Мнения

29 апреля 2019 16:13

«Заткнитесь и слушайте»

«Заткнитесь и слушайте»

19 лет, 50 тысяч подписчиков, спецкор The Village, апостол Esquire – Иван Сурвилло считается лучшим молодым интервьюером. Он пытался учиться на журфаке «вышки», но ушел оттуда, и сейчас сам выступает с лекциями перед студентами, рассказывает за час то, чему обычно учат один-два года. «Лениздат» послушал и записал основные тезисы. Сравните со своими правилами. Вы так же берете интервью?

За пару лет Иван Сурвилло взял около 60 «интервью о личном». Так называется его проект. Иван поговорил с журналистами, чиновниками, общественными деятелями. На его вопросы отвечали Алексей Венедиктов, Галина Тимченко, Киёсе Куросава, инокиня Марфа. Одно из последних – интервью с Никитой Могутиным о его «Базе». 

- Я спрашиваю интересных мне людей о том, о чем обычно не задают вопросы в интервью: как вы хотите умереть, за что вам стыдно, когда вам было последний раз по-настоящему страшно. Для меня этот проект – это способ научиться жить, собрать как можно больше данных о том, как живут другие люди.

Как найти контакты

- 90 процентов спикеров есть в Facebook. Им можно написать и большинство отвечают.

- Личную почту известных людей ищет Google. Так Иван нашел e-mailДмитрия Быкова, правда, тот пока отказался от интервью.

- Спросить у знакомых или предыдущих собеседников.

- Найти нужного человека на мероприятии и там попросить о встрече и интервью. Например, Галина Тимченко – основатель «Медузы» – Ивану не отказала, когда он набрался смелости и подошел к ней после одной из ее лекций.

- Есть база nutcall. Она стоит денег, но там можно найти почти любые контакты.

Как договориться об интервью

- Написать письмо, в котором сказать, кто ты, что ты хочешь (встретиться и поговорить), у кого еще брал интервью (это помогает попасть в «социальный пузырь» человека, если он увидит знакомые имена в списке тех, с кем вы уже общались).

- Если это интервью не для конкретного СМИ, лучше представиться «независимым журналистом», но все равно перечислить, с кем вы уже говорили.

- Встречаться лично. Не соглашаться на интервью «по переписке». При личном контакте можно заметить дополнительные детали, которые могут навести на интересные вопросы. Если герой не хочет встречаться лично, у Ивана есть «волшебная фраза»: «Я не хочу тратить свое и ваше время на посредственное интервью». Ему она обычно помогает, и люди находят на него время.

- Если человек не отвечает на письма – писать еще, пока не ответит.

- Отказ – это тяжело, но так бывает. Можно попробовать последнее средства и спросить, «если не сейчас, то когда?» Есть шанс, что человек согласится вернуться к этой теме через несколько месяцев.

- Присылать список вопросов до интервью – порочная практика. Когда очень настаивают, можно выслать примерные темы или не все вопросы, оставив самые важные, интересные до встречи. 

- Главное – понять, чего вы хотите от этого интервью. Иван считает провальным интервью с режиссером Киёси Куросавой. Оно получилось, скорее, для галочки – просто с известным человеком, но не настолько глубоким, как хотелось бы автору. «Мне за него стыдно», - говорит Иван.

Как составить вопросы

- Задавать открытые вопросы (не те, на которые можно ответить «да» / «нет»)

- Задавать короткие вопросы. Интервью не про журналиста, а про того человека, с которым он говорит, и именно он должен рассказывать, а не слушать корреспондента.  

- Один вопрос за один раз. Не пытаться задавать сразу 2-3 вопроса в одном.

- Не надо делать за героев предположений. Пусть сами отвечают то, что думают, без подсказок.

- Наврать на прямой вопрос сложно.

- Чтобы составить интересные вопросы, придется изучить информацию о человеке – в помощь «Википедия», Google. Можно почитать, посмотреть или послушать предыдущие 7 интервью. Причем аудио- и видео интервью дадут больше информации о человеке, так как они не так сильно отредактированы.

- Интересные вещи о собеседнике могут подсказать коллеги-журналисты, которые с ним уже общались. Наверняка что-то не вошло в их тексты (из-за формата издания или допустимых объемов) или просто осталось «за кадром», но пригодится вам.

- Коллекционируйте классные вопросы. Записывайте идеи, однажды они вам пригодятся.

1280x1024_O84Mfm0PVio.jpg

Как идти на интервью

- Всегда берите с собой 2-3 диктофона. Если рассчитывать только на один, он может сломаться, его могут украсть, запись пропадет непредсказуемым образом. Договориться и перезаписать интервью – можно попробовать, но шансов мало.

- Приходите за 10 минут до встречи. Лучше подождать, чем опоздать и все сорвать.

- Волнение перед интервью – это нормально. Оно показывает, что у вас все в порядке с самооценкой.
 

- Если общаетесь с чиновником или бизнесменом, уводите его из офиса. В рабочей обстановке они будет говорить на «рабочем» языке. В соседнем кафе расслабится и станет человечнее.


Метод Сурвилло

Когда собеседник зажат, Иван советует уронить диктофон и попросить человека его подать. Непонятно как, но это работает и спикер становится более открытым.


- В кабинетах (если уж из них не вытащить человека) не садитесь на место просителя. Предложите переместиться на диван, в кресла, за соседний журнальный столик.

Как задавать вопросы

- Начинать лучше с вопросов о чем-то не относящемся к теме интервью или просто напомнить о том, кто вы, откуда, чего хотите.

- Всегда начинайте интервью с того, что спросите разрешение собеседника на запись. При этом ваш вопрос и его ответ должны быть записаны на диктофон.

- Держите вопросы под рукой – на смартфоне, в блокноте.

- Первый вопрос не должен напугать спикера. У Ивана универсальный первый вопрос: «Назовите книгу, которая на вас повлияла».

- Заткнитесь и слушайте. Лучше дать человеку высказаться, поэтому кивайте, поддакивайте, но не перебивайте.

- Вытаскивайте истории, уточняйте детали.


"Интервью – это просто беседа двух людей о том, что им интересно, а не сакральное действие".



- Главные вопросы надо начинать задавать со второй трети интервью, когда человек уже привыкнет к журналисту. А самые сложные вопросы лучше оставить на конец. В худшем случае спикер не захочет на них отвечать и вообще прекратит интервью.

- Если собеседник не отвечает на заданный вопрос, надо его задать еще пару раз. Если и с третьей попытки не добьетесь ответа, можно прямо спросить – «Почему вы не отвечаете на этот вопрос?»

- Тишина полезна. Не стоит торопиться прерывать «неловкие паузы». Сам интервьюируемый, чтобы их прервать, может начать рассказывать что-то дополнительно, зачастую самое интересное.  

- Во время беседы смотрите собеседнику в глаза или в область переносицы.

- Ставьте под сомнение от третьего лица. Не «я слышал, что вы завышаете цены», а «ваши конкуренты говорят, что вы завышаете цены».


Не навреди! Нельзя допускать, чтобы из-за интервью ваш герой пострадал. Из итоговой версии текста можно убирать некоторые слова. А определенные вопросы можно не задавать, оставив на потом или использовав как-то иначе имеющуюся информацию. 


- Заключительный вопрос важен, как и первый. Придумайте что-то эффектное. Иван, например, всех спрашивает, как бы они хотели умереть.

- Диктофон стоит выключать перед уходом, а не после того как интервью формально закончилось.

Что делать дальше

- Если интервью не нравится – это тоже нормально.

- Если герой интервью не просил его согласовывать – убегайте (тогда не придется и согласовывать).

- По требованию собеседника Иван соглашается править только факты (и то со ссылкой внизу, что изначально они звучали иначе), но не дает переписывать мнения.

- Не согласовывайте интервью через пресс-службы. При встрече просите личную почту, отправляйте в мессенджеры и просите человека самостоятельно прочитать текст. По возможности, предложите принести готовый текст, чтобы вместе внести изменения. При личной встрече больше шансов уговорить не править.

- Умение редактировать интервью приходит только с практикой и хорошими редакторами, которые умеют объяснять, что и как лучше делать.