Медиановости /
Бизнес, Версии, Медиасреда, Петербург

15 июля 2015 12:15

Спорная реклама «Петербургского дневника»

Спорная реклама «Петербургского дневника»
 
Юридическая служба «Петроцентра» проверяет рекламу, которая была опубликована на страницах номера «Петербургского Дневника» от 13 июля. Дело в том, что законность некоторых рекламных блоков оказалась под вопросом.
 
Информация о сфере денежных операций, тем более в сложный для страны экономический период, должна быть предельно точна — люди зачастую рискуют очень многим, обращаясь в ту или иную компанию. Тем более в таком издании, как «Петербургский дневник» — информация и реклама в правительственной газете может восприниматься аудиторией с высокой степенью доверия. Но всего в одном номере «Петербургского дневника» обнаруживается сразу два рекламных модуля, содержание которых, во-первых, может ставить под угрозу благосостояние читателей, а во-вторых, может нарушать закон «О рекламе».
 
Без разрешений
 
На 7 полосе выпуска «Петербургского дневника» от 13 июля размещена реклама компании «Профит Альянс», которая предлагает принять сбережения клиентов и ежемесячно выплачивать проценты. Но, вероятно, большинство юридических лиц, указанных в объявлении, на данный момент права на подобную деятельность не имеют. 
 
Сама «Профит Альянс» была исключена из государственного реестра микрофинансовых организаций Банком России 8 мая 2015 года из-за «неоднократного в течение года нарушения требований 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"». Конкретнее — за нарушение сроков представления отчетности и непредоставление документов за 2014 год. Это автоматически лишает организацию прав принимать займы. Другая упоминаемая компания, ООО «Центр финансирования населения», является дочерней структурой «Профит Альянса» и, как объяснили Лениздат.Ру в приемной организации, делит лицензию с материнской компанией. Вот только юридически такое «разделение» лицензии невозможно. При этом сайт «Профит Альянса» утверждает, что компания в реестре состоит и необходимую лицензию имеет. Тем не менее по состоянию на 10 июля в реестре микрофинансовых организаций ее по-прежнему нет. 
 
Лицензия третьей упоминаемой компании — «СК Лойд-Сити» (в рекламе она представлена в качестве страховщика сбережений) — была приостановлена 8 июня, с большой оглаской в СМИ: компания является одним из крупнейших игроков на рынке страхования турбизнеса. Как объяснил Центробанк, случилось это из-за того, что страховщик не соблюдал «требований финансовой устойчивости и платежеспособности в части формирования страховых резервов, порядка и условий инвестирования собственных средств и средств страховых резервов».
 
Месяц, который страховщику был дан для устранения нарушений, уже истек, но исправить нарушения компании все еще не удалось: в Центробанке Лениздат.Ру подтвердили, что лицензия «СК Лойд-Сити» все еще приостановлена.
 
То же самое можно сказать и о другой рекламе (21 полоса выпуска от 13 июля), где сбережения предлагает принять инвестиционно-финансовая компания «Бумеранг». Лицензии на подобную деятельность у нее пока нет (по данным СПАРК, компания была основана в марте 2015 года), и в реестре микрофинансовых организаций ИФК «Бумеранг» еще не появилась, хотя Лениздат.Ру в компании заверили, что это должно случиться «в самом скором времени». Точнее сроки обозначить затруднились.
 
Заметим, что оба рекламных блока регулярно публикуются в издании еще с начала июня. «Петербургский дневник» выходит трижды в неделю.  
 
Вопрос быстрого реагирования
 
Еще две недели назад вопросов к этим рекламным блокам было бы меньше, но с 29 июня вступил в силу Федеральный закон № 210-ФЗ. В числе других изменений он добавил в главу о займах и кредитах Гражданского кодекса новую формулировку: юридическое лицо вправе принимать от граждан займ под проценты, только если законом ему предоставлено такое право. То есть предполагается, что у компании должна быть соответствующая лицензия или сертификат о включении организации в реестр микрофинансовых. А  п. 7 ст 7. закона «О рекламе» запрещает рекламировать те услуги, реализация которых требует лицензий или иных специальных разрешений, если таковых компания предоставить не может.
 
