Медиановости

23 апреля 2012 14:43

Советы для Директоров

Отменив конкурсы для нужд "Петербургского дневника" на сумму более 38 миллионов рублей, ОАО "Петроцентр", не расстался с намерением переформатировать издание за бюджетный счет. В ближайшее время Совет директоров ОАО утвердит годовой план закупок. При этом городское правительство в лице комитета по печати заявляет, что действия ОАО "Петроцентр" не координируются правительством Петербурга. По версии Лениздат.Ру это не так. Нити управления "Петроцентром" ведут в Смольный.

Может ли городское правительство "не вмешиваться в работу СМИ" при условии, что это СМИ на 100% принадлежит городу, а его руководство распределяет средства налогоплательщиков? Месяц назад городское правительство в лице комитета по печати дало на этот вопрос однозначный ответ – "Да, может".

Мы адресовали это вопрос комитету в марте. Именно тогда стало известно, что принадлежащая Смольному структура ОАО "Информационно-издательский центр правительства Санкт-Петербурга "Петроцентр" планирует провести "апгрейд". 6 марта "Петроцентр" объявил, а спустя две недели, 19 марта, отменил конкурсы, которые позволили бы изданию перейти на ежедневный формат выхода при сохранении тиража в 300 тысяч экземпляров. Всего на эти цели руководство "Петроцентра" намеревалось потратить более 38 млн рублей. Вероятными победителями несостоявшегося конкурса источники Лениздат.Ру называли компании "Раград" (информационное наполнение), "Метропресс" (распространение) и "Девиз" (полиграфические услуги). При этом достаточными средствами для переформатирования "Петроцентр" тогда, по информации Лениздат.Ру, не располагал. Позже руководство ОАО от идеи отказалось. Сейчас "Петроцентр", судя по всему, намерен воспользоваться новой схемой, чтобы освоить бюджетные средства. Городское правительство "такая самостоятельность" нисколько не смущает. Официально Смольный отмежевывается от принятия решений по поводу "Петроцентра" - их якобы самовольно принимает руководство ОАО.

В марте Смольный заявил: в работу газеты "Санкт-Петербургский дневник" чиновники не вмешиваются и не имеют отношения к политике издания. В ответе Лениздат.Ру заместитель председателя комитета по печати Сергей Серезлеев ссылается на закон "О СМИ", в частности на ст. 18, 19 и 26. Он напоминает: "редакции средств массовой информации осуществляют свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности, а решение о выпуске своей продукции СМИ принимает исключительно главный редактор". Согласно же ст. 58 названного закона "вмешательство в законную деятельность редакции СМИ со стороны органов исполнительной власти не допускается". Аналогичный ответ пришел от вице-губернатора по вопросам культуры и СМИ Василия Кичеджи, его пресс-секретарь Юлия Стрижак как раз и переслала запрос в комитет по печати, подчеркнув, что указанный вопрос относится к компетенции ведомства Александра Лобкова.

Из "переписки" можно сделать вывод о том, что ни комитет по печати, ни администрация Петербурга якобы не желают иметь отношения к происходящему в ОАО "Петроцентр".

В неудобном "положении"

В поисках новых путей для затратного переформатирования руководство ОАО инициировало появление замечательного документа "Положение о порядке проведения регламентированных закупок". Он был опубликован на сайте "Петроцентра" 30 марта. 46-страничный документ появился на сайте ОАО в рамках реализации Федерального закона о госзакупках, а, точнее говоря, поправок к нему, вступивших в законную силу 8 декабря 2011 года.

Документ этот чрезвычайно любопытный. Он регламентирует процедуры закупки любых товаров, работ, услуг за счет средств ОАО "Петроцентр" стоимостью свыше 100 тысяч рублей без НДС. А кроме того, призван расставить все точки над i в вопросе, кто же ответственен за последствия финансовых решений, принимаемых в недрах принадлежащему Смольному ОАО.

Из документа следует, что все решения относительно закупок: разрешение на их проведение, контроль и координация, – осуществляет закупочная комиссия (ЗК). Ее председатель – генеральный директор ОАО "Петроцентр" Владимир Гронский.  А вот годовую программу закупок, которой должна следовать закупочная комиссия, утверждает Совет директоров. Он же назначает руководителя закупочной комиссии – в ранге не ниже заместителя гендиректора ОАО "Петроцентр". Этот человек несет персональную ответственность за организацию закупок, а также за организацию профподготовки сотрудников, занимающихся контролем, управлением и проведением закупок. Его имя пока неизвестно.

