Медиановости /
Конфликты, Медиасреда

18 июля 2017 19:30

От Трафальгарской до Болотной: сто лет фотографии протеста

От Трафальгарской до Болотной: сто лет фотографии протеста

5 июля корреспондент «Медиазоны» Давид Френкель выступил в Музее уличного искусства. Журналист, на счету которого участие в десятках протестных акций, рассказал, как изменился этот жанр фотографии за прошедший век,  почему по своей остроте он не уступает освещению вооруженных военных конфликтов, а также обозначил основные проблемы, с которыми сталкивается искусство фотографии сегодня. «Лениздат.ру» cобрал основные тезисы с выступления.

Прошлое

Длительность съемки. Первой репортажной фотографией считается работа Луи Дагера, сделанная еще в 1838 году на оживленной улице. Однако на ней были изображены лишь два человеческих силуэта. Дело в том, что дагерротип того времени требовал десятки минут для создания фотографии, поэтому движение проходивших по бульвару людей было просто незаметно. Исключение составили чистильщик обуви и его клиент, которые оставались в одном положении долгое время до тех пор, пока работа не была выполнена.
Несмотря на технические сложности фотожурналистика в XIX-м веке активно развивалась. Например, Тимоти О'Салливан, получивший известность в годы Гражданской войны в США, пользовался методом постановочной съемки.
Ситуация изменилась уже во второй половине века, когда на смену дагерротипу пришла калотипия. Новый фотопроцесс упростил процедуру создания фотографии: снимки можно было теперь делать гораздо быстрее.

Съемка ночью. Фотографировать в темное время суток стало возможным уже в начале XX-го века благодаря одноразовой лампе для вспышек. Но в ее состав входил легковоспламеняющийся порошок, которым на общественных акциях полиция пользоваться запрещала. В начале 30-х годов были изобретены безвредные вспышки. Эта возможность очень помогла фотографам: многие протесты проходили или продолжались после заката солнца.
Ночные фотоработы были особенно популярны во время протестов против сухого закона в США, а также при падении Берлинской стены. Уже в начале XXI-го века благодаря высокочувствительным матрицам появилась возможность создавать высококачественные фотографии на всем протяжении длительных акций – например, во время Арабской весны.

Золотая эра. Пиком развития фотожурналистики в целом называют 30-е годы, когда на рынке появились компактные камеры фирмы Leica. Новые изобретения помогли фотографам присутствовать на еще большем количестве демонстраций.
Золотую эпоху непосредственно протестной фотографии связывают с 60-ми годами прошлого столетия. В это время большое развитие обретает борьба за права чернокожих и ее освещение в прессе. Этот период также ознаменован маршем на Вашингтон 1963 года, на котором Мартин Лютер Кинг произнес речь в пользу принятия закона о гражданских правах для афроамериканцев – «У меня есть мечта».

В 70-х годах прошлого века к ярким акциям относят демонстрации в поддержку ЛГБТ-сообщества, в 80-х – Бархатные революции в Европе.

Россия и Запад. История протестной фотографии в России начинается лишь в 1917 году. Фото не отличались высоким качеством, которое уже было присуще работам западных фотографов. После революции фотография протеста не развивалась в России долгое время и напомнила о себе лишь на митинге гласности в 1965 году. Требование сделать открытым для публики суд над Андреем Синявским и Юлием Даниэлем звучало на Пушкинской площади Москвы лишь несколько минут – до разгона демонстрации сотрудниками КГБ. Но и этого времени хватило для создания исторических фотодокументов.

Настоящее

Доверие. Российские фотографы уверенно догнали своих иностранных коллег в качестве преподнесения протестной фотографии. Но сегодня наибольший интерес привлекает не техническая, а этическая сторона фотоискусства. Любой обман в виде фотошопа, постановки или подмены работ всегда безоговорочно ударяет по доверию между фотографом и аудиторией.

Перфомансы. Этот вид искусства обрел в современной России особую популярность. Наиболее громким перфомансом последних лет можно назвать выступление скандальной панк-рок-группы Pussy Riot. Примечательно, что они по своей природе направлены на то, чтобы быть визуально зафиксированными.
Отношение властей. Агрессия со стороны правоохранительных органов на фотографов направлена крайне редко. В основном недопонимание возникает на почве того, что силовики принимают фотографа за активиста, а потому его ждет задержание. В современном мире журналисты на протестных демонстрациях зачастую не носят жилеты с опознавательными знаками, а большая камера заменяется более компактным вариантом или мобильным телефоном.

Будущее

Сегодня в профессиональном сообществе открыта дискуссия о том, нужен ли вообще профессиональный протестный фотограф. С развитием технической составляющей гаджетов и социальных сетей фотографией протеста может заняться любой желающий. Качество фотографии, сделанной на телефон, вполне достаточно, чтобы днем в хорошую погоду снимать не хуже, чем это делают профессионалы. Скорость и мобильность побеждают долгую передачу материала аудитории. Споры продолжаются, а потому пока сложно строить прогнозы о том, какой станет протестная фотография через несколько лет.

О спикере: Давид Френкель родился в Ленинграде в 1991 году. С 2011 года он начал активную карьеру фотожурналиста. Давид снимает акции протеста, митинги, пикеты, перформансы и другие уличные события, которые проходят в Санкт-Петербурге, за что неоднократно был задержан правоохранительными структурами. Он публиковался во многих петербургских, российских и западных изданиях, среди которых – «Новая газета», «Медуза», «Коммерсантъ», Frankfurter Allgemeine Zeitung, The Independent, BBC и многие другие. В настоящее время Давид Френкель является фотокорреспондентом издания «Медиазона».

Дарья Загуменнова