arpp / Трибуна

21 сентября 2015 16:32

Светлая память киосковому рынку прессы Москвы и игрокам его

Вспоминайте ушедших... Любимых, хороших.. невечных.  Эта память - бесценный, лишь нам предназначенный дар.  Жаль, что боль от потери ни опыт, ни время не лечат:  Каждый новый удар так же страшен, как первый удар. 

(Автор неизвестен; valentinaperfileva.ru)

Длившееся 3 года подвешенное, неопределенное состояние розничного рынка прессы г.Москвы становится все более определенным и понятным. Создание весной этого года государственного предприятия «Мосгорпечать», места под киоски и сами киоски и павильоны будут принадлежать которому, но особенно выход в конце августа с.г. приказа Департамента СМИ и рекламы г. Москвы об условиях конкурса на обслуживание этих мест со всей определенностью показывают, что свободный рынок розничных продаж прессы прекращает свое существование, равно как большинство игроков его.

ПОМЯНЕМ ЖЕ ДОБРЫМ СЛОВОМ УХОДЯЩИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЛЮДЕЙ, ТЕХНОЛОГИИ, ИДЕИ, РЫНОК...

Как создавались в результате приватизации киосковые предприятия и что пережили они в начале и середине 90-х.

СПРАВКА:

В начале была государственная «Союзпечать» (московское отделение – «Моспечать»).

Но в рынке она не заработала. Не смогла. Не знала – как же это работать в рыночных отношениях.

И в 1994 г., в соответствии с государственной программой приватизации, советский монополист ЦРПА «Союзпечать» был акционирован. В московском регионе розничное подразделение «Союзпечати» было акционировано по районному и окружному признакам (например, ОАО «Агентство печати «Басманное» и ОАО «Южное агентство печати»), в «Моспечати» осталась логистическая база и часть киосков. Каждое агентство получило экономическую самостоятельность и право выбора поставщиков.

Однако при приватизации была допущена гигантская ошибка - земля под киосками не была выкуплена и даже не передана в долгосрочную аренду создаваемым предприятиям, допустим, на 49 лет.

Потому что власти, проводившие тотальную приватизацию в стране, не задумались, некогда было подумать: что же собственно приватизируется в «Союзпечати». Настоящим же активом  приватизируемых предприятий были, конечно же, не порядочно проржавевшие киоски, а места под этими киосками, места торговли, земля. Властям было не до этой мелочи - киосков прессы, а коллективы, приватизировавшие эти предприятия, не разбирались в юридических тонкостях, находились в радостном ажиотаже: «стали собственниками…»

Дальше еще одна в спешке, в приватизационном угаре сделанная ошибка: все киосковые сети печати были отнесены в ведомство Департамента торговли города (и в других регионах аналогично), хотя ни одно предприятие мелкой уличной розницы не было создано путем приватизации и не несло социальной функции.       

В результате сегодня московские власти юридически правомерно осуществляют  по сути национализацию системы распространения, отъем бизнеса, - без какой либо финансовой компенсации. Юридически все правомерно. Жаловаться не на что.

Агентства по распространению прессы, созданные Правительством РФ путем приватизации и дробления «Моспечати»  заканчивают свое существование….

… Вот эти Агентства:

-  «АП Московский Запад» и «Южное агентство печати (далее «Южное АП»)»,

-  «Басманное АП» и «Пресса для всех»

- «Северное АП» и «Мир прессы»

- «Краснопресненское АП» и «Печать Замоскворечья»

 - «Моспечать»

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ самоотверженному труду коллективов этих предприятий! В тяжелую годину начала и середины 90-х вы самоотверженно боролись за сохранение киосков - а их сжигали, чтобы занять место, их воровали продавцы других товаров, их сносили местные власти, но вы держались, при большой поддержке Зары Матвеевны Петровой из Департамента СМИ Москвы.

Потом, в конце 90-х и начале 2000-х, на рынок вышли инвесторы: так, книжное издательство «АСТ» приобрело «Южное» и «Басманное» агентства, попыталось наряду с прессой активно продавать через киоски свои книги. Потом уже за еще большие деньги они, эти агентства, были приобретены «Базовым элементом» и вошли в крупнейший в стране розничной холдинг по распространению прессы «Роспечать»

«Московский запад», «Северное АП», «Краснопресненское АП», «Печать Замоскворечья» и другие – были приобретенных издательским Домом «Деловой мир», который на этой основе построил мощную сеть сбыта своих изданий. Совсем недавно, в 2013 году, все они были приобретены группой компаний «Кардос».