В списке аффилированных лиц ОАО "Петроцентр" Владимир Гронский обозначен как "лицо, осуществляющее  полномочия единоличного исполнительного органа акционерного общества". Председателем Совета директоров является заместитель председателя комитета по печати и взаимодействия со СМИ Сергей Серезлеев, уже известный  читателю по публикациям Лениздат.Ру. Акционером ОАО выступает правительство Петербурга  в лице комитета по управлению городским имуществом. Ведомству принадлежит 100% акций "Петроцентра", комитет имеет право распоряжаться более чем 20 % общего количества голосов, приходящихся на акции, составляющие уставный капитал.

Помимо вышеперечисленных персон, в списке аффилированных лиц - еще четыре человека. Это пресс-секретарь вице-губернатора Василия Кичеджи Юлия Стрижак, заместитель председателя комитета по культуре Борис Илларионов, начальник отдела экономического развития Красногвардейского района Игорь Антонычев и начальник Управления распоряжения государственной собственностью КУГИ Александр Зленко.

По словам начальника отдела планирования и отчетности ОАО "Петроцентр" Марии Елисеевой, сейчас компания ждет, пока комитет по печати утвердит положение о закупках. "Комитет является нашим куратором, - пояснила причину вынужденной задержки представитель ОАО "Петроцентр". – Как только мы получим документ, вывесим его на сайте на публичное обозрение. Годовой план закупок – был также направлен в комитет вместе с положением. Однако пока мы ответа так и  не получили. Работа ведется. План закупок и информация о составе закупочной комиссии будут в обязательном порядке опубликованы на сайте. По срокам все зависит от наших кураторов. От того, насколько быстро документы рассмотрит комитет по печати".

Лениздат.Ру попросил членов Совета директоров рассказать о том, чем они занимаются в ОАО "Петроцентр".  Самым доступным для комментариев оказался начальник отдела экономического развития Красногвардейского района Игорь Антонычев. Он сообщил нам, что в список аффилированных лиц попал по недоразумению и вообще не в курсе, что до сих пор является членом Совета директоров ОАО. "Почему вы обращаетесь ко мне? – тем не менее, поинтересовался он. - Я же не один там числюсь. В состав Совета директоров  я входил, еще будучи сотрудником комитета по экономическому развитию (КЭРППиТ). Сейчас я там не работаю". На вопрос, почему же тогда он по-прежнему числится в списке аффилированных лиц, который помимо всего прочего еще и был обновлен 1 апреля, отметил: "Наверное, еще пока состав не успели поменять. Это, вероятно, ошибка. Никто о том, что я включен в обновленный состав Совета директоров, меня не уведомил. Из комитета я ушел в конце 2011 года".

Остальные члены Совета директоров оказались куда более закрытыми для общения с прессой. Так, например, комментарий Александра Зленко и Бориса Илларионова удалось добыть только с помощью пресс-служб КУГИ и комитета по культуре соответственно. При этом нам тонко намекнули, что чиновники не горят желанием рассказывать о своей деятельности в Совете директоров.

Представитель правительства в лице КУГИ не наделен полномочиями по вмешательству в непосредственную деятельность ОАО, сообщили нам в комитете. "Александр Александрович Зленко представляет в Совете директоров единственного учредителя ОАО "Петроцентр" - правительство Санкт-Петербурга, которому акционерное общество принадлежит на 100%, - прокомментировала полномочия Илларионова пресс-секретарь КУГИ Елена Бодрова. - "Петроцентр" – это профильное ОАО, в решения же профильных организаций ведомство не вмешивается.  КУГИ интересуют в первую очередь юридические изменения, которые касаются правовой формы компании и вопросы распоряжения имуществом. Это в полной мере совпадает с положением о работе комитета по управлению городским имуществом и действующим законодательством. Определение же концепции развития ОАО – приоритет отраслевого ведомства, курирующего работу "Петроцентр". В данном случае деятельность "Петроцентра" регулирует ведомство Александра Лобкова (комитет по печати и взаимодействию со СМИ. – прим. ред.) и вице-губернатор Василий Кичеджи".

