Мнения /
Интервью

31 октября 2019 11:55

«Если ты знаешь, что ты хочешь сказать и зачем»

«Если ты знаешь, что ты хочешь сказать и зачем»Фото: vk.com/dvedorozhki

Студия «Две дорожки» — первая в Петербурге подкаст-студия, которую сделали две компании: ивент-агентство «Ann&Ann's» (Анна Притчина и Анна Петрова отвечают в студии за менеджмент) и команда подкаста «КрытМышь» (ведущий подкаста Александр Головин — продюсер студии, а Ирина Соина занимается клиентами и СМИ). Проект зародился из дружбы четырех молодых людей, живет лишь с августа, но уже объединил вокруг себя питерских подкастеров и сочувствующих. «Лениздат» поговорил с основателями «Двух дорожек» о будущем подкастинга в России, монетизации медиа и почему журналистам нужно немедленно начать записывать подкасты хотя бы на айфон на кухне.

- Расскажите про историю подкаста «КритМышь»? Как у вас хватило смелости сделать собственный проект? Подкастов же много! 

Аня Притчина: Наоборот, их мало и никто не знает, что они есть. 

Ира Соина: Много подкастов на английском языке. Мы недавно смотрели отчет: каждый третий американец слушает подкасты на регулярной основе. Мы пытаемся сделать так же в России. Подкастов на русском языке практически нет, а если есть, то не очень прикольные, хороших мало. Идея открыть свою подкаст-студию зрела давно. Саша (Александр Головин — прим.ред.) уже долго занимается популяризацией науки, и в какой-то момент мы составляли костяк «Общества скептиков» (некоммерческая организация, целью которой является популяризация науки и научного скептицизма — прим. ред.). У «Общества» был собственный подкаст, но он писался нерегулярно и, по большей части, кустарно. Мы посовещались и решили, что будет здорово сделать собственный подкаст про науку. В России мало посвященных этой теме подкастов, я назову только пару-тройку. В этом плане мы пионеры. Когда же после учебы встал вопрос, а чем заниматься и как зарабатывать на жизнь, мы решили начать свой подкаст, а потом и открыть студию. 


Справка

Подкаст «КритМышь» посвящен темам критического мышления и науки. Ведущие подкаста приглашают к себе ученых, активистов и блогеров, чтобы обсудить актуальные темы, руководствуясь не домыслами и стереотипами, а исключительно научным подходом. Свежие эпизоды выходят еженедельно, послушать их можно на сайте подкаста, «Вконтакте» и в разных приложениях на базах Android и iOS. 


-Вы причисляете себя к журналистскому сообществу? 

Ира Соина: Подкастинг, в каком-то смысле, тоже журналистика. Есть очень крутые нарративные подкасты, использующие журналистские приемы. Не вижу, если честно, смысла разграничивать. 

- Вы сами много слушаете подкастов? Какие — ваши любимые? 

Аня Петрова: Всегда, да. У нас с Ирой есть любимый подкаст «Медузы» «Сперва роди». Наверное, самый смешной подкаст на русском языке.

Ира Соина: Есть еще хороший подкаст «Это провал». Его делает Кристина Вазовски. Он довольно забавный. Еще есть Papaya Hospital, они смешные. Есть «Говорящая голова» из Глаголев FM, есть классный подкаст «Ну па-ап!»: в нем ведущая сажает за микрофон своего папу и рассказывает ему про современные культурные тенденции, про VR очки или таргетинг.

Аня Притчина: Я также слушаю «Деньги пришли» Ильи Красильщика и Александра Поливанова.  

Аня Петрова: Еще есть «Русский Детройт», его делает Артем Полтавцев. Он же делает Paperboy, десятиминутный подкаст. Короткие эпизоды — новая тенденция в русскоязычных подкастах. 

Ира Соина: Если дружишь с английским языком, то можно послушать Radio Lab, это самый крутой, на мой взгляд, нарративный подкаст. Это вид подкастов с элементами сторителлинга,  как раз большая журналистская работа. Еще есть подкаст «Чернобыль» про процесс создания известного сериала HBO. Он буквально выносит мозг, гораздо глубже понимаешь, почему сериал вышел именно такой. 

Аня Притчина: Есть веселые подкасты, которые слушаешь вечером за ужином.  У меня нет детей, и мне пока неактуальна тема «Сперва роди», но они такие классные, что мне просто в удовольствие их слушать. Есть полезные подкасты: например, «Либо выйдет либо нет»: Лика Кремер и Катя Кронгауз рассказывают про то, как они в Москве делают подкаст-студию, и нам это прямо актуально. 

