Медиановости /
Интернет, Конфликты, ТВ

7 июня 2013 11:55

Канделаки против Навального: этика ботоводства

Канделаки против Навального: этика ботоводства

Телеведущая Тина Канделаки обвинила оппозиционера Алексея Навального в использовании ботов, утверждая, что 40% сторонников блогера  - "мертвые души". Незадолго до этого с подобным заявлением в адрес Канделаки выступал и сам Навальный. Использование ботов – пятно на репутации или  адекватный инструмент пиара в сети? 

5 июня в своем ЖЖ журналистка Тина Канделаки опубликовала исследование, согласно которому до 40%  комментариев на страницах соцсетей Алексея Навального были написаны ботами – не живыми пользователями, а людьми, которые создают десятки страниц-фальшивок, комментируют посты от якобы разных пользователей, поддерживая имидж популярности и всеобщей поддержки. Помимо ЖЖ, на странице журналистки в Twitter также стали появляться посты с отрицательной оценкой использования Навальным ботов. Некоторые СМИ тут же связали "агрессивную кампанию" Канделаки с намерением блогера баллотироваться на пост мэра Москвы.

 "Апостол" и его боты

Войдя в 2012 году в совет директоров госкомпании "Аэрофлот", оппозиционер и блогер Алексей Навальный опубликовал найденный им контракт, заключенный "Аэрофлотом" с пиар-компанией "Апостол", совладельцем которой является  Канделаки.

Без прохождения конкурсной процедуры 13 июля 2012 года "Апостол" получил 64-миллионный контракт на раскрутку образа компании "Аэрофлот" в сети Интернет. В своем сообщении "Апостол медиа – короли накруток" Навальный указал на то, что, получив "сомнительным" способом весьма выгодный контракт, отработал его "Апостол" тоже не совсем честно, использовав при раскрутке сайта электронные системы ботов, которые создавали рейтинги роликов "Аэрофлота" на видеохостинге YouTube.

Гендиректор "Апостола" Василий Бровко в ответ посоветовал Навальному "учить матчасть", отметив, что слив корпоративных документов компании "Аэрофлот" - такое же нарушение закона. Собрав нелицеприятные для "Апостола" посты в блоге Навального и его сотрудника Руслана Левиева, Бровко и Канделаки провели исследование, согласно которому из 3995 комментариев, оставленных под заметками Навального и Левиева, 1573 оказались работой "мертвых душ". Ботов исследователи вычисляли по одинаковым IP-адресам, с которых в краткие промежутки писали разные пользователи, и "пустым" страничкам самих комментаторов – доказательство того, что комментарии с аккаунта создают лишь видимость "живого" пользователя. По сути, руководство "Апостола" обвинило оппозиционера в том же, что и Навальный – в использовании нечестных методов раскрутки и создания положительного имиджа в сети Интернет.

Сторону Навального поддержала и Ксения Собчак, после чего история все больше стала смахивать на интернет-дрязги знакомой между собой компании: после ссоры двух бывших подруг пути Канделаки и Собчак кардинально разошлись, но взаимные шпильки стали появляться в прессе с завидной регулярностью. На данный момент взаимные нелицеприятные высказывания звучат со страниц Twitter и ЖЖ всех участников скандала.

Вообще, термин "бот" в сети Интернет имеет несколько контекстов. С одной стороны, это программы, с помощью "автокликкеров" и других способов увеличивающие трафик. С другой стороны, это может быть "платным постингом", работой одного пользователя, пишущего с разных аккаунтов и создающего видимость оживленной дискуссии, посещаемости или модерирующего дискуссию, направляя ее в определенное русло. Ботов можно узнать по "пустым" страничкам и малопродуманным комментариям, имеющим одну цель – высказывание мнения, угодного заказчику. Продвигать таким образом можно не только пользователей, но и определенные идеи, что уже является инструментом манипулирования общественным мнением.

Во всей истории интересны два момента. Первый – насколько честно продвигать нужный продукт, создавая одну лишь видимость? Некоторые эксперты называют такой способом мошенничеством, другие воспринимают как один из инструментов влияния на общественное мнение, такой же, как и СМИ. Что интересно, об использовании ботов сами заказчики предпочитают не упоминать вслух – в обществе метод не считается заслуживающим уважения. Второй вопрос: насколько обвинение в использовании ботов может повлиять на реальный имидж Алексея Навального и доверия к нему так называемой внесистемной оппозиции?

Ирина Журавлева

0 Последние комментарии / остальные комментарии

К этому материалу еще нет комментариев




Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.