Ответы еще от двух членов Совета директоров ОАО "Петроцентр" подтвердили сказанное КУГИ. От заместителя председателя комитета по культуре Бориса Илларионова и пресс-секретаря вице-губернатора Василия Кичеджи Юлии Стрижак документы пришли в один день и оказались абсолютно идентичными. Кроме того, они начинались фразой "В порядке расширения профессионального кругозора и с целью оказания методической помощи информационному агентству направляю запрашиваемую информацию…" А как хорошо известно, с этих самых  слов взял за правило начинать свои ответы заместитель председателя комитета по печати Сергей Серезлеев. В самом же документе - ни одного ответа по существу.

Ознакомиться с перепиской можно здесь.

"Положение о порядке проведения регламентированных закупок" декларирует принципы "открытости, прозрачности и конкурентности процедур". Правда, документ детально расписывает случаи, когда от заявленных принципов можно и отказаться. И их немало.

"Закупка любой продукции должна производиться исключительно путем проведения открытого одноэтапного конкурса без специальных процедур, - декларирует пункт 7.1.1. раздела "Условия выбора различных способов закупок". Однако уже следующее положение - п. 7.2 – оговаривает, что есть некие обстоятельства, при наличии которых могут проводиться закрытые процедуры. Первое – когда услуга в силу уровня ее сложности или специального характера может быть закуплена только у ограниченного круга поставщиков. Как следует из документа, предполагается возможность использования неоднозначных критериев предварительной (предварительная квалификация) и окончательной оценки состоятельности претендентов. Например, на этапе предварительного квалификационного отбора (в случае его проведения) участникам могут направляться письменные запросы либо представители участников вызываются на собеседование с целью уточнения их квалификации и опыта. На основании результатов предварительного квалификационного отбора составляется "Краткий перечень участников". Если такой отбор проводился, в дальнейших процедурах приглашаются участвовать только лица из этого перечня.

Второй случай - когда адресное привлечение участников является средством обеспечения конфиденциальности, необходимой в интересах ОАО "Петроцентр". Третье условие - любая из закупок стоимостью до 1 млн рублей без НДС может быть произведена без проведения открытого конкурса.

Помимо исключений из правил, потенциальные участники вообще могут вполне  успешно избежать процедуры открытого конкурса. Для этих целей в документе есть раздел 10, который сообщает, что "Петроцентр" вправе  проводить закрытые конкурсы.

При этом, например, организатор конкурса не публикует извещение о проведении конкурса, а направляет его персонально каждому участнику с приглашением принять участие в конкурсе. Перечень же участников закрытого состязания устанавливает, как не трудно догадаться, сам же "Петроцентр". А еще организатор конкурса должен принять все разумные меры, чтобы состав участников закрытого конкурса оставался конфиденциальной информацией. В  целях избежания сговора участников, разумеется. Ну и, конечно, организатор конкурса не вправе предоставлять конкурсную документацию лицам, которым не было направлено индивидуальное приглашение.

Суммируя вышесказанное, вырисовывается такая картинка: конкурс проводится настолько тайно, что узнать, сколько компаний приняло участие в конкурсных процедурах можно только путем изучения, конкурсной документации, которая также относится к категории "совершенно секретно" и прочесть ее кто-либо, кроме имеющих допуск сотрудников "Петроцентра", не может.

Интересно, каким образом ООО "Петроцентр" намерен гарантировать, что  к участию в конкурсе не пригласят только одну компанию, а остальные в этом случае станут лишь номинальными участниками закрытого конкурса.  Иными словами, формат организации закрытого конкурса максимально приближает этот способ закупки к широко применяемому в исполнительных органах власти способу закупки у единственного источника.

"Петроцентр", например, может провести закрытый конкурс при наличии срочной потребности в услугах. Или в ситуации, когда компания предлагает некую уникальную услугу и отыскать  равноценную замену которой достаточно сложно.

Не способствует созданию конкурентной среды и механизм информирования потенциальных участников о проведении конкурсных процедур. Так, перечень СМИ или иных источников, в которых размещаются официальные публикации документов, объявляющие о начале открытых процедур, определяет Совет директоров.

А в случае, если стоимость закупки не превышает 1 млн рублей без НДС, допускается официальная публикация только на интернет-сайте "Петроцентра". В свою очередь, практика публикации информации о проведении конкурсных процедур на официальных интернет-ресурсах органов власти Петербурга (например, на сайтах районных администраций при распределении субсидий на выпуск районных газет), уже неоднократно демонстрировала стремление инициаторов конкурса ограничить возможность  знакомства с документами.