Как заметила Светлана Кузеванова, юрист Центра защиты прав СМИ, эта поправка не добавляет в законодательство что-то принципиально новое, а, скорее, закрепляет уже существующий порядок. На данный момент вправе принимать займы три типа организаций: банки, кооперативы и микрофинансовые организации. Правда, с оговоркой: последние могут принимать вклады только на сумму, превышающую 1,5 млн рублей. 
 
«Но на практике из-за того, что не было этой общей нормы, которая появилась сейчас, многие расценивали букву закона так: и другие организации тоже могут принимать вклады, — объяснила в разговоре с Лениздат.Ру Светлана Кузеванова. —Рекламировались многие юридические лица без соответствующих документов. Мы (юристы Центра защиты прав СМИ. — Прим. Лениздат.Ру) всегда "заворачивали" подобные макеты, но были и те, кто толковал эту норму расширительно. Новая статья все поставила на свои места». 
 
Заметим, что даже в том случае, если с компанией был заключен долгосрочный договор, но в ходе сотрудничества изначально согласованная реклама стала нелегальной, СМИ должно быть готово к экстренным мерам. «Если рекламодатель не может с учетом изменения законодательства предоставить вам новые документы о правомерности своих действий, вы индивидуально либо расторгаете договор, либо принимаете дополнительные соглашения к нему», — рассказывает Светлана Кузеванова. 
 
По мелочам
 
Впрочем, по мнению юристов, это не единственное нарушение рекламного законодательства, которое могло быть допущено в рекламном объявлении ИФК «Бумеранг». В нем появляется загадочная цифра в 180%, которая не является условиями договора, следовательно, может быть расценена как необоснованный прогноз на доходность вложений в будущем. А этого никак не допускает п. 1 ч. 2 ст. 28 закона «О рекламе», даже если прогнозы основаны на реальных показателях в прошлом. 
 
Далее, в рекламе ИФК «Бумеранг» говорится о том, что компания застрахована, но юридическое название страховщика не указано. Это может нарушать п. 1 ст. 28   закона «О рекламе», который особо оговаривает: реклама банковских, страховых или других финансовых услуг обязательно должна содержать наименование организации, которая оказывает эти услуги. 
 
Заметим, согласно прайс-листу «Петербургского дневника», рекламное место «Профит Альянса» стоит около 112 тысяч рублей, а модуль «Бумеранга» — 42 тысяч рублей. 
 
При этом ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства о рекламе») оговаривает: за нарушения рекламного законодательства юридическим лицом предусмотрен штраф от 100 до 500 тысяч рублей. Вероятно, в связи с этим публикация подобных рекламных блоков может стать предметом изучения Федеральной антимонопольной службы. 
 
В коммерческом отделе «Петроцентра» (именно он отвечает за размещение рекламы) корреспонденту Лениздат.Ру сообщили, что компания перепроверяет документы договоров. «Все рекламные объявления проходят у нас через юридическую службу, — сообщил коммерческий директор Петроцентра Сергей Ярошецкий. — Мы уже дали юристу задание дать ответ, на основании чего юридическая служба согласовала эту рекламу». В случае, если положение дел действительно таково, как представлено выше, компания готова расстаться с рекламодателями. Официальный комментарий Лениздат.Ру юридическая служба «Петроцентра» обещала предоставить в ближайшее время. Отметим, что в номере от 15 июля спорной рекламы уже нет.  
 
«Петербургский дневник» — правительственное издание, которое фининсируется из бюджета адресной субсидией. В 2014 году она составила 177,5 млн рублей, тогда же издание получило 93 из 102 млн рублей из субсидии на увеличение подписного тиража и 4 млн рублей по 5 грантам для СМИ от комитета по печати. Итого выходит, что налогоплательщики в 2014 году оплатили издание «Петербургского дневника» на сумму в 274,5 млн рублей. В 2015 году адресная государственная субсидия изданию составила 186,6 млн рублей. Но, по мнению гендиректора газеты Андрея Шамрая, всех полученных правительственных денег для обеспечения выпуска издания недостаточно. Издание борется с другими СМИ за рекламодателей. Прайс-лист на рекламу опубликован в медиаките на официальном сайте издания. Разовая реклама в газете стоит от 11 до 235 тысяч рублей в выпусках с понедельника по четверг и от 17,5 тысяч рублей до 385 тысяч рублей в пятничном выпуске.

Катерина Яковлева

0 Последние комментарии / остальные комментарии

К этому материалу еще нет комментариев




Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.