Полезное /
Теория и практика

28 февраля 2022 23:28

Обмани меня. Как распознать фейк?

Обмани меня. Как распознать фейк?

В периоды потрясений — будь то пандемия или «специальная военная операция» — инфополе пестрит фейками, а истина уходит на второй план. В этом материале мы попробуем вас научить игре в «Попробуй обмани меня». Может, вы не станете профессионалом в расследованиях уровня Нелли Блай, но даже профанически сделанный фактчекинг, а не вера на слово – это уже огромный шаг к истине.

Возможно, вы помните старую историю про распятого украинскими силовиками трёхлетнего мальчика. Видеосюжет, который ещё в 2014 году показал «Первый канал», вызвал широкий общественный резонанс, стал популярным и оказался фейком.

Однако ошибаются не только государственные СМИ, но и именитые научные издания. Так авторитетный медицинский журнал Lancet грешён публикацией статьи Эндрю Уэйкфилда о том, что прививка от кори, свинки и краснухи может приводить к аутизму. Медик ошибся. Всё было бы крайне прозаичным, если бы не выяснилось, что ошибка была не случайной. Уэйкфилд хотел, чтобы вместо прививок люди пользовались его запатентованными экспресс-тестами на выявление кори. Так он планировал заработать 28 миллионов евро. 

О болезнях всегда создаётся много фейков. Так, например, в начале пандемии 2020 года СМИ писали о возможности имбирём и лимоном вылечить коронавирус, хотя научных данных об этом нет. Цены на «волшебные» продукты повысились, но коронавирус не вылечился. 


Как это работает?

Каждый из нас живёт в своём «мыльном пузыре». Студентка какого-нибудь Петербургского университета, существующая в повестке феминизма и «Дождя»*, с кофейным напитком в руках явно отличается от сорокалетнего военного из глубинки, который помнит девяностые, любит рыбалку и смотрит «Первый канал». Мы разные и редко обращаем внимание на альтернативную информацию, которая нам не близка. Это нормально. У каждого медиа своя целевая аудитория. Но тут мы встречаемся с опасностью фейков.

Какое-то медиа специально или случайно транслирует фейк. Некритично настроенная часть аудитории делится резонансной новостью со своими близкими, которые это медиа могут даже не знать. И вот уже колесо Сансары закрутилось, пока кто-нибудь медиаграмотный не закончит этот порочный круг. 

1280x1024_magnifier-gc9ec5799a_640.jpg

Мы поговорили со специальным корреспондентом The Bell Ириной Панкратовой об опасности фейков и основах фактчекинга.

Какие признаки новости должны насторожить читателя, слушателя, зрителя?

1. Если новость транслируется анонимным каналом — это красный флаг. Под информацией должно стоять имя автора или название редакции, чьи редакторы и команда открыты и понятны для читателя.

2. Новость сильно эмоционально окрашена и содержит прямые выводы или призывы от автора.

3. В новости нет попытки опросить все стороны, сбалансировать данные. 

4. Также должен быть ясен источник информации. Даже если он анонимный, необходимо уточнение, например, «источник из топ-менеджмента компании», и предпочтительно, чтобы содержалось уточнение о наличии подтверждающих документов в распоряжении редакции. Это значит, что редакция готова предоставить их в суде. Кроме того, источник должен быть не один, а несколько. 

Все перечисленное не является однозначным показателем, что перед вами фейк, но требует дополнительной проверки.

Чем отличается распространение фейков в критических ситуациях?

Специфика фейков во время вооруженных конфликтов следующая. В такое время публикуются новости от имени официальных лиц, хотя те не заявляли подобного, либо их фразы вырваны из всей речи и смысл сказанного искажается. Используются старые видео с утверждением, что события происходят сейчас, или постановочные видео и фото и рассказы очевидцев-актёров. Распространение таких фейков чаще всего исходит как раз-таки от анонимов.

А в условиях информационной войны может ли обычный человек найти правду?

Найти правду в условиях информационной войны, действительно, очень сложно. Мы в The Bell на фоне происходящего дополнили одну из ежемесячных рассылок («Технорассылку», которая выходит каждые выходные) рубрикой с инструментами, которые позволяют самостоятельно проверять информацию. Например, на этих выходных описали инструменты проверки видео. Рядовой читатель вполне может верифицировать новости, но для этого нужно желание и знание базовых инструментов проверки. В современных реалиях это становится необходимым для каждого.

Почему мы верим фейкам? 

Фейкам верят большинство читателей, когда информация соответствует их представлениям о происходящем. И это нормально. 

Люди привыкли воспринимать информацию как данность. Нужно время и формирование привычки к своеобразной гигиене достоверности в обществе, чтобы это изменилось.

Почему иногда люди предпочитают доверять информации из неофициальных медиа, а не из зарегистрированных СМИ? 

Большинство людей воспринимают информацию, в первую очередь, эмоционально. Отсюда и симпатия к блогерам, зачастую анонимным. Это во-первых. А во-вторых, надо признать, медиа в России серьезно дискредитированы. Многие издания, которым доверяли читатели, были проданы проправительственным владельцам, и там появилось цензурирование. Многие издания изначально работали недобросовестно. К тому же машина пропаганды работает на полную мощь. Задача вычислить среди всего этого единичные издания, до сих пор соблюдающие догму, без перекосов и передёргиваний (в самые разные стороны), становится «миссией невыполнимой» для обычного читателя. Плюс площадка: в современном мире удобнее читать соцсети (Телеграм, Инстаграм и т.д.), а не сайт. В итоге по совокупности причин читателю проще подписаться на приятного ему блогера или вовсе на анонимный канал.

Зачем создаются фейки? 

Фейки создаются с тремя основными целями — политическими (манипулирование населением, борьба с оппонентами), экономическими (попытки манипулирования рынком или корпоративные войны), сатирические (сайты вроде «Панорамы»).

«Панорама» и все остальные сатирические фейки не опасны. Поскольку там прямо указывается, что это фейк. Например, в «Панораме» это написано на шапке сайта. Тут уж проблема, скорее, на стороне читающего. Ну нельзя же быть настолько невнимательными и доверчивыми. А вот политические и экономические фейки крайне опасны.

К каким последствиям может приводить распространение фейка? 

Распространение фейка может быть крайне опасным. Фейки могут создавать массовую панику. Могут повышать уровень агрессии по отношению к совершенно не заслуживающим этого людям. Они искажают картину мира читателя, влияют на его решения и экономическое поведение. Именно эти цели и преследуют создатели фейков. 


Современность требует верификации информации не только от профессиональных журналистов, но и от каждого потребителя новостей. За рьяной эмоциональностью, призывами, анонимностью канала и источников, однобокой подачей информации в новости должен последовать критический вопрос в голове читателя: «а можно ли верить?» Надеемся, благодаря любительскому фактчекингу в вашем инфополе будут только сатирические фейки.

 

*Внесён в реестр СМИ-иноагентов

Валерия Мещерякова


Другие материалы рубрики "Теория и практика"