Медиановости /
Бизнес, Версии

16 июля 2014 18:45

По карману ли Винокурову Sanoma?

По карману ли Винокурову Sanoma?

Распродажу своих активов финский медиагигант Sanoma начал еще в октябре 2013 года. Европейские медиапакеты Sanoma нашли новых владельцев в считанные недели. Претенденты  на покупку российских СМИ, принадлежащих холдингу, меняются до сих пор. За 10 месяцев сделка дважды чуть было не состоялась, и сейчас состоится попытка номер три. Кому достанутся активы Sanoma в России, выяснится в ближайшее время.

Холдинг заявил о новом этапе пару недель назад и уже несколько раз продлевал сроки приема заявок. Теперь крайней названа дата 25 июля. О своих намерениях выкупить контрольные пакеты «Ведомостей» и ряда глянцевых изданий, таких как журналы «Cosmopolitan», «Men’sHealth» и другие заявило сразу несколько крупных игроков. Однако между основными претендентами на покупку имеется весомое различие: в платежеспособности Михаила Прохорова сомнений нет. А если инвестор убыточного «Дождя» Александр Винокуров  тоже готов заплатить, откуда возьмет средства?

По куску от Sanoma

15 июля стало известно о том, что финский медиахолдинг Sanoma продлил срок подачи заявок на приобретение российских активов компании с 11 до 25 июля. На покупку российского пакета изданий Sanoma, в который входят газета «Ведомости», «Moscow Times», «St.Petersburg Times», журналы «Esquire», «Cosmopolitan», «Harper’s Bazaar», «National Geographic», «Men’s Health», «Women’s Health» и другие издания претендуют, прежде всего, группа компаний ОНЭКСИМ, принадлежащая Михаилу Прохорову и инвестор телеканала «Дождь» Александр Винокуров, чей неожиданный интерес к участию в сделке выяснился вчера вечером, 15 июля. А сегодня, 16 июля, он подал заявку на торги.

винокуров3.jpg

Интерес к сделке высказал также и основатель «Тройки диалог» Рубен Варданян, однако информации о том, что бизнесмен подал заявку, на сегодняшний день нет. Впрочем, для того чтобы принять участие в торгах, у Варданяна время в запасе есть.

Прошлой осенью Sanoma объявила о масштабной реструктуризации своих активов и перехода к мультимедийному формату. Этот процесс должен стать одним из самых глобальных на мировом рынке СМИ. Пакеты в Венгрии, Нидерландах и Бельгии компания распродала в считанные месяцы. С продажей российской части активов, представленных, в основном, долей в издательском доме Sanoma Independent Media (SIM), у холдинга возникли некоторые непредвиденные затруднения.

Слет претендентов

Сразу после объявления о распродаже активов, Sanoma, что вполне логично, обратила свое внимание на американские компании Dow Jones (учредитель Wall Street Journal) и FT Group (учредитель Financial Times), которые в равных долях владеют ЗАО «Бизнес Ньюс Медиа», издающем газету «Ведомости» - этих медиагигантов называли  самыми вероятными покупателями SIM.  В это же время к участию в сделке проявила интерес группа ОНЭКСИМ бизнесмена Михаила Прохорова, однако его, по сообщению ряда источников СМИ, интересовала, прежде всего, газета «Ведомости».

прохоров.jpg

Прохоров получил вежливый отказ и намек на первоочередный интерес Sanomaк американским покупателям. Однако 19 марта из-за политической сиутации на Украине Sanoma приостановила ход переговоров. «Есть вопрос цены. Руководство Sanoma понимает, что позднее может продать российский бизнес дороже, чем сейчас. Это связано с обстановкой на Украине», - передал ИТАР-ТАСС слова источника, близкого к SIM.

После затишья на несколько месяцев 16 мая появилась информация о том, что Sanomaготова продать украинским бизнесменам - бывшим владельцам украинского медиахолдинга UMH Group Борису Ложкину и Вадиму Горяинову, которые практически сразу заявили о своей готовности купить весь пакет российских активов. Такую резкую переориентацию именно на украинских бизнесменов вкупе с отказом компании Прохорова можно расценивать как попытку продемонстрировать крайнее недовольство руководства компании российским властям, сорвавшими переговоры, стоимость процесса которых, с учетом объема сделки, явно была высокой.  Однако и эта сделка, несмотря на активный интерес покупателей, так и не состоялась. Впрочем, подтвержденной информации о том, что украинцы окончательно отказались от участия в грядущей гонке за SIM, нет.

