arpp / Трибуна

19 июня 2014 17:08

Исторический ракурс: конкуренция во имя сохранения тиражей. Глава 5

Розница: от свободного рынка к монополии?

Все последнее десятилетие развивавшаяся усилиями альтернативных игроков конкуренция позволяла рынку подписки сохранять стабильные показатели, обеспечивая читателей свежей прессой, издателей — тиражами, государство — налоговыми поступлениями, отрасль — технологиями. Благодаря конкуренции игроки подписного рынка все эти годы побуждались к поиску выгодных решений текущих производственных задач, улучшению качества предоставляемых услуг всем контрагентам и наиболее быстрой их реализации.

Именно благодаря существующей на рынке подписки России конкуренции, тиражи подписных изданий все последние годы удавалось сохранить в относительно стабильном состоянии, тогда как продажи розничных тиражей год от года по разным причинам демонстрируют отрицательную динамику.

Динамика рынка распространения прессы в России

image001.png Источник: АРПП

На сегодняшний день в Российской Федерации по подписке распространяется около 15 тыс. наименований газет и журналов. Многие из которых, к слову, в силу своей специфики (например, издания для инвалидов, или узкопрофильные СМИ) имеют исключительно подписные тиражи. Как показывает исторический опыт, все это стало возможным только благодаря тому, что рынок подписки, несмотря на все попытки монополизации, удалось сохранить от нее, отстояв право на равные условия работы для всех игроков.

Не стоит забывать, что конкуренция, как один из важных элементов функционирования рыночного механизма, возможна только при наличии достаточного количества операторов. И в этом процессе огромная роль отведена «Почте России», которая своими действиями поддерживает инициативы всех участников подписного сегмента. Институт подписки — технологически непростой, поэтому непременным условием его дальнейшего развития является активная конкурентная среда, «подстегивающая» игроков к улучшению качества оказываемых услуг и внедрению новых технологий.

В отличие от подписки, розничное направление распространения прессы советского гиганта ЦРПА «Союзпечать» с самого начала формирования рыночных отношений в стране получило экономическую свободу. Подразделения ЦРПА в каждом регионе были приватизированы, и свою дальнейшую судьбу они и по сей день проживают как самостоятельные коммерческие организации, конкурируя, в том числе, и друг с другом. В их числе, например, нынешние крупнейшие дистрибуторы периодической печати в Сибирском регионе (АРПИ «Сибирь»), Северо-Западном федеральном округе («Нева-Пресс»),  Центрального Черноземья («Сегодня-Пресс-Воронеж») и др.

В отличие от территории остальной страны, в московском регионе розничное подразделение «Союзпечати» претерпело еще большее дробление: сеть была акционирована по районному и окружному признакам. В 1993 г. постановлением правительства N1156 от 21 декабря «Об улучшении системы розничной торговли периодической  печатью в г. Москве» было принято решение о создании на базе подразделений МГП «Роспечать» (не выразивших желания акционироваться самостоятельно) акционерное общество открытого типа «Моспечать», которому было поручено совместно с префектурами административных округов организовать вблизи московских вокзалов и станций метро сеть оптовых магазинов для реализации газетно-журнальной продукции. Таким образом, созданное АО выполняло функции экспедирования, и имело в своем активе лишь крайне небольшую киосковая сеть в Москве. Поэтому в историческом ракурсе киосковый сегмент распространения прессы, в отличие от подписного, не был отягчен монопольным положением одного из игроков с самого начала своего становления. Это послужило причиной более динамичного его развития, более стремительных рыночных изменений, более активных действий со стороны как отраслевых старожилов, так и новичков, которые в большом количестве стали появляться по мере насыщения рынка новыми изданиями. В те годы были созданы такие киосковые сети как «Центропечать», «Сегодня-пресс», «Тверская, 13», «Центр прессы» и ряд других. К 1998 г. в Москве насчитывалось порядка 1500 киосков, которые находились в собственности уже двух десятков киосковых сетей. Логичное стремление игроков рынка вырваться на ведущие позиции привело к тому, что в докризисные годы на российскую столицу приходилось 30-40% продаж розничных тиражей печати. Ежедневный оборот в среднем на одну точку составлял 2,5 тыс. рублей, то есть, включая «ручников», не поддающихся учету, ежемесячно в Москве продавалось прессы более чем на 300 млн рублей.

Продолжение следует…

0 Последние комментарии / остальные комментарии

К этому материалу еще нет комментариев




Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.