Медиановости /
Медиасреда, Несвобода слова

17 мая 2022 15:43

«Новая газета. Европа»: за 17 лет доля провластных СМИ в «Яндекс.Новостях» выросла с 29 до 73%

«Новая газета. Европа»: за 17 лет доля провластных СМИ в «Яндекс.Новостях» выросла с 29 до 73%

С ужесточением интернет-цензуры главный российский новостной агрегатор окончательно стал напоминать телевизор. С 2005 по 2022 год доля заголовков государственных и аффилированных с государством СМИ в основных рубриках «Яндекс.Новостей» выросла с 29 до 73%.

Спецоперация ухудшила положение «Яндекса» на рынке. Именно из-за работы «Новостей» в марте под европейские санкции попал Тигран Худавердян, на тот момент ― исполнительный и генеральный директор «Яндекса». В апреле «Яндекс» объявил о продаже сервиса компании VK, которой управляет Владимир Кириенко – сын первого замглавы АП. «Новая газета. Европа» проанализировала более 800 тысяч новостей агрегатора «Яндекс.Новости» с начала 2000-х и проследила, как транслируемая миллионам русскоязычных пользователей информационная картина оказалась полностью подконтрольной государству.

Как выяснил дата-отдел «Новой газеты. Европа», присутствие «РИА Новостей» возросло с 19 до 23%, ТАСС – с 2 до 9%. Стали подконтрольны государству Lenta.ru и Газета.ru (на них приходится почти 28%). На канал RT в 2022 году приходится 2,6% заголовков.

«Теперь РИА — это "Первый канал" в мире интернета», — считает дата-отдел «Новой газеты. Европа».

Ещё 16% заголовков в рубриках «Новостей» приходится на РБК, «Коммерсантъ» и «Ведомости», чьи редакции находятся под давлением. 5% ― доля СМИ, занимающих прокремлевскую позицию («Интерфакс», МК, «Комсомольская правда» и другие). Только 5% публикаций приходится на СМИ, которые не относятся ни к одной категории – это региональные, оппозиционные и профильные издания.

В мае «Медуза»* написала о существовании «белого списка» СМИ, которые разрешено публиковать на главной странице поисковика «Яндекса». Это подтверждают и данные «Новой». С сентября 2016 года из топа главных новостей одномоментно пропали не только «Эхо Москвы», «Дождь»* и Forbes, но и НТВ, «ТВ Центр», «Русская служба новостей» (rusnovosti.ru), «Аргументы и Факты». Зато с 2017 года в топ самых популярных источников «Яндекса» начали входить Regnum, Business FM, RT.

В «белый список» с 2017 года входили 14 изданий:

  • государственные «РИА Новости», RT, ТАСС, «Вести», «Российская газета»;
  • «Газета.Ru» и Lenta.ru;
  • РБК Григория Березкина;
  • «Известия» из «Национальной медиа группы» Ковальчука;
  • «Коммерсантъ» Алишера Усманова;
  • «Ведомости», которые, по данным СМИ, контролирует «Роснефть»;
  • «Интерфакс» Михаила Комиссара;
  • Regnum;
  • Business FM.ru председателя совета директоров НЛМК Владимира Лисина.

Иногда попадались спортивные («Спорт-экспресс», «Матч ТВ», «Советский спорт») и научные СМИ (N+1 и Naked Science). Заголовки оппозиционных СМИ с 2016 года можно было найти только во второстепенных рубриках «В мире», «Культура», «Технологии», а также в региональных и рекомендательных блоках, которые учитывают предпочтения пользователя.

После 24 февраля этого года на главную страницу «Яндекса» попадают в основном заголовки всего девяти СМИ: «РИА Новости», Lenta.ru, RT, РБК, «Газета.Ru», ТАСС, «Коммерсантъ», «Интерфакс» и «Известия». Доля заголовков остальных резко снизилась ― у каждого меньше процента.

«Скорее всего, после продажи "Яндекс.Новостей" VK сервис станет еще менее объективным и превратится просто в распределитель трафика для госСМИ, ждут эксперты рынка. А для читателя, не погруженного глубоко в мир медиа, новостная картина станет еще более однобокой и плоской», — резюмирует исследование «Новая газета. Европа».

*Внесены Минюстом в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента