В Петербурге прошёл мастер-класс Лизаветы Дубовик – директора медицинского направления в КБ «Палиндром», одной из издателей «Купрума». Она рассказала, как писать о здоровье, почему новости в медицинской журналистике — самый опасный формат, какие научные источники лучше проверять, а какие вовсе не использовать.
Спикер объяснила, в чём разница между медицинской и научной журналистикой. В обоих направлениях используют одни и те же источники – исследования и научные статьи. Но если материалы про науку читают, чтобы понять мир и технологии, а после показать свою эрудированность в баре друзьям, то от медицинской журналистики требуют конкретных ответов на конкретные вопросы. От таких текстов ждут оперативного решения проблем и знаний, с помощью которых можно вылечить, например, свою бабушку. То есть на медицинском журналисте большая ответственность. Как при этом не облажаться? Издательница «Купрума» дала несколько советов.
Принципы работы с медицинской информацией
Есть четыре основных правила.
-
Контент должен быть построен на принципах доказательной медицины.
В доказательной медицине важны не только проверенные и актуальные источники, но и опыт врача, и мнение пациента. Схема простая: доктор на основе научных данных и своего опыта работы в системе здравоохранения даёт пациенту рекомендации, а тот внимательно выслушивает их и сам принимает решение. Как это работает в журналистике? При создании контента нужно адаптировать инфоповод к российской (можно ещё локальнее – к петербургской) медицине и обязательно давать ссылки на источники.
-
Непатернализм.
Пример, как делать не надо, – это информационная кампания о вакцинации. Люди обойдутся без отеческой опеки врача или журналиста. Трансляцию лишь одной верной точки зрения стоит заменить на диалог. На аудиторию не надо давить, достаточно снабдить её всей важной информацией.
-
Коммуникация ответственности
Здоровье должно описываться не как цель, а как средство для счастливой жизни. Читатель вправе курить и пить, вести «нездоровый образ жизни». А журналист не обязан брать ответственность за чужое здоровье и говорить, как правильно жить.
-
Коммуникация неопределённости
Можно и нужно сомневаться в словах учёных, ведь чётких ответов в медицине нет. Журналисту достаточно описать бенефиты и риски, без конкретных рекомендаций.
Работа с источниками
Как и в любом направлении журналистики, в медицинской есть источники, которым доверяют больше. К таким относятся клинические рекомендации и гайдлайны — это выводы после изучения сотен исследований на одну тему. Искать их можно на Uptodate, World Health Organization.
Метаанализам и системным обзорам доверяют чуть меньше – их лучше перепроверять. Дело в том, что у создателей этих документов могут быть определённые политические или экономические цели.
Поисковик для медицинских журналистов – это Pubmed, там хранятся тысячи научных статей. На сайте можно найти почти всё. При выборе материала важно обращать внимание на журнал (как к нему относятся в научном сообществе, можно посмотреть на сайте SJR), авторов (есть ли аффилированность, конфликт интересов), а также на размер выборки.
И ещё — точно не стоит доверять экспериментам на мышках или в пробирках. Если сработало в лаборатории, не факт, что сработает на человеке.
Опасные форматы медицинских текстов в медиа
Самый простой, но опасный формат — это новости. Любой сегодняшний инфоповод завтра может быть опровергнут. Есть альтернатива новостям — разборы: что случилось, как это выяснили и как случившееся повлияет. Безопасные форматы – это карточки и инструкции. Хороший пример – карточки «Медузы»* в Instagram (источник внесён в реестр СМИ-иноагентов).
Активно читают интервью. Аудитории интересно знать, что скажет реальный врач, а не журналист. Но есть проблема – с экспертами в России беда. К сожалению, многие медики или не очень корректны, или связаны с рекламой фармацевтики, или до сих пор опираются на учебные пособия прошлого века. Для поиска хорошего врача-эксперта есть специальные сервисы: DocMa, EBMD.
Перспективы
По словам Лизаветы Дубовик, сегодня сильно не хватает качественной медицинской журналистики. С умом к делу подходят лишь в некоторых изданиях, но в большинстве медиа происходят казусы. Спрос на хороших авторов есть, а рук не хватает. Потому для всех заинтересованных и готовых к трудностям пути в медицинскую журналистику открыты.
*Внесена в реестр СМИ-иноагентов