ложкин.jpg

В конце мая Sanoma Independent Media снова активизировалась, заявив об очередном этапе переговоров о продаже активов и открытии заявок на торги. При этом, по большей части, российских покупателей интересует газета «Ведомости», а Sanomaотдает предпочтение продаже всего пакета целиком. Из-за наплыва предложений консультант грядущей сделки – Citibank, объявил о продлении срока подачи заявок на участие в торгах. 

28 мая вновь о готовности рассмотреть покупку «Ведомостей» заявил медиахолдинг Прохорова РБК: 10 июля повторное предложение о покупке активов SIM направила финскому холдингу группа ОНЭКСИМ. Спустя несколько дней выяснилось – на медиапакет Sanomaстал внезапно претендовать инвестор телеканала «Дождь» Александр Винокуров. 15 июля знакомый с ситуацией источник подтвердил информацию: Винокуров совместно и с акционером платежной системы Qiwi Борисом Кимом отправили свое предложение о покупке SIM.

Неразменный пятак Винокурова

Предложение инвестора «Дождя», убыточное состояние активов которого известно, вызвало всеобщее недоумение. Приобретение новой компании бизнесменом, чьи имеющиеся активы находятся в столь печальном состоянии, оставляет без ответа ряд вопросов, среди которых главный: откуда Винокуров возьмет деньги?

В медиахолдинг «Дождь» входит одноименный телеканал, интернет-издание «Слон.Ру» и журнал «Большой город». В 2013 году Винокуров заявил о нерентабельности выпуска «БГ, сократил расходы на издание, а в феврале этого года приостановил выпуск печатной версии журнала. В январе после скандального «блокадного опроса», когда крупные операторы один за другим отключили «Дождь» от кабельного вещания, инвестор холдинга перевел телеканал на платную подписку, которую, после принятия закона о запрете рекламы на платных телеканалах, поднял в 5 раз. И это – несмотря на то, что закон начнет действовать только с 2015 года. В начале июля перешло на частично платную подписку и издание «Слон.Ру»– переход, по предварительным оценкам, проходит вполне успешно, однако это не отменяет фактов – официальные убытки от одного «Дождя» в 2014 году составили 21,4 миллиона рублей.

дождь2.jpg

У лояльной медиаплощадкам Винокурова общественности возник вполне законный вопрос: если инвестор заявляет об убыточности своих СМИ, которую, частично, усилило политическое давление на «Дождь», и просит телезрителей поддержать телеканал, откуда у Винокурова средства, позволяющие ему провернуть сделку по покупке SIM, оценить стоимость которой довольно трудно? Однако очевидно, что она во много раз превышает стоимость всех имеющихся у бизнесмена активов.

Винокуров vs. Прохоров

Создается впечатление, что, несмотря на все финансовые проблемы холдинга Винокурова, он серьезно намерен претендовать на покупку SIMи становится основным конкурентом Прохорова  за право заключить сделку.

ведомости.jpg

Очевидно, что бизнесмена Прохорова, в первую очередь, интересует газета «Ведомости», как общественно-политическая медиаплощадка. Можно предположить, что интерес Александра Винокурова, в данном случае, заключается в прибыли – глянцевые издания, которых входят в SIM, приносят значительную прибыль. По информации ИТАР-ТАСС, прибыль Sanomaв первом квартале 2014 года составила 126,3 миллионов евро против прошлогоднего убытка в 39,8 миллионов евро. По оценке аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, стоимость выставленных на продажу российских активов Sanomaоценивается в 100–125 млн долларов, передают «Известия».

Сам Винокуров отказался комментировать решение о подаче заявления на сделку даже собственному изданию «Слон.Ру».

Ирина Журавлева

0 Последние комментарии / остальные комментарии

К этому материалу еще нет комментариев




Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.