За последние три недели в России заблокировали около пятидесяти СМИ и ужесточили наказание за распространение «фейков». В соцсетях разразилась дискуссия: неужели журналисты стали настолько уязвимы, что издания замазывают даже протестный плакат ворвавшейся в эфир «Первого канала» Марины Овсянниковой?
Лениздат собрал рекомендации и комментарии юристов, чтобы объяснить, как новые ограничения усложнили работу журналистов.
24 февраля, как только президент Владимир Путин объявил о «специальной военной операции», издания начали получать поток предупреждений от Роскомнадзора. Сперва было требование использовать информацию только из официальных источников. Но этого оказалось недостаточно. Вскоре в уголовном кодексе появились новые статьи о «дискредитации» российской армии и о «фейках». Максимальное наказание «за ложные сведениях» о действиях армии – 15 лет лишения свободы.
Какие СМИ заблокировали после 24 февраля?
Список может быть неполным.
- Петербургское интернет-издание «Бумага»
- «Медиазона»*
- «Медуза»*
- «Тайга.Инфо»
- «Радио Свобода»*
- Телеканал «Дождь»* (приостановил работу)
- «Эхо Москвы» (радиостанция ликвидирована)
- «Настоящее время»*
- Republic*
- DOXA (оставшиеся в России редакторы временно не сотрудничают с журналом)
- The Village (российский офис редакции закрылся)
- Deutsche Welle
- Русская служба «Би-би-си»
- «Голос Америки»*
- The New Times
- «Крым.Реалии»*
- «Важные истории»**
- TJournal
- «Кавказский узел»*
- Расследовательский проект Bellingcat*
- Colta (журналисты приостановили работу ещё до блокировки)
- «Псковская губерния» (приостановила работу)
- Пермское издание «Звезда»
- «7х7» – Горизонтальная Россия
- «Агентство»
- «Собеседник»
- Издание гражданских и экологических активистов Activatica
- Томский телеканал ТВ2 (прекратил работу)
- «Троицкий вариант — Наука»
- Кемеровское издание «Кузпресс»
- Алтайская газета «ЛИСток»
- Уральское издание «Лентачел»
- Краснодарское издание «Протокол»
- Тувинская газета «Риск»
- Самарское информагентство «Засекин»
- «Голос Кубани»
- «Усть‑Кут 24»
- Эстонское издание Postimees
- Сaucasus Times*
- «Черноморская телерадиокомпания»
- «Новые известия»
- Израильский «Девятый канал»
- VotTak– проект «Белсат»
- Русскоязычная версия белорусского издания «Наша Ніва»
- Белорусское издание «Еврорадио»
- Белорусское «Zerkalo»
- «Сноб» (был заблокирован только на один день)
Также заблокировали многие украинские СМИ, в том числе «Гордон», «Корреспондент», «Интерфакс Украина», «Украинская правда», «УНИАН».
Кто ещё получал уведомления от Роскомнадзора?
- «Новая газета»
- «Журналист»
- «Лениздат»
- «Свободная пресса»
- «ИноСМИ»
Какие СМИ приостановили работу после 24 февраля?
- Znak.com и другие российские региональные издания (например, ЮГРАПРО) приостановили работу;
- Издательский дом Condé Nast (Vogue, GQ, Glamour, Tatler) на время ушёл из России;
- Компания Hearst отозвала лицензии на Esquire, Elle, Harper’s Bazaar, Cosmopolitan и Men’s Health;
- Агентство Bloomberg, американские телеканалы CNN, CBS, ABC, канадская телерадиокорпорация CBC отказались от работы в России.
Тем временем YouTube, Instagram и Facebook блокируют российские государственные СМИ. Под ограничения попали «Звезда», РИА Новости, Sputnik, телеканал «Спас» и другие.

Фото: Pixabay
СМИ стали уходить из России или удалять свои материалы о «специальной военной операции». Причина – спешно принятый пакет поправок, более известный как «закон о фейках».
С 4 марта 2022 года в России были официально закреплены три новых правонарушения.
- Публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации (фейков) об использовании вооружённых сил РФ (статья 207.3 УК).
Штраф от 700 тысяч рублей до 1,5 млн рублей или лишение свободы на срок до 3 лет – при отсутствии отягчающих обстоятельств.
Штраф от 3 до 5 млн рублей или лишение свободы на срок от 5 до 10 лет – если «фейк» распространялся по предварительному сговору, с использованием служебного положения, из корыстных побуждений, по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Лишение свободы на срок от 10 до 15 лет – если «фейк» о вооружённых силах РФ привёл к тяжким последствиям.