Аня Петрова:  Когда мы закончим оборудовать студию, мы хотим написать им письмо, рассказать, что они вот вторая подкаст-студия в Москве, а мы — первая в Питере. У них другой уровень проблем: они делали подкасты «Медузы», у них есть спонсоры, они помогли сделать площадку для подкастов «Вконтакте». Но они проходят через те же этапы. У нас одинаковые проблемы, но мы с ними справляемся по-другому, потому что….

Аня Притчина: ...у нас денег нет! 

Аня Петрова:  У нас нет спонсоров, нас всего четверо, мы хотим написать письмо о том, как мы через это прошли. И мы хотим к ним в гости. А если говорить про функции подкастов — то вот пример: Google сейчас будет вводить или уже вводит бета-тестирование расшифровки подкастов. Это новая информационная платформа. Лично мне, как аудиалу, проще послушать тридцать минут статьи про микропластик, чем читать про него двадцать минут. Всем удобно по-разному.

1280x1024_oPJKCS4HsgU.jpg

Фото: vk.com/vdoh_helptohelpers

- Подкастинг в России активно развивается? У меня есть ощущение, что развитие настолько медленное, что даже незаметно: среди моих знакомых почти никто не слушает подкасты. Может быть, вы открылись вопреки всему и будете сами развивать эту культуру?

Аня Петрова:  Открывать бизнес вопреки всему — это бред. Если из журналистики в России делать бизнес не получится, из подкастов сделать бизнес уже получается, например в Америке. И мы видим по тем тенденциям, через которые проходит подкастинг в России, что это становится актуальней каждый день. Можно судить чисто по «КритМыши» и по тому, как с нами общаются как с подкаст-студией. Можно проследить, сколько заявок к нам пришло два месяца назад, месяц назад и в этом месяце. Сейчас рекламодатель может уже сам прийти в подкаст и сказать, что он хочет рекламу. А еще недавно пришлось бы идти самим и уговаривать, доказывать, что ему здесь нужна реклама. Единственная работа у авторов «КритМыши» — подкаст, за счет чего они живут и кормятся. 

- У вас в перечне услуг есть «Производство подкаста с нуля». Как она работает? Вы уже для кого-то делали такие подкасты? 

Аня Притчина: У нас уже есть подписанный договор, мы сейчас работаем над проектом под ключ для корпоративного клиента. 

Аня Петрова:  Продюсирование подкаста — это 1,5 - 3 месяца работы. Практически с открытия мы начали работать с клиентами, пока не можем сказать, с кем.

Ира Соина: Но можем рассказать, как организован этот процесс. Клиент обозначает свои желания, мы с ним вместе продумываем концепцию, попутно обсуждаем то, когда это должно выходить, как позиционировать, коммуницировать, какая целевая аудитория.  Результат обсуждения — креативная концепция: это такой внутренний документ, где расписано и как будет выглядеть арт-обложка, и кто будет ведущим, с какой частотой подкаст будет выходить. Второй этап — обучение. Мы показываем клиенту, как работать с оборудованием, мы объясняем, как это все организовано, что нужно сделать, если он хочет свою студию или писаться самостоятельно. Также мы записываем с ним первый пробный эпизод, учим его монтировать. 

Аня Притчина: Потом мы даем послушать эпизод фокус-группе, чтобы показать клиенту, интересен ли вообще подкаст, в зависимости от целевой аудитории мы подбираем какое-то количество людей. 

Ира Соина:  На заключительном этапе мы рассказываем о том, как дистрибутировать продукт: как загрузить в iTunes, «Вконтакте», что делать, если все полетело. Конечно, мы обозначаем свое видение,  куда это может продвинуться. На этом наш контракт заканчивается, но если клиент хочет - он может постоянно писаться в нашей студии. 

Аня Петрова:  Первый выпуск должен получиться таким, каким его видит заказчик. Если фокус-группа реагирует на него не так, как бы хотел клиент, значит, мы перепишем этот выпуск, переделаем его концептуально. В процессе этой работы появляются идеи, и мы можем прописать, например, темы на первый сезон, высказать предложения. 

1280x1024_Yyw88zVihls.jpg

Фото: vk.com/dvedorozhki

-Вы собираетесь формировать петербургское сообщество подкастеров? Много ли их в Петербурге? 

Аня Притчина: Они все сидят дома и пишут со стаканом!

Ира Соина: Ну не прямо сидят дома. Когда только появилась платформа для подкастов «Вконтакте», много питерских авторов собрались в баре и познакомились. Я увидела, что нас много, мы сдружились и уже начали общаться. Мы мелькаем друг у друга, есть специальные чаты, мы следим друг за другом. 

