Обновление сайта OpenSpace под началом ушедшего из журнала "КоммерсантЪ-Власть" Максима Ковальского стало одним из главных медийных событий этого лета. Лениздат.ру узнал у Максима о первых днях жизни его нового проекта.
- Что такое OpenSpace Максима Ковальского? Это on-line версия журнала "КоммерсантЪ-Власть", политизированный вариант OpenSpace или что-то совершенно иное?
- Нельзя сказать, что это что-то совершенно новое. Понятно, что люди, которые делали "КоммерсантЪ-Власть", а теперь делают OpenSpace - одни и те же. Мы же не можем себя целиком поменять. Поэтому стиль, интонации из "Власти" переносятся сюда. А связи со старым OpenSpace я не вижу. Просто потому, что им занимались совершенно другие люди.
- То есть получается, что вся команда OpenSpace из "Власти"?
- Не вся на 100%, но в основном да. На OpenSpace пришли люди не только из "Власти", но и из "Секрета фирмы" и с закрытого "Коммерсантъ-ТВ", то есть из "Коммерсанта" в широком смысле.
- А сколько в целом у вас людей в штате?
- Сейчас нисколько. Я, например, тоже не в штате еще. Только заявление написал. Надо работать, что-то давать читателям. А времени заполнять анкету нет. Так что не могу ответить на ваш вопрос. Но не потому, что скрываю, а потому, что все это пока в бардачном режиме существует.
-Ожидаете ли кого-то еще из "Коммерсанта"? В частности, Дмитрия Камышева.
- Дмитрий Камышев уже фактически пришел.
- И внештатники у вас трудятся?
- Обычно редакторы заказывают материалы знакомым людям. А не незнакомым. И поскольку я больше 20 лет работал в "Коммерсанте" и людей из других СМИ не знаю, мой выбор предопределен.
- В одном из интервью вы говорили о том, что хотели бы, чтобы для OpenSpace писали Андрей Лошак и Станислав Белковский. Они работали в прежнем OpenSpace. Удалось ли с ними договориться о сотрудничестве?
- Я надеюсь, что вскоре получу статью от Белковского. С Лошаком пока не разговаривал.
- А с прежней редакцией OpenSpace, которая перешла в Colta, вы как-то общаетесь, сотрудничаете? Или сейчас это два абсолютно разных проекта, никак между собой не связанных?
- Они никак не взаимодействуют. Но это не означает враждебности. Вот Глеб Морев из Colta брал у меня интервью в день открытия OpenSpace. То есть мы максимально корректно себя ведем по отношению друг другу. Хотя, как вы понимаете, могут быть какие-то негативные эмоции.
- Обида осталась?
- Этого нельзя исключать. Ведь все мы люди, следовательно, все мы свиньи. Эмоции иногда овладевают нами. Тем не менее смена редакций проходила предельно корректно. И мне это нравится.
- В целом вы себя комфортно чувствуете в такой конфликтной ситуации?
- В конфликте я не участвовал. Он был между владельцем и старой редакцией. Так что я не чувствую себя участником конфликта. Ощущения того, что я кого-то выгнал или ради меня кого-то выгнали, у меня нет.
- По вашим же словам, пока редакция существует в "бардачном режиме". Как проходит день в редакции?
- С утра мы обсуждаем новости, пытаемся что-то придумать. Дальше – как пойдет. Нет такого, чтобы в 14.00 – обед, а в 19.00 – построение. Понимаете, есть СМИ типа "завод", а есть СМИ типа "студия". У нас пока на студию больше похоже.
- Судя по комментариям, читатели пока не совсем привыкли к новому формату OpenSpace. В том числе, порой критике подвергается дизайн и контент портала. Про дизайн говорят: "плохо, что черно-белый, отсутствует четкая структура, рубрикация". Про контент: "новости не оперативно появляются, статьи не такие сильные и яркие, как во «Власти»". Каково ваше мнение на этот счет? Намерены ли менять ситуацию?
- Я посматриваю комментарии. И не сказал бы, что большинство комментариев выдержаны именно в таком ключе. На фоне всей истории со старой редакцией OpenSpace я ожидал, что в первое время будет неприязнь и некое злорадство по поводу того, что у нас что-то не получается. И эти ожидания совершенно не оправдались. Я смотрю комментарии к статьям, в основном они по делу, по тексту. Кто-то согласен, кто-то не согласен. Как всегда в интернете, обсуждение идет в весьма вольных выражениях. Но у меня нет такого ощущения, что в целом нас осуждают за бледность. Новостным OpenSpace точно не будет. Мы и не пытаемся быть новостным ресурсом. Мы действуем в поле недели, иногда пытаемся что-то в поле дня делать. Но не гонимся за тем, чтобы кого-то превосходить в оперативности. Что касается больших материалов, то колонка Олега Кашина набрала 40 тысяч посещений, Ольги Алленовой - только за вчерашний день 20 тысяч. Не могу сказать, что все материалы так же разлетаются. Но для старта показатели не за гранью приличия. У меня чувство стыда достаточно развито. И я бы уже лежал в тяжелом состоянии, если бы на OpenSpace все было настолько плохо.
- То есть новый OpenSpace в определенной степени по формату похож на "Сноб"?
- Мне казалось, что "Сноб" в меньшей степени журналистский проект. Первоначальная же идея была в том, что это клуб. И упор делался не на профессиональных журналистов, а на людей определенного склада и образа жизни. А у нас все-таки журналисты. Мне кажется, это не совсем удачное сравнение.
- Просто у нового OpenSpace не совсем ординарный формат. Сложно найти некую аналогию. Может, вы на что-то ориентировались, на какие-то зарубежные СМИ, когда его делали?
- Я ориентировался на себя, на свои представления о том, как надо делать. Мне кажется, что попытка копировать зарубежные СМИ всегда обречена на неудачу. Потому что там совершенно иная культурная среда, другие стандарты потребления информации.
- В одном из интервью вы говорили о том, что какой-то четкой концепции развития OpenSpace у вас нет. Не появилась ли?
- Нет, не появилась. Двигаемся ощупью.
- И неужели так ощупью, экспромтом работается лучше, чем по плану?
- Мне кажется, что за месяц, что у меня был, можно было придумать концепцию. Но воплотить ее было бы довольно трудно. Ведь в силу определенных причин, жизнь может не позволить воплотить задуманное. Или же это будет исполнено на таком уровне качества, что лучше повеситься. Может быть, есть такие люди, которые умеют сначала придумывать, а потом железной рукой реализовывать концепцию. Но я так не умею. Я исхожу из тех сил и средств, которые имеются. И потом проясняется, что мы можем, какой у нас может быть уровень притязаний.
- И даже нет какой-то внутренней картинки того, каким бы вы хотели видеть OpenSpace через год или через несколько лет?
- Идеальная концепция такая: через несколько лет я лежу на диване, а OpenSpace сам гениально работает. Может быть, внутренняя картинка и есть, но я пока не могу ее вербализовать.
- Вы как-то назвали себя "малокультурным пользователем интернета". И как вот вам, "малокультурному пользователю интернета", руководится интернет-изданием? Не тяжело ли?
- Мне не тяжело. Читателю тяжело, что я каких-то вещей не знаю, не понимаю. Возможно, чего-то не довожу до той степени ясности, проработанности, которых требует интернет-аудитория. Я не знаю каких-то потребительских стандартов. Например, у меня нет ясного представления о том, как расположить в материале голосовалку, чтобы больше народу это увидело. Наверное, есть тысячи тонкостей, которые мне пока недоступны. Бороться с этим можно по-разному. Можно начинать их осваивать. А можно, раз сам дурак, то хотя бы нанимать умных. Вот сижу и думаю, какой вариант предпочесть.