Полезное /
Теория и практика

21 декабря 2021 16:01

Как писать о медицине: советы по созданию контента, выбору формата и работе с источниками

Как писать о медицине: советы по созданию контента, выбору формата и работе с источниками

В Петербурге прошёл мастер-класс Лизаветы Дубовик – директора медицинского направления в КБ «Палиндром», одной из издателей «Купрума». Она рассказала, как писать о здоровье, почему новости в медицинской журналистике — самый опасный формат, какие научные источники лучше проверять, а какие  вовсе не использовать.

Спикер объяснила, в чём разница между медицинской и научной журналистикой. В обоих направлениях используют одни и те же источники – исследования и научные статьи. Но если материалы про науку читают, чтобы понять мир и технологии, а после показать свою эрудированность в баре друзьям, то от медицинской журналистики требуют конкретных ответов на конкретные вопросы. От таких текстов ждут оперативного решения проблем и знаний, с помощью которых можно вылечить, например, свою бабушку. То есть на медицинском журналисте большая ответственность. Как при этом не облажаться? Издательница «Купрума» дала несколько советов.

Принципы работы с медицинской информацией

Есть четыре основных правила. 

  1. Контент должен быть построен на принципах доказательной медицины. 

В доказательной медицине важны не только проверенные и актуальные источники, но и опыт врача, и мнение пациента. Схема простая: доктор на основе научных данных и своего опыта работы в системе здравоохранения даёт пациенту рекомендации, а тот внимательно выслушивает их и сам принимает решение. Как это работает в журналистике? При создании контента нужно адаптировать инфоповод к российской (можно ещё локальнее – к петербургской) медицине и обязательно давать ссылки на источники.

  1. Непатернализм. 

Пример, как делать не надо, – это информационная кампания о вакцинации. Люди обойдутся без отеческой опеки врача или журналиста. Трансляцию лишь одной верной точки зрения стоит заменить на диалог. На аудиторию не надо давить, достаточно снабдить её всей важной информацией. 

  1. Коммуникация ответственности

Здоровье должно описываться не как цель, а как средство для счастливой жизни. Читатель вправе курить и пить, вести «нездоровый образ жизни». А журналист не обязан брать ответственность за чужое здоровье и говорить, как правильно жить.

  1. Коммуникация неопределённости

Можно и нужно сомневаться в словах учёных, ведь чётких ответов в медицине нет. Журналисту достаточно описать бенефиты и риски, без конкретных рекомендаций.

Работа с источниками

Как и в любом направлении журналистики, в медицинской есть источники, которым доверяют больше. К таким относятся клинические рекомендации и гайдлайны — это выводы после изучения сотен исследований на одну тему. Искать их можно на Uptodate, World Health Organization.

Метаанализам и системным обзорам доверяют чуть меньше – их лучше перепроверять. Дело в том, что у создателей этих документов могут быть определённые политические или экономические цели. 

Поисковик для медицинских журналистов – это Pubmed, там хранятся тысячи научных статей. На сайте можно найти почти всё. При выборе материала важно обращать внимание на журнал (как к нему относятся в научном сообществе, можно посмотреть на сайте SJR), авторов (есть ли аффилированность, конфликт интересов), а также на размер выборки. 

И ещё — точно не стоит доверять экспериментам на мышках или в пробирках. Если сработало в лаборатории, не факт, что сработает на человеке. 

Опасные форматы медицинских текстов в медиа

Самый простой, но опасный формат — это новости. Любой сегодняшний инфоповод завтра может быть опровергнут. Есть альтернатива новостям — разборы: что случилось, как это выяснили и как случившееся повлияет. Безопасные форматы – это карточки и инструкции. Хороший пример – карточки «Медузы»* в Instagram (источник внесён в реестр СМИ-иноагентов).

Активно читают интервью. Аудитории интересно знать, что скажет реальный врач, а не журналист. Но есть проблема – с экспертами в России беда. К сожалению, многие медики или не очень корректны, или связаны с рекламой фармацевтики, или до сих пор опираются на учебные пособия прошлого века. Для поиска хорошего врача-эксперта есть специальные сервисы: DocMa, EBMD.

Перспективы 

По словам Лизаветы Дубовик, сегодня сильно не хватает качественной медицинской журналистики. С умом к делу подходят лишь в некоторых изданиях, но в большинстве медиа происходят казусы. Спрос на хороших авторов есть, а рук не хватает. Потому для всех заинтересованных и готовых к трудностям пути в медицинскую журналистику открыты.

*Внесена в реестр СМИ-иноагентов


Другие материалы рубрики "Теория и практика"