Аня Петрова:  Теперь народ ходит к нам в гости, нам это ужасно приятно.

- Расскажите подробнее, какие в Питере есть подкастеры, что можно послушать, возможно, даже полезное для журналистов?

Ира Соина: Есть суперкоротенькие подкасты «Редач». Его делает Ира Грязных, это подкаст про UX -писательство, направленное на то, чтобы пользователю было комфортно. Этот подкаст раньше был про копирайтинг и журналистику. Питерские, в основном, посвящены забавной подаче новостей. Это, например, Papaya Hospital. Есть подкаст про игры Gamesuckers, есть про психологию — PG. Есть «Трое в ложке», но они давно не выпускались. Также есть IT подкасты. 

- Кто приходит к вам на леции? Исключительно коллеги?

Аня Петрова: Это зависит от темы. Прошлая лекция называлась «Для мамы», и туда пришли люди, которые вообще не знали, что такое подкасты. Приходят те, кто только думает делать подкасты, приходили ребята с радио, которые собираются перебираться в подкастинг, Щ&Б шоу (Щ&Б — шоу на «Радио ШОК», ведущие - Лера Щастье и Сергей Брэйн — прим. ред.). 

Аня Притчина: Кроме того, что мы хотим создавать коммьюнити, мы бьемся и за качество подкастов. Мы хотим, чтобы люди знали, как монетизировать, знали, как вести интервью, повышали планку. 


Лекции о подкастинге 

«Две дорожки»  каждую неделю проводят бесплатные лекции, посвященные самым разным темам. На прошлой неделе ребята позвали журналиста «Делового Петербурга» Ивана Воронцова и обсуждали техники проведения интервью, а 18 октября слушатели прошли экспресс-курс от логопеда по грамотной речи. Завтра, первого ноября, пройдет очередная лекция, на которой основатели студии порассуждают о трендах и тенденциях в российском подкастинге. Чтобы принять участие, необходимо записаться через сообщения группы «Двух дорожек» «Вконтакте»


 

- Как вы оцениваете качество российских и петербургских подкастов? Качество контента, записи? 

Аня Петрова:  Сначала мы смотрим на звук, потом смотрим на то, как подкаст взаимодействует с аудиторией, как себя позиционирует. Потом как на бизнес целиком, есть ли какие-то рекламодатели, другая деятельность у авторов, может быть, подкаст — это часть бизнеса, или это личный бренд, или хобби. Подкаст — форма, которая может реализовывать разные задачи. Мы пытаемся двигать подкасты как таковые в принципе. Если автор хочет развиваться, он придет потусить на лекцию и пообщаться с другими авторами, поймет, что стоит сделать у себя по-другому, может, купит себе новый хороший микрофон. Сейчас мы топим за всех: записал подкаст на айфон на кухне — уже хорошо. 

Аня Притчина: Это как с текстами: лучше неидеальный текст, который вышел, чем идеальный, который не вышел. Если ты уже что-то пытаешься делать, это уже хорошо. 

- Если ты пытаешься завести канал в Telegram, то уже поздно: порог вхождения высок. 

Аня Притчина: Да, как на заре Youtube или Telegram, нужно уже этим заниматься. Сейчас, чтобы туда ворваться, нужны уже другие деньги, другие усилия и ресурсы. Если у тебя нет команды из продюсера и видеостудии, даже не стоит лезть. 

- Давайте в теории порассуждаем. В каких случаях есть смысл заводить подкаст журналисту? 

Аня Притчина: Если ты знаешь, что ты хочешь сказать и зачем, знаешь, кто твоя целевая аудитория.  

- Можно ли сделать из подкаста личный бренд? 

Ира Соина: Есть пример Кристины Вазовски. Ее подкаст «Это провал» очень забрендирован лично, потому что она очень харизматичная девушка.  У нее своеобразная манера речи и это подкупает. Есть «Шоу Кирилла Скобелева». 

- Подкаст не может стать личным блогом? 

Ира Соина: Нет-нет! Должна быть коммуникационная идея. 

Аня Петрова:  Ты должен быть или Дудем, или Парфеновым, чтобы позволить себе такое. Легко смотреть ни про что, но тяжело слушать ни про что. 

Аня Притчина: Совсем лайфстаил тут не работает, должна быть тема, изюминка, он должен быть продуман концептуально. Ты ведешь за своей логикой, за своей мыслью. Я слушала подкаст девочки, которая учится на психолога, и она завела психологический подкаст. В нем много рефлексии, личных эмоций, по сути, это подкаст про ее жизнь, но и в нем есть цепочка.  

 

Беседовала Дарья Фокина