdat.ru, 23.01.2012

Грабли наносят повторный удар Lenizdat.ru, 17.01.2012

Найди отличия: Смольный снова распределяет субсидии "районкам" Lenizdat.ru, 13.01.2012

Связаны одной сетью Lenizdat.ru, 04.05.2011

Рынок районных СМИ поделят пополам Lenizdat.ru, 27.01.2011

"Петроцентр" и "Курьер-Медиа" разделили рынок районных СМИ Lenizdat.ru, 14.04.2011

Опечатка Комитета по печати стоила издателям районных газет победы в конкурсе? Lenizdat.ru, 07.07.2010

УФАС выявило нарушения в действиях Комитета по печати и предписало их устранить Lenizdat.ru, 06.07.2010