Полезное
/ Теория и практика

7 мая 2003 16:20

300 лет российской журналистики

300 лет российской журналистики: Материалы научно-практической конференции 11 декабря 2002 / Под ред. Г.В.Жиркова. - СПб.: Изд-во "Роза мира", 2003.

Материалы книги посвящаются знаменательному событию - 300-летию российской журналистики.

В публикуемых статьях обозреваются история и тенденции развития российских и мировых СМИ. Особое внимание уделено вопросам преемственности научно-теоретических исследований в области журналистики и новым приоритетным направлениям в сфере массовых коммуникаций, а также современному журналистскому образованию.

Первый раздел книги "От исторического мифа к исторической реальности" посвящен не только изучению истории возникновения первой газеты "Ведомости" и других печатных изданий петровской эпохи (Жирков Г.В., Тощев А.И.), но и проблемам русской философии, которая явилась детищем русской журналистики, как столичной, так и провинциальной (Замалеев А.Ф.); концептуальным аспектам изучения журналистского процесса (Ковалева М.М., Стровский Д.Л.); архивным материалам как документальной основе изучения истории печати (Перхин В.В.). Исследователи отмечают, что изучение проблем СМИ затруднено из-за отсутствия в русской журналистике ХХ-ХХI вв. общей методологии, единстве подходов. Ряд исследователей предлагает изучать и преподавать историю и теорию журналистики на едином методологическом фундаменте.

В изучении журналистики выделяются три приоритетных направления - институциональный, функциональный и профессиональный. Журналистика изучается как социальный институт. Выявляются ее функции - политические, просветительские, управленческие и др. В основе профессиональных исследований журналистика предстает как творческий процесс, имеющий собственные закономерности.

Рубеж ХХ-ХХI вв., изменивший социально-политические условия, поставил перед отечественными исследователями ряд совершенно новых проблем - взаимоотношение СМИ и власти, информационной безопасности, доступа к информации, проблемы национальной специфики на фоне глобализации информационных процессов и др.). Этим проблемам посвящен 2-й раздел книги "Новая журналистика нового времени".

Противоречиям развития прессы мегаполисов и малых городов России посвящен ряд статей (Мельник Г.С., Потапов П.Ф., Шкляев А.Г., Щетинина Н.Н. и др.). Подчеркивается, что в динамике развития российских СМИ решающую роль начинает играть региональных компонент, происходит переоценка значимости региональной прессы.

Часть статей поднимает проблемы журналистского творчества, его эффективности в современных условиях. Хозиев Б.Р. считает, например, творческими предпосылками повышения эффективности печатного слова умелое использование и обогащение жанров, соответствие стиля и языка современному читательскому восприятию. Стровский Д.Л. считает важным и универсальным алгоритмом усвоения творческого наследия журналистики в его эволюционном развитии обращение жанровому своеобразию СМИ.

Петербургский журнализм, испытывающий на себе, с одной стороны, бремя культурной столицы, а с другой, - несущей на себе черты провинции, в юбилейный год оказался привлекателен для изучения. Это город с высокой медийной насыщенностью. Здесь действуют 28 местных телепрограмм, 31 местная радиопрограмма, ежемесячно в городе выписывается более полумиллиона экземпляров газет и журналов. Вместе с тем, городская пресса имеет невысокий спрос. Причина кроется в ее "ангажированности и невысоком качестве", считает исследователь Юшкевич С.М. Изучаются факторы развития информационного рынка в Петербурге (приватизация и переприватизация, использование СМИ в качестве политического инструмента, расширение рынка рекламы и его влияние на состояние прессы и др.).

Ряд научных сообщений наглядно демонстрирует процесс повсеместной коммерциализации и рекламизации эфира на радио и телевидении, изменивших содержательную направленность передач. В статье С.Н.Ильченко подчеркивается: "Инерция деструктивного дискурса общественного развития обозначила смену ориентиров в практике электронных СМИ. Отмена цензуры и государственной монополии привели к лавинообразному нарастанию процессов этической деградации профессионального сообщества, образованию новых видов и форм вещания (интерактивов, игровые передачи, "reality show", ток-шоу), снижению критериев качества эфирного продукта с точки зрения содержания… Критерии объективности игнорируются повсеместно".

