Медиановости /
Медиасреда

28 августа 2020 21:42

Как Илья Варламов один раз уже не увидел позитивную Карелию

Как Илья Варламов один раз уже не увидел позитивную Карелию

Власти Карелии настойчиво пытаются показать свой прекрасный, но несколько удаленный от московских амбиций регион топовым российским блогерам. Первую попытку предприняли в начале лета, удивив местных журналистов. После их публикаций госконтракт на организацию пресс-тура пришлось разорвать. На втором аналогичном конкурсе победила та же компания, что и на первом, но теперь по цене в четыре раза выше, что только добавляет вопросов ко всей схеме.

Угадай блогера по ТЗ

В начале мая, когда еще точно никто не мог сказать, сколько осталось жить в режиме самоизоляции от всего остального мира, президент страны на совещании по вопросам развития транспорта потребовал форсировать развитие внутреннего туризма. В Карелии этот призыв восприняли максимально серьезно. Подготовились и в конце июня объявили конкурс на организацию пресс-тура.

Подобные имиджевые туры проводят многие регионы; в Петербург, если бы не коронавирус, например, должны были приехать с десяток иностранных популярных блогеров и журналистов за счет горбюджета (начальная цена составляла 12,1 миллионов рублей). Но пресс-тур в Карелию удивлял весьма жесткими условиями для участников. Власти региона хотели видеть у себя в гостях кого-то (от одного до трех человек) одновременно из топ-10 самых цитируемых журналистов России и топ-10 популярных блогеров «Живого журнала», имеющего свой сайт, созданный не позже 2015 года, канал на YouTube с не менее чем 1,5 миллионами подписчиков, а еще не менее 600 тысяч подписчиков в Instagram.

В принципе, можно было еще сразу в техзадании прописать, что гость должен «обладать узнаваемой кудрявой шевелюрой». Все равно объективно под техзадание (которое по правилам конкурса участники должны были соблюдать стопроцентно) подпадал только Илья Варламов. В рейтинге самых цитируемых журналистов «Медиалогии» за 2019 год он на восьмой строчке, в рейтинге ЖЖ «за все время» – на первой, в YouTubeу него более 1,5 миллионов подписчиков, а в Instagram– более 700 тысяч, а сайт появился еще в 2011 году.

На странное ТЗ в июле обратили внимание местные СМИ, например, «Вести Карелии» и «Столица на onego.ru»

Мраморный карьер в Карелии.

Мраморный карьер в Карелии.

«Уговаривать Варламова не надо, это же вопрос цены»

Если с кандидатурой все более-менее понятно, то заказчикам промоакции оставалось определиться с деньгами. «Информационный туристский центр Карелии» готов был заплатить организатору пресс-тура 6,4 миллиона рублей. Такова была стартовая цена конкурса. За эти деньги компания-победитель должна была привези блогера (или блогеров), покатать по республике, селить в отелях не ниже четырехзвездочных, кормить три раза в день, показать достопримечательности и договориться, чтобы он подготовил отчеты на своих площадках.

В начале июля были подведены итоги конкурса. Заявились 10 компаний, к участию были допущены только пять. Победила петрозаводская «Калева тур», снизив цену более чем в 6 (!) раз. Привезти блогера там были готовы за миллион с небольшим.

Еще четыре претендента недалеко ушли. Пятая из допущенных копаний – столичное коммуникационное агентство «Р.И.М.» – предлагала привезти блогера за 2,5 миллиона.

- Не могу с полной уверенностью сказать, что под условия конкурса подходит только Варламов, но да, другого блогера под эти требования мы не знаем, - подтвердила наши догадки руководитель отдела закупок в агентстве «Р.И.М.». - Конкретных договоренностей с ним у нас не было (перед подачей заявки на конкурс – ред.), но нам известен его прайс. Сроки проекта тоже не так важны, уговаривать Варламова не надо, это же вопрос цены.

Свой прайс Илья не скрывает. Цены – от 55 тысяч рублей за пост в новостном канале Telegram. Фото-storiesв Instagram– 80 тысяч. Выездные истории, правда, начинаются от полумиллиона.