- Публичная дискредитация российской армии, в том числе призывы к воспрепятствованию использования вооружённых сил РФ (статьи 20.3.3 КоАП, 280.3 УК).
Административное наказание предусматривает штраф: для граждан – от 30 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц — от 100 до 200 тысяч рублей, для юрлиц — от 300 до 500 тысяч рублей.
Если дискредитация сопровождается призывами к проведению массовых мероприятий, то размер штрафа увеличивается: для граждан — от 50 до 100 тысяч рублей, для должностных лиц — от 200 до 300 тысяч рублей, для юрлиц — от 500 тысяч до 1 млн рублей.
Статья 280.3 УК РФ применяется в случае повторного нарушения. Это значит, что для уголовной ответственности необходимо применение административной статьи в течение года. Наказание — от штрафа в 100 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 3 лет.
Если публичная дискредитация российских военных повлекла смерть по неосторожности, причинение вреда здоровью граждан, имуществу, массовые нарушения общественного порядка, проблемы с инфраструктурой, то уголовное наказание более суровое: штраф от 300 тысяч рублей до 1 млн рублей или лишение свободы на срок до 5 лет.
- Призывы к введению экономических или политических санкций против России(статьи 20.3.4 КоАП, 284.2 УК).
Административное наказание за призывы предусматривает штраф: для граждан – от 30 до 50 тысяч рублей, для должностных лиц – от 100 до 200 тысяч рублей, для юрлиц – от 300 до 500 тысяч рублей.
Уголовная ответственность по статье 284.2 УК РФ наступает, если нарушение было совершенно повторно в течение года. Максимальное наказание – штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до 3 лет.
Новые нормы касаются всех граждан. Привлечь к ответственности могут не только за материалы в зарегистрированных СМИ и посты в социальных сетях, но и за информацию, распространённую в любом месте и в любом виде (например, за протестный плакат).
В случае с уголовными статьями осуждённому также могут запретить заниматься «определённой деятельностью» — например, администрировать сайты.

Фото: Pixabay
Журналисты стали ещё уязвимее. Как освещать «специальную военную операцию» после введения закона?
Мы собрали рекомендации «Центра защиты прав СМИ»*** (внесён в реестр НКО-иноагентов) и проекта «Сетевые свободы».
1. Если писать не только по пресс-релизам Минобороны, необходимо собирать доказательную базу.
Роскомнадзор требует использовать только официальные российские источники. Ими считаются пресс-релизы органов власти.
При использовании других источников свести риск к нулю не получится. Но есть важная деталь — в законе речь идёт именно о «намеренном распространении заведомо ложной информации под видом достоверных сообщений».
Обезопасить себя можно с помощью ремарок о том, была ли информация подтверждена российской стороной. Но даже в этом случае нет гарантий, что сайт не заблокируют, а редакцию не привлекут к ответственности. Поэтому чтобы были доказательства для защиты в суде, нужно сохранять источники, делать скриншоты, запрашивать комментарии у официальных лиц.
2. Использование слов «война», «нападение», «вторжение» — это «фейк».
Этому есть объяснение. Состояние войны — понятие, которое закреплено в статье 18 закона «Об обороне». В России состояние войны объявлено не было. Действия вооружённых сил РФ на территории Украины в официальных источниках называются «специальной военной операцией». Именно поэтому за употребление термина «война» могут привлечь как за распространение «фейк-ньюс».
3. Транслировать лозунги с призывами о прекращении «спецоперации» — плохая идея.
Это может рассматриваться как «воспрепятствование использованию вооруженных сил РФ» (ст. 20.3.3 КоАП и ст.280.3 УК РФ).
4. Публиковать фотографий с протестными лозунгами – тоже плохая идея.
Сам материал о протестной акции не должен быть поводом для привлечения к ответственности, если в нём нет одобрения или призывов выходить на митинги.
Однако если публиковать фотографии, где видны плакаты с лозунгами, то редакция может быть привлечена к ответственности за трансляцию призывов (но это не точно).
5. Не давать оценку санкциям против России.
Несмотря на то, что любой призыв (в том числе к санкциям) формулируется в форме побудительного предложения, есть вероятность, что привлекать будут не только за прямые призывы.
Действие новых статей 20.3.4 КоАП и 284.2 УК может распространяться на положительную оценку каких-либо ограничений против России.
