arpp / Трибуна

11 июня 2014 11:52

Исторический ракурс: конкуренция во имя сохранения тиражей. Глава 4

851615[1].jpg_1352820680

Развитие конкуренции на рынке подписки

В конце 90-х годов на рынке СМИ стали возникать и независимые подписные агентства, которые проводили подписку своими силами, вне почтовых каталогов, в основном в крупных городах и среди корпоративных подписчиков. Кроме того, подпиской вне почтовых отделений начали заниматься и сами издательские дома. Например, организация прямой адресной подписки была создана ИД «Бурда».

К окончанию 90-х годов в России появилось около 150 различных подписных агентств, пытающихся наладить работу на этом рынке. Наисильнейшим импульсом к оживлению рынка стало появление в 2001 г. «Межрегионального агентства подписки» (МАП). Разработанная им подписная концепция предполагала, что многие технологические проблемы можно решить адаптацией условий подписки и доставки под каждый регион. А инструментом решения стал выпуск региональных каталогов, учитывающих специфику местных подписных рынков. При таком подходе появилась возможность рассчитывать и публиковать конечную подписную цену на каждое СМИ, что удобно и для подписчика, и для работника почты.

Концепция работы МАП предполагала ряд новаторских подходов.

Во-первых, более оперативную доставку подписных тиражей в регионы, конкурирующую по скорости с доставкой оптовых дистрибьюторов. Как вспоминают старожилы рынка, до возникновения МАП подписные издания доставлялись в регионы крайне долго, погружаясь в почтовый ящик подписчика лишь через несколько дней после появления тех же выпусков на прилавках киосков. Естественно, столь длительные сроки доставки крайне негативно отражались на успешности и перспективах института подписки в стране.

Во-вторых, выпуск каталогов для каждого отдельного региона позволял еще в типографии печатать на их страницах конечные подписные цены (до этого цены, с учетом стоимости местной доставки, просчитывались и прописывались работниками каждого отделения почты вручную).

Поэтому не удивительно, что появление МАП снова оживило рынок и обострило конкуренцию. Благодаря технологиям агентство очень быстро стало выбиваться на лидирующие рыночные позиции, подстегивая тем самым и АПР, и «Роспечать». Поэтому не удивительно, что еще в самом начале своей деятельности МАП встретило крайне ожесточенное сопротивление «кооперации» существующих подписных агентств. Особенно со стороны бывшего советского монополиста — Агентства «Роспечать», имевшего давние устоявшиеся связи со всеми региональными УФПС. Трудности начались с самого первого этапа: в Министерстве связи заявили, что свободных индексов для нового подписного каталога, якобы, нет. Удивительно, но во время разбирательства выяснилось, что все подписные индексы для федеральных каталогов находятся в ведении не госструктур, а частной компании — той самой «Роспечати». Тем не менее, МАП смог начать печатать собственные подписные каталоги).

Потеряв возможность заблокировать деятельность МАП «из центра», конкурент принялся действовать на региональном уровне. Как вспоминают ветераны подписного рынка, «по дружеской просьбе» в ряде УФПС каталоги МАП прятались от посетителей, дабы те ненароком ими не воспользовались. Только после многочисленных жалоб руководству «Почты России» почтовики взяли под контроль проведение подписного эксперимента МАП и наличие его каталогов в почтовых отделениях.

В 2003 году деятельность МАП охватила уже все регионы Российской Федерации. Был издан первый выпуск Каталога российской Прессы «Почта России» (до этого каталог МАП выходил под другим названием), содержащий 481 индекс. Агентство начало поставки печатной продукции в отделения почтовой связи и для реализации в розницу.

Тем временем «Роспечать», понимая, что теряет былое лидерство, и пытаясь вернуть рынок в состояние монополизма, в 2003 году купило своего былого главного конкурента — «Агентство подписки и розницы». Так как рыночная доля остальных подписных игроков была крайне мала, покупкой АПР «Роспечать» ограничилась. Ведь после приобретения АПР, «Роспечать» и так заняла максимальные рыночные позиции. Как в октябре 2004 года указывал журнал «Компания», «Роспечать» по итогам подписной кампании за оба полугодия того года заняла 34% рынка подписки, а приобретенное ею «Агентство печати и розницы» — 10%. Итого — 44%. Позиции МАП были намного скромнее — всего 8%. Тем не менее, благодаря наличию МАП, сохранить конкурентную среду на рынке удалось.

Что касается самого МАП, то деятельность агентства еще очень долгие годы встречала самое жесткое сопротивление со стороны участников рынка, несколькими годами ранее подписавших «картельное соглашение», ограничивающее появление новых игроков. На агентство натравливали государственные контролирующие органы и издателей, писали бесконечные жалобы, публиковали «разгромные» статьи, обвиняя в пособничестве агентству «Почту России»… Однако вернуть рынок в состояние монополии все же не получилось: благодаря отлаженной работе и внедрению действительно передовых технологий, «Межрегиональное агентство подписки» успешно работает и по сей день.

Продолжение следует…

1 Последние комментарии / остальные комментарии

МОЙ СТИХИ
В стране моей есть город Санкт-Петербург.
Основан был Петром Великим.
С династии Романовых Князей.
Основы он Российской Император.
Законодатель и Основатель.
Северной столицы Санкт-Петербург.
Он основатель всей России.
Санкт-Петербург. Великий Петр.
Моей страны прекрасный Город.
Жемчужина столиц. России.
Санкт-Петербург ты дивный Эрмита.
Российских Городов.
Ты достояния страны моей.
Да дивный образец трудов Петра.

Мой Стихи.Стихи.ру.Автор.
Руслан. Байрамов.

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.