- Могу объяснить почему мы смогли снизиться до 2,5 миллионов: в ТЗ не были установлены KPI, т.е. не прописано, сколько материалов должно было выйти по итогам пресс-тура, что и позволило нам рассчитать такой бюджет. Хотя и 2,5 миллиона было на грани нерентабельности, изначально мы не планировали падать ниже 3,5 миллионов, - объясняют в «Р.И.М.»

Возможно, именно толком не прописанное в задании количество и качество материалов и позволило и другим участникам конкурса так нещадно демпинговать. Но на странный конкурс и цену победителя еще раз обратили внимание местные СМИ. И после появления публикаций, указывающий на сомнительность конкурсаконтракт с «Калева тур» был расторгнут «по обоюдному согласию сторон». Что пошло не так, не комментировали ни в турфирме, ни в информационном центре.

У Собчак и Познера тоже появился шанс

Впрочем, от идеи потратить несколько миллионов на топового блогера в Карелии не отказались. Едва разорвав один контракт, там объявили о конкурсе на еще один – практически такой же. 13 августа на площадке госторгов вновь появилась информация о проведении аукциона на право провести тур для блогеров в Карелию.

Требования к участникам ощутимо упростили – теперь в гости ждут любого (одного или двух) блогеров из топ-10 самых цитируемых российских журналистов за 2019 год по рейтингу компании «Медиалогия». В этот список входят: главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, теле- и радиоведущий Владимир Соловьев, телеведущий Владимир Познер, глава RT Маргарита Симоньян, блогер Ксения Собчак, телеведущий и редактор журнала «StarHit» Андрей Малахов, ведущая программ ГТРК, журналист Ольга Скабеева, все тот же Илья Варламов, спецкор «Медузы» Иван Голунов и журналист Дмитрий Киселев.

Выбор у участников торгов был явно больше, чем месяцем ранее. Заявки подали шесть компаний (только две из них принимали участие в предыдущем конкурсе). Начальная цена была той же – 6,4 миллиона рублей. Победила… снова «Калева тур», на сей раз снизив цену существенно меньше – до 4,8 миллионов рублей.

Но теперь и условия отчетности жестче – участник или участники пресс-тура должны будут подготовить ролики для YouTube хронометражем не менее 2-х минут, а также статьи о туре с анонсами в соцсетях и с фото в Instagram. По расценкам Варламова, такой пакет услуг может стоить до 1 миллиона 450 тысяч рублей, не считая проезда, питания, проживания.

Показать ему (или ей), кстати, должны немало: территория исполнения контракта обозначена как «г. Петрозаводск, о. Кижи, г. Сортавала, горный парк «Рускеала», о. Валаам, гора Воттоваара, оз. Пизанец, Национальные парки «Ладожские шхеры», «Калевальский» и «Паанаярви», Беломорские петроглифы, Соловецкие острова».

Если предположить, что по итогам первого конкурса турфирма могла договориться с Варламовым за 50-100 тысяч рублей о публикации и еще около миллиона потратить на его поездку – то от выигрыша на конкурсе почти ничего не оставалось. Если же теперь миллион уйдет на гостеприимство и еще 1,5 на публикацию, то турфирма останется с прибылью в 2,3 миллиона. Подробности сделки, конечно, не раскрываются, но цифры чем дальше – тем удивительней.

Кто, если не Илья?

Срок предоставления услуги по госконтракту – две недели со дня подписания договора. Так что уже в начале сентября кто-то из топ-10 должен будет поехать в Карелию, и мы увидим в чьем-то Instagram фотографии карельских красот. Можем лишь предположить, что из списка «Медиалогии» на тур теперь могли бы претендовать помимо Ильи Варламова Владимир Познер – нередко сотрудничающий с молодыми коллегами (Юрием Дудем, Иваном Ургантом) и не чуждый формата тревел-историй, или Ксения Собчак, которая появляется в самых неожиданных pr-акциях. Например, недавно она снялась в ролике для ретейл-сети в декорациях полицейского «обезьянника», а предварительно поучаствовала в акции в поддержку Ивана Сафронова и показательно на ней «задержалась» с посещением отдела полиции.