Медиановости
/ Власть, ТВ

6 января 2015 17:40

Запрет на рекламу на платных каналах: закон, от которого нужно спасать

Никакие возражения профессионального сообщества, заявлявшего, что запрет на рекламу на платных каналах может обернуться катастрофой для регионального телевидения, не смогли отсрочить  вступление в силу новых поправок в закон «О рекламе» 1 января 2015 года. По рынку СМИ уже ударили последствия первых дней запрета, а Общероссийский народный фронт только готовиться начать работу над исправлением спорного закона. 

Поправки в закон «О рекламе», которые вступили в силу 1 января, запрещают трансляцию рекламы на каналах с платным доступом и распространяющихся с применением декодирующих технических устройств. Еще на стадии рассмотрения этого законопроекта медиасообщество осуждало эту инициативу, опасаясь, что подобные меры пагубно скажутся на рынке СМИ.

Запоздавшая реакция сообщества

По мнению Союза журналистов России, этот спорный закон поставит под угрозу существование регионального телевидения, которое зависит от «рекламных» доходов. На своем сайте 20 ноября 2014 года СЖР разместил обращение к президенту страны,  в котором просил исключить из общего списка те каналы, чье существование напрямую зависит от рекламодателей: «Не секрет, что в абсолютном большинстве случаев все эти региональные и муниципальные телеканалы не получали и не получат от кабельных операторов ни копейки, а нередко сами платят за свое присутствие в сети. И даже если такая плата и была бы введена, то оказалась бы неподъемной для большинства зрителей. А вступать в конкуренцию по цене, например, с телеканалом Discovery, c его многомиллионным охватом аудитории по всему миру, региональные телеканалы с их вещанием на несколько тысяч семей будут просто не в силах».

В письме содержался призыв к коллегам из региональных отделений Союза привлечь внимание к этой проблеме, поскольку уже скоро поправки вступят в силу. СЖР настаивал на том, что и читатели газет платят за доступ к размещаемой в издании информации, однако лишить их рекламы было бы все равно что обречь печатные СМИ на банкротство.

Запоздалое письмо СЖР так и не смогло повлиять на ход событий. Однако заместитель председателя Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Андрей Ершов в комментарии Лениздат.Ру поддержал желание коллег высказать мнение профессионального сообщества в ответ на принятие поправок. «Этот вопрос нужно было поднимать раньше, - сообщил Ершов Лениздат.Ру. -  Но мы поддерживаем эту инициативу. Нужно организовать обсуждение этой проблемы. Уверен, что председатель СЖР Всеволод Богданов смог бы привлечь к дискуссии представителей профильных министерств и комитета Государственной думы, в ходе которой можно пояснить, какими последствиями грозят поправки всей отрасли».

Законопроект о запрете на рекламу на платных каналах был внесен в конце июня и принят 1 июля 2014 года в первом чтении, а спустя несколько дней – 4 июля 2014 года – сразу во втором и третьем чтениях. Несмотря на то, что группа руководителей неэфирных каналов в открытом письме к депутатам и к президенту просила отложить или хотя бы обсудить с сообществом эти поправки. После открытого письма попытки изменить ситуацию сошли на нет.

«Поправки очень вредны в том виде, в котором они существуют, -  рассказала Лениздат.Ру главный редактор журнала и портала «Кабельщик» Яна Бельская. - Запретили рекламу на платных каналах кабельного телевидения, а что такое платный канал? Это когда за этот канал взимается абонентская плата, а оператор, в свою очередь, оплачивает каналу лицензионный платеж за каждого абонента. Но региональные или любые другие неэфирные телеканалы, выживающие за счет рекламы, не взимают с операторов плату за вещание в сетях, иногда даже доплачивают им за вход в сети. И, тем не менее, они подпадают под действие нововведений, потому что вещают через кабель».

По данным портала «Кабельщик», в России 265 каналов, имеющих лицензию для кабельного вещания. Но их доходы от рекламы не так уж велики. За 2013 год, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, все кабельно-спутниковое телевидение заработало 4 млрд рублей из 156.2 млрд рублей общего дохода телекомпаний от рекламы. «Разница» пришлась на эфирное телевидение.