Негосударственное радиовещание все больше позиционирует себя как составная часть индустрии развлечений, "дополняющая своей продукцией соответствующий газетный, журнальный и телевизионный рынок и культивирующая ценности массовой культуры" (Клюев Ю.В.).

Вопросы нравственности и профессиональной этики волнуют В.Н.Максимову: "эскалация в программах образов агрессивности, физического насилия при разрешении межличностных конфликтов прямо влияет на формирование ценностных ориентаций молодого поколения социальных установок и мотивов поведения". Появляются "бригады" подростков - "аналог" популярного телесериала, которые хорошо усвоили образцы криминального поведения.

Исследователь Е.Почкай увидела новую примету современного российского ТВ - появление коммунального комплекса. Зарубежные аналоги программы "За стеклом", "Слабое звено", "Фактор страха" привнесли дух соперничества, конкурентности, выживаемости любой ценой, т.е. то, что ранее очень плохо согласовывалось с российским менталитетом. Новые кальки "Окна", "Большой куш", "Девичьи слезы" строятся на инсценировках (на телевизионном жаргоне называемых "подставой"). Инсценированные истории погружают зрителей в толщу кошмара обывательской физиологии, а сами герои напоминают "кунсткамеру массовых уродств" (по выражению Т.Москвиной). Автор считает, что телевидение поспешило с массовой раскомплексованностью населения нашей страны.

Целый ряд статей посвящен современным междисциплинарным исследованиям в области журналистики, в частности дискурсивной методологии журналистских исследований. По мнению белорусского теоретика печати Ивченкова В.И., дискурсная обработка публицистических текстов эффективна при изучении триады "язык - познание - коммуникация". Новый этап лингвистического изучения мира основывается на семиотической природе слова, которое информативно передает замечаемые и незамечаемые социально-экономические, общественно-политические преобразования в жизни носителей языка, диагностирует тип мышления, реализует коммуникативные микро- и макростратегии, организует прагматический контекст.

Проблему информационного воздействия поднимает теоретик печати В.Д.Мансурова, совершенно справедливо утверждающая, что взаимодействие в процессе массовой коммуникации не является линейным - "адресат" - "получатель", как это отображают социологи в своих моделях. "Гигантская "лента Мебиуса" с разворачивающимися пространствами, какой можно было бы представить модель коммуникации, задает нелинейные, не имеющие прямой причинной связи процессы. Антицентризм, спонтанность, непредсказуемость "точки бифуркации" - кризиса интереса, понимания и выбора своей точки зрения на событие - это только самые очевидные характеристики этого процесса." Автор считает, что часто случайность становится одним из самых существенных антракторов и детерминантов становления медиасобытия в журналисткой картине мира. Детерминационные процессы в образовании журналистской картины мира описываются теми же вероятностными законами нелинейной динамики, что и другие самоорганизующиеся системы.

В разделе книги "Общество и журналистика" осмысляется политическая роль журналистики, ее статус, политические функции, политическое поведение журналиста; СМИ рассматривается как инструмент развития современной российской государственности (Дьякова Е.Г,Лунцов Н.Р, Веремеенко Ю.Н.,Афанасев Ю.,Е и др.).

Раздел книги "Российская журналистика в международной перспективе" освещает вопросы сотрудничества международных организаций и СМИ в освещении внешнеполитических конфликтов (Акопят Р.К.; национальные традиции российских СМИ в глобальном контексте (Вартанова ЕЛ.); рассматривает принципы отражения в СМИ проблем.

Специальный раздел книги "Молодая журналистика: для себя и о себе" представляет работы молодых ученых различных университетов России. Здесь поднимаются такие проблемы, как формирование молодежного издания в субкультурном контексте; создание новостей в молодежных изданиях, организации творческих лаборатории в детском и молодежном издании; формирование личности молодого журналиста в процессе субкультурной эволюции.

Книга найдет самого широкого читателя, интересующегося проблемами современной журналистики.


Другие материалы рубрики "Теория и практика"