Медиановости /
Медиасреда, Петербург

21 октября 2019 17:48

Давид Френкель: «Ничего нового мы не снимаем»

Давид Френкель: «Ничего нового мы не снимаем»Фото: Лениздат

В октябре петербургские активисты и журналисты собрались, чтобы послушать лекцию фотокорреспондента «Медиазоны» Давида Френкеля об истории протестной фотографии. Почему из-за пользователей Instagram фоторепортеры скоро станут не нужны? Поменялось ли что-то в работе фотожурналиста с начала XX века? «Лениздат» собрал ключевые моменты лекции о самых ярких фотографиях с протестных акций последних полутора веков. 

«Ничего нового мы сейчас не снимаем»

В 1848 году по всему миру начались революции, это стало новой волной. Чартисты (восставшие рабочие) объявили, что они проведут невероятно массовую акцию в центре Лондона на поле для игры в крикет Кеннингтон Овал. Чартистов пришло 20 тысяч, но, что особенно, штатный фотограф королевы и короля Уильям Хилтон оказался на этом месте и снял на серебряные пластинки первую настоящую фотографию с митинга. Возможно, кроме него никто не мог этого сделать, всех разгоняла полиция, и только придворный фотограф мог снять акцию. Это первая известная нам фотография протестной акции, если не считать сделанную примерно в то же время в Париже фотографию французской революции, которую сделал некий фотограф по имени Тибо. Он запечатлел баррикады в Париже. Эти две фотографии конкурируют за право быть первыми сохранившимися снимками протеста. Их не опубликовали в газетах тех лет, да и вообще пластинки сохранились чудом. 

Акция чартистов в Лондоне, 1848 год.

Акция чартистов в Лондоне, 1848 год.

Париж, 1848 год.

Париж, 1848 год.


Справка

Давид Френкель — петербургский фотограф, известный своими съемками протестных акций. Работы Френкеля публиковались в «Коммерсанте», «ОВД-инфо», «RTVi» и других популярных изданиях. Сейчас фотокорреспондент сотрудничает с «Медиазоной». Также Давид Френкель стал победителем конкурса «Золотое перо-2018». Награду он получил за репортаж с митинга против пенсионной реформы. 


Только к концу XIX века газеты стали достаточно богатыми, а технологии достаточно продвинутыми, чтобы начать, наконец, фотографировать протестные акции и публиковать снимки в газетах. Движение, которое было наиболее сильным в те годы – движение суфражисток.

Суфражистки, боровшиеся за избирательные права женщин, и стали первым массовым крупным движением, которое было хорошо задокументировано, а фото опубликованы в газетах. Повезло, что это был Лондон: там были богатые периодические издания, которые публиковали фотографии. И повезло, что именно в это время появилась современная техника и короткие экспозиции. И в фото Daily Grafic центральная фигура — Эммелин Панкхёрст, одна из зачинщиц движения суфражисток. Это момент ее задержания у Букингемского дворца в 1914 году.

— В общем, ничего нового мы сейчас не снимаем: те же самые задержания, полиция куда-то бежит. Все нам привычно. Что любопытно, в 1907-1910 годах задержания снимались примерно так же, как и сейчас, хотя технологический процесс ушел далеко вперед. Я как фотожурналист могу отметить высокий профессионализм фотографов начала XX века, — поделился размышлениями со слушателями Давид Френкель. 

В 1912 году для иностранных изданий не было проблемой сфотографировать в Лондоне плакаты на французском и немецком языках и отправить их в свои издания. Активисты того времени прекрасно этим пользовались.

Суфражистки же изобрели акции прямого действия. Самой известной акцией стал случай с Эмили Дэвисон в 1913 году. Она приехала на скачки. Не очень известно, что именно она хотела сделать, но по одной из версий, она хотела прикрепить к королевскому коню флаг суфражисток. Дэвисон выбежала на поле и попала под лошадь. Она скончалась через несколько дней в госпитале. Удивительно, что в 1913 году кому-то удалось на фото запечатлеть самый активный момент! Видно и ее, падающую, слева, и лошадь справа и шляпку рядом. Это первый перфоманс, который удалось запечатлеть и опубликовать в газете.
 
Акция прямого действия Эмили Дэвисон в 1913 году.

Акция прямого действия Эмили Дэвисон в 1913 году.

 

Золотые эры фотожурналистики 

30-ые годы стали золотой эрой фотожурналистики. Появились компактные камеры. Стал популярным 35-миллиметровый стандарт пленки, и мы до сих пор ориентируемся на этот стандарт. В 30-ые годы начали невероятно расцветать иллюстрированные журналы: это всем известный журнал Life, Picture Post  и другие. Появляются знаменитые фотожурналисты: Анри Картье-Брессон, Роберт Капа, Дэвид Сеймур. Фотожурналисты того времени — настоящие рок-звезды: люди берут у них автографы, журналы Life коллекционируют.  В 30-е также  начинаются первые протесты против дискриминации чернокожих. Взять, к примеру, фото, сделанное первого мая 1936 года в Нью-Йорке. Коммунисты протестуют против сегрегации в бейсболе: чернокожим игрокам было запрещено выступать.