Эти предприятия прошли трудный, сложный, славный 20-летний путь на рынке Москвы.

СВЕТЛАЯ ВАМ ПАМЯТЬ!

Был рынок активов, активы предприятий покупались и продавались, происходила естественная рыночная капитализация, укрупнение. В середине 2000-х активы всех киосковых предприятий Москвы совокупно оценивались примерно в 50-70 млн евро. И -  в одночасье все обесценилось и капитализация исчезла.

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

«…и оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их; и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем!...»  (Еккл., гл. 2)

Рядом с менявшими облик приватизированными предприятиями бывшей «Моспечати» рождались новые, создавались новые технологии, формы торговли, объекты…

Помянем и их добрым словом.

«Метропресс»…..Зубарев М., Побажеев В., Молчанов А.

Вы создали систему продаж прессы в метро. Это было спасением для всех издателей газет и журналов, да и для книжных издателей в начале 90-х! Огромные тиражи стали продаваться на рынке Москвы. Через точки «Метропресса» проходили объемы в несколько раз большие, чем продавали все вместе киоски и распространители города!

Вы придумали технологию организации продаж во взаимодействии с ИЧП: сдавать в субаренду точки продажи индивидуальным предпринимателям, но при обязательной поставке от своего оптового предприятия. ИЧП самым тщательным образом организовывал продажи, адаптацию ассортимента под конкретного покупателя в конкретном месте города, а высокотехнологичное оптово-логистическое звено обеспечивало все точки продукцией. Эта технология была создана у нас почти на 10 лет раньше, чем она широко распространилась в Польше, в компаниях «Рух» и «Колпортер»! Эта технология жива до сих пор. Именно она спасла от разорения киосковые сети Москвы после кризиса 2008 года и сжатия рынка прессы в целом! Однако, светлая память ей в Москве! Сегодня она признана администрацией города «посреднической» и «лишним звеном».

Сегодня и «Метропресс», ужатый и сокращенный «административным сокращением» точек, - бледная тень того, прошлого….И вот-вот уйдет с рынка совсем…

СВЕТЛАЯ ему и его основателям ПАМЯТЬ! 

  ЗАО «Центропечать»   

20 лет на рынке прессы Москвы. Создавалось совместно издателями («Московская правда», «Деловой мир») и распространителями («Логос»). Начиналось с нуля – и доросло до 2-го места (после сети «ДМ-ПРЕСС») по количеству киосков. Огромная сумма денег была за эти 20 лет инвестирована в создание этой сети и в логистику.

Первое в Москве внедрение линии по аналогии с польской и английской системамиPIСK-TO-LIGHT, второе в мире внедрение системы АЭРО немецкой фирмы TWI. Много призов и наград как у самого предприятия, так и менеджмента, начиная от простых киоскеров и до руководителей предприятия.  Долгие годы возглавлявший предприятие Александр Владимирович Попов ушел из жизни в 2011 году. Хорошо, что ты, Александр, не видишь гибели своего детища, своего дела, которому отдал много лет жизни!     ВЕЧНАЯ тебе ПАМЯТЬ!   

    «ЦЕНТР ПРЕССЫ»

… почти дочернее предприятие Центропечати, созданное частью ушедших сотрудников. ТЫ явилось ядром будущей сети номер 1 в Москве – «ДМ-ПРЕСС». Новые модели киосков, новые технологии… много интересного было создано руками твоих менеджеров.

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

   «ЖЕЛДОРПРЕСС»

С самого начала построения рынка в России, г-н Гольдин (ныне покойный) и г-жа Приписцова  начали создавать сеть киосков и павильонов на вокзалах и привокзальных площадях Москвы, на станциях пригородных электропоездов, на улицах города. Ваши большие, полностью стеклянные, с прекрасной выкладкой киоско-павильоны радовали глаз и позволяли покупателям рассмотреть товар и купить понравившееся. Скоро вашему предприятию 25 лет – успеете ли отпраздновать?!

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!  

  «СТОЛИЧНАЯ ПРЕССА». (Начало сети положила «Комсомольская правда» еще в 90-е годы. «Столичная пресса» и часть «Метропресса» в начале 2000-х были приобретены сначала холдингом Евтушенкова «Система масс медиа», а позже отошли нынешним владельцам).  Больше 15 лет назад вы начали устанавливать киоски нового дизайна в спальных районах и у остановок общественного транспорта. Сколько было приложено сил и инвестировано денег!

 СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!  

   «Метрополитеновец», г-н Литвинов М.  Одна из первых жертв административных запретов. В 90-е годы лотки ваши стояли почти у всех входов-выходов из метро. В середине и в конце 90-х  давали вам новые и новые места (по Распоряжениям мэра Москвы Ю.М.Лужкова, и другие предприятия, впрочем, тоже получали их), на местах с самым высоким трафиком стояли ваши точки. Огромные тиражи пропускали через себя к читателю. Сложную и четкую технологию товародвижения и логистику создали вы, достаточно уникальную технологию. А позже, когда лотки у выходов из метро стали изгонять за пределы 25-й зоны, изобрели вы бизнес  продажи периодики и книг с автофургонов (одни из первых мобильных розничных точек в городе!), стоявших также вблизи от входов в метро. Но и их запретили со временем. Все заменили ручники….

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!  

 «МК-ПЕРИОДИКА», вы создавали сеть киосков  с первых лет рынка в России. Одни из первых стали ставить павильоны с периодикой, книгами, канцтоварами и товарами импульсного спроса, необходимыми людям. Прекрасная идея. Соответствовала всем тенденциям мировым и потребностям рынка Москвы. Вы являетесь ядром системы распространения «Союза столичных издателей», реализовывали трудную, но полезную для рынка и издателей программу «500 киосков».

СВЕТЛАЯ  ПАМЯТЬ! 

КИОСКОВЫЕ СЕТИ  РЕДАКЦИЙ МОСКОВСКИХ ГАЗЕТ: «Тверская 13», «Московская правда», «Московские новости», «Вечерняя Москва», «Труд» и другие. Через сети своих киосков газеты чувствовали «биение сердец своих читателей», чувствовали пульс рынка распространения, его трудности и находки, проводили эксперименты. В трудные 90-е и позже вы внесли большой вклад и в поддержание рынка сбыта прессы, и в его развитие.

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ! 

  Киоски «Московская промышленная газета» - идею и программу развития сети создавали совместно редакция газеты и Попов Александр Владимирович («Центропечать»). Тщательно выбирались места, новые, светлые устанавливались киоски. Получилась очень неплохая сеть почти из 100 киосков, где продавалась «Московская промышленная газета» и другие московские издания, широкий ассортимент прессы, книг, повседневных сопутствующих товаров. 

  СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ! 

Был рынок. Были бизнесы. Огромные суммы были инвестированы в покупку существовавших предприятий и в модернизацию их, в создание новых киосковых сетей, новых предприятий, в технологии и логистические комплексы…

Был рынок – была капитализация. Предприятия еще 3 года назад стоили больших денег. Еще 2 года назад можно было что-то купить – но уже за полцены, а то и за треть. Сегодня нет рынка, нет бизнеса, исчезла, испарилась капитализация - предприятия не стоят и ломаного гроша.

Светлая им память!

«..всему свое время, и время всякой вещи под небом….время разрушать, и время строить…время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать…» (Еккл., гл. 3)

Логистические комплексы, автоматизированные сортировочные линии, ИТ-технологии… Многие из вас исчезнут с рынка вместе с вашими  предприятиями.

Вот только самые крупные:

«Роспечать» – первая в стране, еще в середине 90-х, установила автоматизированные линии сортировки печатной продукции TWI.  Это было самое передовое слово на только еще зарождающемся, хаотичном рынке! Дай Бог, чтобы все это послужило вам для работы в регионах РФ и в подписке.

«Центропечать» – вторая в мире закупила и установила в середине 2000-х линию АЭРО той же немецкой фирмы. А в конце 90-х первая в Москве разработала и построила линию PIСK-TO-LIGHTпо аналогии с польскими предприятиями «Рух» и «Колпортер». Первая в городе в 2000-е повторила опыт «Метропресса» по построению бизнеса на основе привлечения частных предпринимателей в часть киосков, умело сочетая бизнес-технологии и логистику крупного оптового центра с управляемыми ИЧ предпринимателями точками продаж и киосками с собственными киоскерами.

«АРИА-АиФ» – ВЫ с нуля создали киосковую сеть в Москве. С нуля вами создан современнейший комплекс, включающий и линию TWI, и систему АЭРО. Современнейшее и эффективное ПО, разработанное специалистами предприятия. Дай Бог, чтобы все это оставалось востребованным в Подмосковье и других городах, в ваших сетях. Нашей столице, Москве, ваши технологии не нужны. Увы!

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

«Кардос» (правопреемник «ДМ-ПРЕСС» в киосках) – усовершенствована система PIСK-TO-LIGHT. Перед самой «перестройкой» рынка в Москве вы купили киосковую сеть номер 1 - сеть «ДМ-ПРЕСС». Рискнули сильно! Пока столичные чиновники в хаосе метаний выбирали модели управления отраслью, вы разработали новый оригинальный киоск «французский» и инвестировали огромную сумму в производство и установку почти 100 таких киосков по городу. Неужели их теперь отправят на свалку?!

СВЕТЛАЯ  ПАМЯТЬ! 

 «МК-сервис» – логистический современный комплекс на базе типографии «Московская правда»…

Перечислил  я только часть, только самые передовые логистические площадки. Конечно, не все «умрут» полностью, их будут использовать под сортировку печати для других точек. В том числе в других регионах РФ. Но  - кто-то умрет, загрузка других существенно сократится, и рано или поздно встанет вопрос о целесообразности их существования.

СВЕТЛАЯ  ПАМЯТЬ ЛОГИСТИЧЕСКИМ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ КИОСКОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЫНКА МОСКВЫ!

Талантливые работники этих комплексов – найдете ли вы себе работу такого уровня? Пожелаю удачи вам… 

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ  СВОБОДНОГО   РЫНКА… Еще в начале лета 2013 года (последний раз ярко прозвучало на круглом столе в Доме журналистов в июне того года) – стратегия Москвы в мелкой рознице была направлена на всемерное развитие рыночных отношений, мало того - на саморегулирование рынка, в том числе по прессе ..

Но все в одночасье изменилось к концу лета 2013 года. Сменилось высшее руководство вокруг мэра Москвы, сменилась стратегия: она стала направляться на ликвидацию большинства киосков и павильонов, на участие в рыночных отношениях государственных предприятий. Вместо саморегулирования и творческого развития рынка – каждый шаг определяется, регламентируется и даже исполняется чиновниками г. Москвы.

… Светлая память идее саморегулирования рынка продаж прессы!  

Надежда распространителей всей России – приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Совсем недавно, пару лет назад  министерством был выпущен приказ  о функционировании киосковой розницы, торгующей прессой в стране. Там зафиксированы и низкие арендные ставки, и норматив по количеству киосков в конкретном городе, и о долгосрочности работы в них, и много-много таких необходимых для эффективного функционирования киосков прессы положений. Но для ряда городов приказ носит «рекомендательный» характер, а для Москвы – он вообще не указ.

Светлая память ему!

Приказы, разработки Министерства промышленности и торговли РФ о функционировании мелкой розницы. Если бы положения эти воплотились в жизнь - существовал бы рынок, была бы у инвесторов возможность и желание инвестировать средства в его развитие и функционирование. Увы….опять «рекомендательный» характер и опять «не указ» Москве……

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

(Одно странно: федеральные  законы, приказы – и не работают…. Но не  начало ли это «децентрализации» в государстве?)

ПРИЗЫВ ПРЕЗИДЕНТА РФ. В конце прошлого, 2014 года и в начале этого Президент РФ  В.В. Путин говорил о необходимости в данное кризисное время сделать упор на всемерное развитие малого и среднего бизнеса. Призывал всемерно помогать его развитию. Участники московского рынка прессы,  экспертырынка радостно откликнулись на этот призыв и с энтузиазмом разработали программу развития для системы распространения Москвы. Оказалось, что будь на то ДОБРАЯ воля чиновников и руководства Москвы, объем продаваемой прессы силами самих участников рынка можно увеличить…..более чем в 2 раза!!!

