Медиановости /
Медиасреда, Несвобода слова, Петербург

9 сентября 2021 18:43

8 сентября прошла акция в поддержку СМИ-иноагентов «Нет иноагентов, есть журналисты»

8 сентября прошла акция в поддержку СМИ-иноагентов «Нет иноагентов, есть журналисты»

8 сентября в Международный день солидарности журналистов российские СМИ приняли участие в акции «Нет иноагентов, есть журналисты». Суть заключалась в том, чтобы расположить на сайте баннеры в поддержку СМИ-иноагентов и опубликовать материалы с редакционными заявлениями, статистикой по внесению изданий в реестр и описанием того, почему возникают сложности после получения статуса «иноагент». Лениздат узнал о подробностях организации, встрече петербургских журналистов, причинах неучастия некоторых СМИ и возможностях присоединиться к акции прямо сейчас.

Организаторами акции стали сами журналисты из Москвы и Петербурга. Одна из организаторок — Катя Аренина, корреспондентка «Важных историй» (издание внесено в реестр СМИ-иноагентов) — рассказала Лениздату, что в последнее время журналисты искали способ выразить протест по поводу признания коллег «иноагентами» и «нежелательными» организациями. Несмотря на то, что было несколько коллективных обращений, представители СМИ хотели обратить внимание своих читателей на проблему:

— Сделать именно плашки решили, конечно, из-за тех плашек, которые сейчас вынуждены ставить многие коллеги, в том числе и издание «Важные истории» [внесено в реестр СМИ-иноагентов], где я работаю, и некоторые мои коллеги лично. Текст, который просит публиковать Минюст, кажется, автоматически вызывает желание как-то иронично его переосмыслить — а сами плашки при этом хочется дестигматизировать. Если плашка стоит у каждого издания, то и читателям, и рекламодателям придётся перестать обращать на неё внимание.

1280x1024_Facebook post -2.jpg

Участие в акции приняли более 50 российских изданий, Telegram-каналов и сайтов. Среди них были крупные СМИ, студенческие проекты и молодые редакции. Все начали рабочий день с публикации баннеров, на которых написано «Нет иноагентов, есть журналисты» и «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено средством массовой информации, выполняющим функции средства массовой информации».

Среди участников акции: «Новая газета», «Холод», ТВ2, MR7, Лениздат.ру, «Развилка», «Медуза» (внесена в реестр СМИ-иноагентов), Wonderzine, The Vyshka, Republic, «Важные истории» (внесены в реестр СМИ-иноагентов), «Медиазона», «Дождь» (внесён в реестр СМИ-иноагентов), «Бумага», It`s My City, Sota.vision, ОВД Инфо, The Village и многие другие.

Однако, были СМИ, которые не приняли участие в акции. Например, «Фонтанка.ру», «Коммерсантъ», «Ведомости», АБН. Главный редактор «Фонтанки.ру» рассказал Лениздату, что принципиального решения «не участвовать» не было: «Нам не предлагали в чём-то участвовать, и мы ни от чего не отказывались. Я был в курсе, что затевается некая акция, но никто из организаторов ко мне не обращался и, соответственно, я не знал каких-либо подробностей. Сам в отпуске, никаких команд коллегам по поводу участия/не участия не давал в силу вышесказанного». В свою очередь главный редактор «Коммерсанта» сказал, что они «о проведении акции узнали только из новостей». Но организаторы акции утверждают, что «Коммерсантъ» и «Фонтанка.ру» знали об акции, но первые отказались участвовать, а вторые, возможно, забыли.

Одна из организаторок акции «Нет иноагентов, есть журналисты» Катя Аренина рассказывает, что принять участие всё ещё можно:

— Другие СМИ могут точно так же сопровождать свои тексты на сайте или в социальных сетях специальной плашкой, могут обратиться к читателям с редакционным заявлением – мне очень нравится, что 8 сентября каждая редакция сама решила, что хочет сказать своей аудитории.

Акция не ограничивалась только размещением баннеров. Петербургские журналисты, состоящие в сообществе «Медиафан», продолжили акцию в баре. Все желающие смогли взять себе футболку или шоппер с фразой «Сами вы иноагенты». Один из организаторов мероприятия, шеф-редактор «Новой газеты» Серафим Романов рассказал Лениздату о том, для чего нужно встречаться в неформальной обстановке:

— Международный день журналистской солидарности 8 сентября — не то чтобы очень известный праздник, но сейчас он становится всё более актуальным год от года. И поводы для этого совсем не радостные. Для нас этот день был ещё одним поводом встретиться и разделить друг с другом не только тревоги и опасения, но и всё то хорошее, что мы получаем, являясь частью одной довольно важной профессии. Ну и на фоне сумасшествия со «СМИ-иноагентами» особенно приятно, что дата 8 сентября — международная. А значит, мы снова стали частью одного глобального медиапространства, пусть и на короткое время.

Одна из участниц события, главный редактор медиа «Развилка», корреспондент MR7 Анастасия Романова записала TikTok об этой встрече.

@razvilka_spb

Про журналистскую солидарность ##журналисты ##самивыиноагенты ##медиа ##солидарность ##иноагенты

♬ оригинальный звук - Медиа Развилка

К волне поддержки СМИ-иноагентов присоединились и известные журналисты, музыканты, театральные деятели. В прошлую пятницу звёзды опубликовали в своих соцсетях посты с хэштегом #самивыиноагенты в поддержку журналистов и изданий-иноагентов. Присоединились к акции Ксения Собчак, Вова Чё Морале, Максим Леонидов, Илья Колмановский, «Нежность на бумаге», Светлана Гуляева, Наталья Коваль и многие другие.

3 сентября появились первые публикации в Telegram-канале и Instagram-аккаунте флешмоба. Одна из организаторов акции, журналистка издания «Фонтанка.ру», соавтор telegram-канала «Ротонда» Ксения Клочкова рассказала Лениздату об идее создать такую акцию:

— О внесении в реестр новых СМИ Минюст сообщает по пятницам во второй половине дня, когда читатели и зрители заняты своими делами и не читают новости, а журналисты, эти новости пишущие, уходят с работы. Таким образом событию, от которого зависит будущее журналистики в России, уделяется очень мало внимания, оно остаётся не оценённым аудиторией. А надо понимать, что клеймо иноагента фактически ставит крест на издании: у СМИ начинаются сложности с рекламодателями, журналистам, которых объявили иноагентами, ещё сложнее — им нужно сдавать десятки отчётов о своих тратах, им крайне сложно найти работу. Мы с коллегами думали, как обратить внимание людей на то, что происходит, и решили обратиться к блогерам, артистам, музыкантам, журналистам и общественным деятелям с просьбой рассказать о происходящем. Мы просим их высказываться по пятницам в первой половине дня за несколько часов до того, как теоретически может пополниться реестр.

Планируется, что каждую пятницу всё больше известных личностей будут рассказывать о проблеме притеснения журналистов и попытках ограничить свободу слова.

Один из организаторов акции «Нет иноагентов, есть журналисты» с баннерами в поддержку СМИ-иноагентов, фотожурналист Иван Петров рассказал, как можно поддержать флешмоб и стать участником акции: «Принять участие может каждый, достаточно написать пост или записать видео с ответом на вопрос: почему важно, чтобы независимая журналистка существовала и что будет, если она исчезнет. После этого пост или видео нужно выложить в своих соцсетях под хэштегом #самивыиноагенты — и всё, вы участник акции!»