Не стоит забывать, что, кроме новых норм, всё ещё действуют статьи 207.1 и 207.2 УК РФ, по которым привлечь могут за распространение других «фейков». Осудить могут, например, за публикации об экономических последствиях «спецоперации».

Фото: Pixabay
Почему СМИ удаляли материалы про Украину?
Перед принятием поправок, вечером 4 марта, «Новая газета» объявила, что удалит с сайта и из соцсетей материалы об Украине. Вслед за «Новой» о таком же решении написали MR7, It’s My City, The Bell и другие.
Дело в том, что правонарушение может считаться длящимся. Практика последних лет показывает, что привлекать к ответственности могут за материалы, которые были опубликованы до вступления закона в силу.
Однако по уголовным статьям предъявлять за публикации, которые появились до принятия закона, вряд ли будут. Такой вывод сделали юристы «Центра защиты прав СМИ»*** на основе заявлений Верховного суда. Он неоднократно указывал, что по старым уголовным статьям о фейках (ст. 207.1 и 207.2 УК РФ) человека нельзя привлечь к ответственности за распространение заведомо ложной информации, совершённое до появления норм в УК.
А правильно ли всё это?
По оценке главы «Центра защиты прав СМИ»*** Галины Араповой*, новые поправки идут вразрез с законом о СМИ и 29 статьёй Конституции РФ, которая гарантирует свободу мысли и слова.
Противоположного мнения председатель Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев.
«Нет, это не цензура. Никто же не запрещает высказывать свое мнение. Уточню – в разумных пределах высказывать свое мнение», – декларировал Фадеев.
По его словам, этот жёсткий закон был необходим, поскольку большинство материалов о военной операции, «которые с той стороны поступают», являются заведомо недостоверными.

Фото: Pixabay
Какие могут появиться ограничения, если компанию Meta (Facebook и Instagram) признают экстремисткой организацией?
Утром 11 марта компания Meta (ей принадлежит Facebook и Instagram) решила не удалять «призывы к насилию» в отношении российских военных и глав России и Беларуси. Вскоре последний пункт был опровергнут, а разрешение «языка ненависти» распространилось только на жителей Украины.
Но к тому моменту Генпрокуратура РФ уже потребовала признать Meta экстремистской организацией. Роскомнадзор заблокировал принадлежащие компании Facebook и Instagram. А следственный комитет оперативно возбудил уголовные дела в отношении руководства Meta по ч. 2 ст. 205.2 УК РФ (пропаганда терроризма) и п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды с угрозой применения насилия).
Какие последствия ждут пользователей – точно никто не скажет. Это первый случай, когда большую социальную сеть пытаются признать экстремистской организацией.
Сейчас за использование Instagram и Facebook ничего не грозит. Однако если суд всё же вынесет решение в пользу Генпрокуратуры, то могут появиться дополнительные ограничения:
- Запрет логотипов Facebook, FB Messenger, Instagram и Whatsapp (ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ).
- Обязательная маркировка при упоминании (ч. 2 ст.13.15 КоАП РФ). Например, как в случае с ФБК**** и Штабами Навального**** – при их упоминании нужно обязательно указывать, что организации признаны экстремистскими.
- Запрет любых денежных транзакций в адрес Meta. Юристы считают, что покупка рекламы может быть квалифицирована как финансирование экстремисткой деятельности.
Будут ли аккаунты простых пользователей считаться участием в деятельности экстремисткой организации (ч. 2 ст. 282.2 УК РФ) – вопрос дискуссионный. Эксперты склоняются к тому, что ответственность за аккаунты никто нести не будет. Эту позицию подтвердил глава IT-комитета Госдумы Александр Хинштейн:
«Если обыватель выложил в соцсети котиков, то нет, ответственности он нести не будет, по крайней мере, исходя из сегодняшнего законодательства. Если он разместил какие-то вещи, нарушающие требования законодательства, фейки, например, антиконституционные призывы, то он будет нести ответственность».
За вход в любую из заблокированных соцсетей и за использование VPN российское законодательство наказание не предусматривает. По крайней мере пока.
*Внесены в реестр СМИ-иноагентов
**«Важные истории» внесены в реестр СМИ-иноагентов и признаны нежелательной организацией на территории РФ
***«Центр защиты прав СМИ» внесён в реестр НКО-иноагентов
****ФБК и Штабы Навального признаны экстремистскими организациями, их деятельность в России запрещена / ФБК внесён в реестр НКО-иноагентов