АРПП презентовала эту программу. Направила во многие инстанции. Программа понравилась и нашла поддержку и в Министерстве связи, и в Государственной Думе, и даже в Комитете СМИ и рекламы г.Москвы, но…но создалась «Мосгорпечать»…А Программа развития рынка, программа увеличения рынка в 2 раза…

Светлая ей память!

Сам розничный рынок прессы:

Он развивался по экономическим законам рынка: от хаоса мелких частников, лоточников, ручников – консолидировался в малый и затем средний бизнес, создались технологии логистические, компьютерные. Рынок консолидировался, укрупнялся, цивилизовывался. Приблизился к самоуправляемости.

Теперь тоже будет рынок – но, во-первых, это будет управляемый государственным предприятием рынок, на котором нет места частным розничным сетям, и, во-вторых, он возвращается опять в первичное, 10-летнее прошлое: главное место на нем займут ручники-«пресс-стенды» (как ручника не назови, хоть «пресс-стендом», он все равно - ручник) и мелкие частные предприниматели – в государственных киосках!

Светлая память киосковому рынку распространения прессы в Москве!   

Вечный спор: что эффективнее - свободный рынок или государственное централизованное управление? Казалось бы, не один раз жизнь дает нам ответ, что рынок, особенно в таких сферах, как торговля, - эффективнее. Но нет, сомнения вновь точат новых руководителей, и все повторяется по новому кругу, новый «эксперимент»…

Но сказано:  «…кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать…..» (Еккл., гл. 1)

А если «эксперимент» не удастся в очередной раз? В перспективе опять зайдет в неэффективный тупик, как это бывало уже раньше? Кто ответит?

Ведь сказано: «….кто копает яму, тот упадет в нее, и кто разрушает ограду, того ужалит змей. Кто передвигает камни, тот может надсадить себя….» (Ек. гл. 10)

НО - «… что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано…?» (Еккл.,гл. 2)

Работники рынка, сотрудники предприятий, профессионалы …

Успеха и удачи в поиске нового места работы, - большинству из вас

- дизайнерам и создателям новых форм киосков и павильонов для продажи прессы… Когда осенью 2013 года власти объявили о том, что будут утверждать новые формы киосков, менее чем за месяц вы разработали и представили больше десятка замечательных, красивых и ярких и, главное, функциональных киосков. Но…но их отвергли – ваш труд больше не нужен, все теперь будет определять чиновник.  Форму киосков теперь разрабатывает Чиновник, который не знает и не понимает, как торговать прессой в киоске…

- логистам, тем, кто управляет линиями сортировки, складами, транспортом и т.п.

- специалистам по управлению товародвижением

- коммерсантам в отделах закупки и продаж

- бухгалтерам и  - многим другим.

Светлая память вашему профессональному самоотверженному труду в перечисленных предприятиях (см. также список предприятий - бывших владельцев киосков ниже)!

«…что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем?Суета сует, - все суета!» (Еккл, гл. 1)

«…не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не у разумных – богатство… но время и случай для всех их… так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них…» (Еккл. гл. 9)

 Итак, старое, старый рынок уходит, на смену приходит новое и неизведанное

«…Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время строить, и время разрушать;…..время искать, и время терять…»     (Еккл., гл. 3)

Пожелаю успеха в многотрудном, низкорентабельном, требующем каждодневного креатива и экспериментаторства труде на московском рынке розничном прессы новому «чиновничьему» предприятию и его сотрудникам, а также всем тем предприятиям, большим и малым,  и людям, кто останется (после «конкурса») распространять прессу в городе Москве.

Потому что пресса была и будет, и доносить ее до читателя необходимо, и все мы будем трудиться на этой ниве и помогать и чиновникам города, и издателям.

