Медиановости
/ Медиасреда

12 октября 2018 21:53

Как фейки становятся новостями

«В интернете продается стул, которым Кокорин ударил Пака». Кто-то разместил объявление на Avito, а несколько изданий (например, 360 или «МК») быстро сделали из этого новость. Полиции пришлось давать опровержение. И это еще безобидный пример фейка, попавшего в СМИ. Только последнее время, что ни день – то новый пример. Созданные специально, случайно, выуженные из родительских чатов и вброшенные пиарщиками сообщения превращаются в официальную информацию изданий, которым люди все еще верят.

Минувшим летом WhatsApp через гезеты рассказывал жителям Индии, как отличить действительно важную информацию от фейка. Тратиться на публикации компании пришлось после того, как в стране стали нападать на невинных людей из-за ложных сообщений в мессенджере.

В Индонезии после недавнего землетрясения и цунами власти были вынуждены бороться не только с последствиями удара стихии, но и необоснованными, паническими сообщениями в соцсетях о возможных новых толчках.

В кустах почти всех российских городов всего за пару дней сентября успела «побывать» загадочная женщина. В родительских чатах с неимоверной скоростью разлетался фейк - аудиозапись, в которой женский голос без имени, фамилии, без указания времени и места рассказывал о том, что только что незнакомая женщина попросила двух девочек сфотографировать ее на ее же телефон и стала заманивать в кусты. В печатной версии истории менялись города, школы, возле которых все случилось, сопровождающие детей (мама, учительница…) и количество мужчин в припаркованной за кустами машине. Еще 25-го сентября все это происходило в Сочи, а 26-го долетело до Камчатки. Несколько изданий превратили страшилку из родительских чатов в полноценные тексты. 26 сентября тексты про «женщину из кустов» были опубликованы на сайте «Европейско-азиатские новости» (с заголовком «Женщина заманивает детей в кусты»: екатеринбуржцев призывают к осторожности») и на OnlineTambov.ru («В Моршанске родители школьников боятся за своих детей»). Причем тамбовское издание вложило историю в уста школьной учительницы, которая якобы сама и спасла детей. 

В петербургской Службе молодежной безопасности (МСБ) исследовали фейк. Найти первоисточник не удалось. Но зато выяснилось, что в Моршанске в указанной школе нет учительницы с ФИО, как в тексте интернет-портала, только педагог-мужчина с той же фамилией и инициалами.

Из люберецких кустов в вологодские /
molbez.ru

Из люберецких кустов в вологодские / molbez.ru

«Женщина в кустах» - это, так сказать, из последнего. До нее были 18 террористов, высадившиеся во всех городах, деревнях, ПГТ и аулах страны, таблетки с проволокой, другие террористы – вежливые, предупреждавшие пассажиров метро о готовящемся теракте, зараженные ВИЧ бананы, жвачка с наркотиками. Отдельная тема – спекуляции на «группах смерти». После «синего кита» их стали создавать ради хайпа и пиара, а сообщения о новых опасных развлечениях вбрасывать в соцсети и оттуда попадали в СМИ (Например, одни СМИ про игру «Беги или умри» пишут, как про реальное развлечение школьников, а другие усиленно это опровергают). 


Как зарождаются, изменяются и умирают фейки в соцсетях можно почитать на сайте МСБ


Почему журналисты так охотно превращают фейки в новости? Об этом спросили у одного из главных поставщиков российских псевдоновостей последнего времени – создателя и учредителя ИА «Панорама». Он представляется Борисом Гонтермахером. И это на его сайте нет ни одной перепечатанной новости, сплошные «эксклюзивы»:

- «В Москве арестовали мошенников, водивших иностранцев в фальшивый мавзолей» (перепечатала со ссылкой на «Панораму» «Экспресс газета»

- «В Нижнем Новгороде уволили продавщицу, продававшую иностранным болельщикам проколотые презервативы «для улучшения генофонда» (перепечатали портал «Блокнот.ру», «Петербургская газета», «Росбалт»)

- «В Сургуте будут бороться с детским ожирением при помощи дырявых ложек» (разошлось в соцсетях и чатах)

- «Родченков госпитализирован с нервным срывом» (успел перепечатать RT со ссылкой на вице-президента российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Александра Ионова, но потом пришлось опровергнуть информацию)

- «В Туле на «Урок мира» пригласили ветеранов власовской армии» (снова разошлось по соцсетям с возмущенными комментариями)

«Панорама» появилась в интернете в конце 2017-го, хотя на сайте написано, что она существует аж с 1822-го, когда была создана «как личная курьерско-новостная служба графа Шеремета фон Рабиновича». Кроме того, в опубликованном на портаде дисклеймере четко сказано: «Все без исключения приведённые на сайте panorama.pub материалы являются сатирой и выдумкой». И все же...

- Борис, почему СМИ, даже вполне серьезные, так охотно распространяют ваши новости? 