До последнего не верить и не бороться

 «Нам не нравятся нововведения в закон «О рекламе», - заявил вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России Михаил Силин Лениздат.Ру. - Они приняты вразрез с интересами сообщества, к тому же весьма поспешно. Возможности обсудить поправки у представителей профессиональных сообществ не было. Об этом много говорили, когда решение об изменениях только было принято, но конкретных действий, чтобы что-то изменить, никто не предпринимал. Теперь уже закон принят, нужно посмотреть, какой будет результат». Главред «Кабельщика» предположила, что решительных действий владельцы платных каналов не предпринимали из-за надежды, что столь спорный и обрекающий на вымирание целый сегмент бизнеса закон не может вступить в силу без доработки. «Людям просто непонятно, как так можно – раз, и загубить множество телеканалов, существовавших за счет доходов от рекламы, - высказалась Яна Бельская. - Конечно, обращение СЖР серьезно запоздало, и, тем не менее, надо бороться. Нужна планомерная мощная работа, нужно продолжать атаковать ведомства жалобами и обращениями, судами и дискуссиями».

Запрет рекламы может сказаться пагубно и на работе небольших рекламных агентств, через которые представители малого и среднего бизнеса обращались к своей аудитории. Сотрудничество с крупными федеральными каналами многим может оказаться не по силам, а значит, задержит развитие агентств и компаний.

Одна из таких компаний – «Агентство 2». Фирма размещает рекламу в эфире телеканалов спутникового оператора «Триколор ТВ». «Пока что мы не до конца понимаем, что происходит, поэтому рано говорить, что будем делать, когда реклама на неэфирном и региональном телевидении будет запрещена, - признался директор по развитию «Агентства 2» Андрей Балашов Лениздат.Ру.  - Все дело в том, что эту ситуацию нельзя рассматривать отдельно от экономической ситуации в стране. Ясно, что региональным каналам будет очень непросто выжить без рекламы. Для них это единственный источник дохода Мы надеемся, что удастся сохранить сотрудничество с каналами, на которых мы работаем. Будем искать другие возможности. Сложно сказать, что будет с агентствами, которые размещают рекламу на тех каналах, существование которых сегодня под угрозой. Конечно, ситуация непростая, но, как и многие кризисы, дает возможность развиваться в новых направлениях, искать новые инструменты для решения проблем».

2015 год покажет, хватит ли у владельцев платных каналов сил искать новые направления развития, когда основной источник дохода оказался вне закона. Характерным примером действия новых поправок можно считать телеканал Tatarstan Business Channel (TBC), просуществовавший всего  5 месяцев. Канал был создан для делового сообщества и предпринимателей республики Татарстан, вещал в интернете и в кабельных сетях. Недолгое существование TBC обеспечивалось только доходами от рекламы. С 1 января 2015 года телеканал покинул сетку вещания в связи с вступлением в силу нового закона. 40 сотрудников редакции остались без работы.  По словам руководителя TBC Руслана Халилова, владельцы компании до последнего не верили, что поправки вступят в силу в таком виде, и надеялись, что их и вовсе отменят.

Неоперативное спасение

Еще с июля 2014 года медиасообщество сопротивлялось запрету на трансляцию рекламы на платных каналах, но всерьез надежда на какие-то изменения появилась за два дня до его вступления в силу.  30 декабря сопредседатель Центрального штаба Общероссийского народного фронта Александр Бречалов заявил, что ОНФ в первые рабочие дни января приступит к подготовке поправок в закон «О рекламе» для поддержки муниципальных и региональных кабельных телеканалов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков  в ответ на эту инициативу  отметил, что «президент, как известно, всегда с вниманием относится к инициативам Общероссийского народного фронта; в данном конкретном случае можно предположить, что Владимир Путин поручит проработать упомянутый вопрос соответствующим ведомствам».  Песков также подчеркнул, что ситуация с тяжелым финансовым положением кабельных каналов хорошо известна в профессиональной среде. Таким образом, спасение от нового закона начали искать еще за два дня до вступления его в силу. Остается только удивляться, почему хорошо известное «тяжелое финансовое положение» отрасли не повлияло на законотворцев на этапах разработки поправок или хотя бы во время их принятия.

Впрочем, очередные ограничения деятельности СМИ лишь часть свалившихся на медиасообщество бед. На ежегодной пресс-конференции в декабре Владимир Путин объяснил запрет рекламы на платных каналах, инициаторами которого, по его словам, выступили руководители федеральных каналов, сокращением рекламного рынка. Но управляющий партнер управляющий партнер Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко считает новый закон лишь звеном в цепи  продолжающегося давления на сферу медиа. «Ни одно здоровое СМИ не получает так много возможностей жить и развиваться от чего-то, кроме как от рекламы, - сказал Кравченко Лениздат.Ру. - Финансовая самостоятельность СМИ именно за последний год падала с максимальной скоростью. Нам практически выкорчевали с 2015 года все телеканалы кроме государственных  эфирных».

Теги:  закон