Потому что «…род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки…» (Еккл.,гл. 1)

ПРИЛОЖЕНИЕ: Список розничных предприятий г. Москвы

(Примечание: цитаты взяты из Библии, Книга Екклесиаста)

Список ПРЕДПРИЯТИЙ - владельцев киосков прессы на рынке Москвы:

ЗАО «АРИА-АиФ»

ЗАО «Центропечать»

ЗАО «Центропечать-М»

ООО «Пресса для Всех»

ООО «ГК «Кардос»

ОАО «Южное Агентство печати»

ОАО «Агентство Роспечать»

ООО «Агентство Желдорпресс-ГП»

ООО «ХК Сегодня-пресс»

ЗАО «МК Сервис»

ООО «Столичная периодика»

ЗАО «Печать и распространение»

АРП «Тверская, 13»

ОАО «Лотереи Москвы»

ООО «Медиа Селект»

ООО «МПФ Верона»

ООО «Агротекс»

ООО «Агентство печати 41»

АНО «Редакция газеты «Труд»

АНО «Взаимопомощь»

ГУП «Московская правда»

ГУП «Редакция газеты «Тверская,13»

ЗАО «Московское городское информационное агенство «Мосгорсправка»

ЗАО «ПКФ ЛИКО»

ЗАО «Ра+дуга»

ЗАО «СитиПрессСервис»

ЗАО «Центр прессы»

ЗАО ТК «Флэйм»

Издательство «Пресс-Контакт»

МГО «Всероссийское общество слепых»

ЗАО «МН-Пресс»

МО «Воля»

МФКИ «Возрождение»

ЗАО «Наша пресса»

НП «Московская промышленная газета»

ОАО «Агенство печати «Московский Запад"

ОАО «Басманное агентство печати»

ОАО «ГИСС»

ОАО «Концерн «Вечерняя Москва»

ОАО «Краснопресненское агентство печати»

ОАО «Московская дирекция театрально-концертных и спортивно-зрелищных касс»

ОАО «МОСПЕЧАТЬ»

ОАО «Союз столичных издателей»

ОАО «Юнайтед Арт Тикетс»

ОАО «Печать Замоскворечья»

ООО «Агентство печати «Московская окраина»

ООО «Агентство по распространению детской печатной продукции»

ООО «Азбука»

ООО «Альтаир»

ООО «Амо-пресс»

ООО «АПИ ПРЕСС – ИНФО»

ООО «Атлантис-М»

ООО «Виктория»

ООО «ВЭСП»

ООО «Гилли»

ООО «Глобус»

ООО «ГрандТорг»

ООО «Деймал»

ООО «Дилинг Сити»

ООО «Ингрэгори»

ООО «Камертон»

ООО «Карат-С»

ООО «Коллекторское агентство»

ООО «ЛЮМАС-ПМ»

ООО «Миг удачи»

ООО «Многопрофильная фирма «Вероника и К»

ООО «Московская периодика»

ООО «МСП-Сервис»

ООО «Сантис-групп»

ООО «Северное агентство печати»

ООО «Содружество»

ООО «Союзпечать-Экспорт»

ООО» Столичная пресса»

ООО «Торговая Фирма «Зодиак»

ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ЭЛЛИПС»

ООО «Трапеция ВКС»

ООО «Фирма «Виктория-Т»

ООО «ФИРМА «ЭЛВИ»

ООО «Флекс»

ООО «ЮниМэт»

ООО «Альмера»

ООО «Карат-С»

ООО «Онега»

ООО «ПКФ Аргос»

ООО «Амегус»

ООО АРПП «Единство»

ООО «Дегама»

ООО РИА "ИМ-Информ"

ООО «Рингли»

ООО ТКФ «Надежда»

ООО «Феникс»

ООО «Тайм-пресс»

ООО «Шериф»

ООО «Эй Ми Фирма»

ООО «Экспоторг»

ООО «МПС Сервис»

ООО «АРВИ»

ООО «Лана»

ООО «Медиа Сервис Групп»

ООО «ПХПИ»

ООО «СЛАВ ИНВЕСТ»

ООО «Печать Столицы»

ООО «Планета М»

ООО «Планета Пресс»

ООО «АРП «Гудок»

ООО «Компания «Родина-Пресс»

РООИПВВСПО "Лига ветеранов вооруженных сил и правоохранительных органов"

ФГУ «Объединенная редакция МВД РФ»

С В Е Т Л А Я    П А М Я Т Ь !

Дмитрий Мартынов, президент Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП)

0 Последние комментарии / остальные комментарии

К этому материалу еще нет комментариев




Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.