- Варианта здесь всего два. Первое - это та же причина, по которой у нас «Протон-М» в 2013-м грохнулся, по которой УАЗики выпускают недоваренные и недокрашенные, из-за чего аварии на ГЭС, мосты падают и так далее. Потому что люди не хотят работать хорошо, ведь и так сойдет. Журналисты тоже люди, причем зачастую в своей профессии - абсолютно случайные люди.
Второе - намеренное желание поднять трафика на очевидно ненастоящей новости. Например, мы когда-то написали, что фанат сборной Исландии Гундермурд Сигурдфлордбрадсен пожаловался на трудновыговариваемые русские фамилии. Из отечественных СМИ только ленивые не перепечатали (для пример: Lenta.ru, «МК», «Известия» - ред.), впоследствии никто на моей памяти новость не удалил и не дал опровержение. Мало кто проверяет такие курьезные темы; для большинства не имеет значения, шутка это была или все взаправду, ведь свою задачу новость уже выполнила - заставила улыбнуться.

- Почему люди вообще верят в то, что вы придумываете? Настолько устали / не способны анализировать информацию, которую получают (причем ведь получают часто просто в соцсетях)? Или у нас время такое, что даже полная чушь может случиться на самом деле и уже действительно не разберешь, где правда, а где фейк? 

- Многие готовы верить в то, во что им хочется верить, не взирая на степень достоверности и какие-то детали. Отдельные коммунисты, например, с радостью распространяли ностальгический текст о Камбодже времен Пол Пота со словами: «Да, был геноцид, но был и порядок!».

- А зачем вообще вы все это придумываете?

- Наши новости это в первую очередь гротеск. Древнейший прием в юморе, который строится на том, что привычные обществу тенденции доводятся до такого контраста со здравым смыслом, что это становится смешным. Не для всех, правда, но как и в случае с чёрным юмором, понимать гротеск изначально дано не всем.

- Это не опасно, когда такие фейки принимаются за правду?

- Правдной их считают те, кто юмора не понимает и возмущается, обсуждает на полном серьёзе. Это в основном те же самые люди, которые, например, искренне верят во вред ГМО, разносят чушь о химтрейлах, всеобщем чипировании, памяти у воды, опасности глутамата натрия и вообще любых добавок с индексом Е... Сатирические новости «Панорамы» совершенно точно не опаснее подобного мракобесия, а в некоторых случаях учат людей в дальнейшем мыслить критично и относиться с недоверием ко вполне себе настоящим, вредным фейкам.

Свежие

Фото: https://panorama.pub/
Свежие "новости" от "Панорамы"

- Мне интересно, как фейки становятся новостями. Может, вы, как создатель таких «инфоповодов», замечали, как они распространяются – кто их быстрее подхватывает – соцсети, небольшие СМИ, крупные СМИ?

- Однозначного ответа на этот вопросы нет, и тем более нет короткого ответа. Скажу одно: хотя уже все знают о характере нашего сайта, и хотя мы выставили множество очевидных намёков на это (описание издания, «с 1822 года» в логотипе, ссылка-предупреждение внизу каждой страницы, даже не мелким шрифтом!), характер распространения не изменился как-то значительно. Хотя в целом число бесхитростно верящих заметно сократилось, что нас даже радует - какую-то позитивную роль «Панорама» в русскоязычном сегменте интернета сыграла.

- Вам часто жалуются, ругаются на вас за распространение дезинформации?

- Бывает, но нечасто. На этот случай у нас заготовлен классический приём - кто-то из редакторов вступает в беседу с ругающимся и начинает его заверять, что на «Панораме» вообще не может быть чего-то недостоверного. «Вы сами посмотрите на наши новости!» Зачастую к этому подключаются и наши активные подписчики, заверяя, что читают наше издание с 1829 / 1902 / 1989 года и всегда оно придерживалось исключительно высоких стандартов журналистики. После этого человек сам уже догадывается, что его разыгрывают. Это мягкий способ с одной стороны объяснить ему, что мы это делаем не всерьёз, и в то же время не вывешивать гигантскую красную табличку «ЭТО ШУТКА», которая бы лишила наши материалы остатков иронии и сделала бы юмор совсем уже дубовым. 

Как проверить новость

Если цель публикации не сбор трафика и все же есть желание проверить информацию, то можно использовать несколько инструментов (не считая обычных поисковиков, которые, наверняка, выведут на первоисточники) для проверки:

  • YouTube DataViewer — проверка достоверности пользовательского видеоконтента
  • Подборка сайтов, ссылок и советов от GlobalIvestigativeJournalismNetwork(на английском)
  • Пока что бета-версия сервиса проверки достоверности информации - Fact Check Tools, позволяющий сократить время на фактчекинг. Журналисты могут получить доступ к тестированию сервиса, оставив заявку
  • www.tineye.com – сайт для проверки, где фотографии впервые появились on-line
  • exif.regex.info/exif.cgi– сайт для проверки изменений на фотографии
  • domainbigdata.com– сайт для проверки информации о сайтах (выдает информацию об IP-адресах, связанных с ними других сайтах и т.п.)