- Сравните с Первомаем, который прошел в Петербурге, — сыронизировал лектор.

 

Первое мая 1936 года в Нью-Йорке.

Первое мая 1936 года в Нью-Йорке.

 
 

По мнению Давида Френкеля, еще одним «золотым» периодом фотожурналистики были 1960-е годы. Это пик движения за права чернокожих. Классика документальной фотографии протестов – снимок как раз тех лет, который слелал фотограф Билл Хадсон 3 мая 1963 года на демонстрации за права чернокожих в Бирмингеме, в штате Алабама. Видимо, тот факт, что там были полицейские с собаками, сделало эту фотографию широко известной. Присутствующие отмечают, что нельзя сказать, что собак прямо спускали на участников, поэтому это художественное преувеличение. Это к вопросу о том, насколько объективна фотография и насколько объективно она отражает те события, которые мы видим.

- Раньше мы видели довольно статичные фотографии, не предполагающие нескольких трактовок, а в 1960-е уже начали снимать на легкие компактные камеры, которые всегда были под рукой, и появилось множество фотографий изнутри событий, которые иногда сложно трактовать. Объективность довольно сильно понизилась, - отмечает Давид.

 

Бирмингем, 3 мая 1963 года.

Бирмингем, 3 мая 1963 года.

 
Важно заметить, что в то время цветные фотографии были очень дорогими, мало того, что это очень сложно технически. Печатали их тоже не много где: в Life был лишь один разворот и обложка. До самого конца 1980-х годов было не принято брать с собой цветную пленку на съемки, только на съемки обложки или главного разворота. Первая цветная фотография с протеста в цвете была сделана во время выступления Мартина Лютера Кинга с речью «I have a dream» («У меня есть мечта» — самое известное выступление Кинга, в котором он описал будущее, где у чернокожих и белых американцев станут равными права). После появления этого снимка все фотографы стали ходить на митинги Кинга с цветной пленкой. Поза Мартина Лютера Кинга, эта идея о том, что мы будем идти в первом ряду, сцепившись руками, будет в дальнейшем использоваться многими активистами самых разных движений.
 
 
Акция, организованная Мартином Лютером Кингом.

Акция, организованная Мартином Лютером Кингом.

 

Принципы работы и... случай 

В Associated Press фотографов перестали отправлять на событийные съемки только с черно-белой пленкой после одного трагического события. Фотограф пришел на какую-то рутинную пресс-конференцию перед судом над чиновником, которого обвиняли в коррупции. Он как обычно взял черно-белую пленку. Чиновник сказал, что он ни в чем не виноват, и что ему очень жаль, что его несправедливо обвинили. Он взял пистолет и выстрелил себе в голову. Все издания мира хотели получить фотографии этого самоубийства, многие готовы были поместить их на первую полосу и им нужны были цветные снимки. Но фотографии были черно-белые из-за стандартов Associated Press. На следующий же день их отменили. 

 

Роберт Дуайер, 1987 год.

Роберт Дуайер, 1987 год.

 

 

- Очень важное для меня фото — фото Роберта Лебека. Оно называется «Конец колониализма». Некий протестующий украл у нового короля Конго саблю во время инаугурации. Фото подчеркивает, насколько стечение обстоятельств и случай важны, чтобы сделать хорошую фотографию. К сожалению, от фотографа зависит не так много: техническую сторону он выполнит, но важна и удача. Либек опоздал на инаугурацию: застрял в пробке. Он рассказывал, что уже не думал, что куда-то попадет, но вдруг прямо на него побежал человек с саблей. Фото вошло в историю, - рассказывает Давид Френкель.

 

Амбруз Боймбо, Конго, 1960.

Амбруз Боймбо, Конго, 1960.

 
 
Знаменитую фотографию «Человек на стуле» сделал известный французский фотограф Клод Дитивон. Протесты во Франции 1968 года сильно отразились на культуре и том, как люди ее воспринимали. Дитивон был новатором, он попытался с помощью художественной фотографии запечатлеть документальные события,  за это его очень критиковали. Посреди горящих машин и баррикад он посадил человека на стуле. Было много споров, можно ли так показать свое отношение к каким-то событиям. Его работы никто не покупал, а когда он недавно умер, все французские ведущие журналы написали его вдове и попросили продать его фотографии. Вдова ответила, что не даст им публиковать работы мужа, потому что его не публиковали раньше. 
 
Париж, 1968.

Париж, 1968.

 
— Сейчас в России происходит все то же самое. Те же акции прямого действия, которые зародились в Европе в 1968 году с парижскими протестами. У нас проходят ЛГБТ-акции, экологические протесты, протесты по коррупционным делам — все то же, что мы видели в начале XX века, — подытожил свою лекцию Давид Френкель.
 
Акция «Он нам не царь», 5 мая, Санкт-Петербург.

Акция «Он нам не царь», 5 мая, Санкт-Петербург.