В России признали нежелательной организацией самое читаемое независимое и оппозиционное СМИ — интернет-издание «Медуза»* с латвийским юрлицом. Только на Telegram-канал медиапроекта подписано более 1,2 млн человек, а само издание существует по большей части за счет донатов подписчиков и рекламы. Но с этого дня финансирование и сотрудничество с одним из самых популярных СМИ оказывается под государственным запретом.
«Лениздат.Ру» собрал реакции журналистов на новый статус «Медузы»* и напоминает, как наказывают за распространение материалов «нежелательных организаций».
Справка
Первые «нежелательные организации» появились в России в 2015 году — тогда появилась соответствующая статья 3.1 Закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
В 2021 году в этот список впервые включили СМИ — издание «Проект»* (Project Media, Inc.*). В 2022 году ряды «нежелательных» пополнили также расследовательский проект Bellingcat*, издания The Insider* и «Важные истории»*. Сегодня «Медуза»* стала пятым СМИ в списке. Кроме того, в 2021 году издание было признано иноагентом.
В список «нежелательных», который ведет Минюст, попадают иностранные или международные неправительственные организации, «деятельность которых может представлять угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства».
Решение о признании организации нежелательной принимает генпрокурор или его заместители по согласованию с МИД.
Как статус сказывается на самих «нежелательных организациях»?
Согласно закону, «нежелательным организациям» немедленно нужно закрыть юрлицо в России, если такое имеется, и запрещено открывать новые структурные подразделения в стране.
Закон запрещает «нежелательным организациям» проводить денежные операции в России, а также распространять информационные материалы в СМИ или в интернете.
Как отмечает (ссылка ведет на сайт иноагента) Центр защиты прав СМИ**, «на практике это означает, что после того, как деятельность организации признана нежелательной, все ее филиалы и структурные организации в России закрываются, операции с безналичными денежными средствами и другим имуществом ограничиваются, доступ к сайту ограничивается, а реализация программ и проведение мероприятий запрещается».
«В отличие от статуса СМИ - иностранного агента, признание организации нежелательной – это полное табу на работу в России, сотрудничество, донаты и любые связи с этой организацией», – цитирует «Би-би-си» Галину Арапову**, главу Центра защиты прав СМИ**.
По мнению Центра защиты прав СМИ**, журналистов де-юре не должны привлекать к ответственности, если они прекратили сотрудничество с редакцией, как только её признали «нежелательной организацией».
Однако если журналист продолжил работать в «нежелательном» СМИ, то ему может грозить административное и уголовное преследование (по статьям 20.33 КоАП РФ и 284.1 УК РФ), даже если он находится за рубежом.
Как статус «нежелательной организации» влияет на другие СМИ и читателей?
После признания организации «нежелательной» всем гражданам и российским юрлицам запрещено:
- «Участвовать в деятельности нежелательных организаций» – сюда входит как непосредственное сотрудничество с такими организациями, так и распространение их материалов (например, СМИ нельзя ставить ссылки, а гражданам делать репосты в соцсетях)
- Оказывать финансовую помощь «нежелательной организации» (например, донатить изданию) и организовывать ее деятельность.
За нарушение запретов может наступить как административная, так и уголовная ответственность.
Административная ответственность по ст. 20.33 КоАП РФ предусматривает наказание:
- для граждан: штраф от 5 до 15 тысяч рублей;
- для должностных лиц: штраф от 20 до 50 тысяч рублей;
- для работников аппаратов избирательных комиссий: дисквалификацию сроком на один год;
- для юрлиц: штраф от 50 до 100 тысяч рублей.
Уголовная ответственность установлена ст. 284.1 УК РФ. В ней три части:
- Участие в деятельности нежелательной организации (если человек уже был оштрафован по статье 20.33 КоАП) – от штрафа 300 тысяч рублей до четырех лет лишения свободы.
- Предоставление или сбор средств или оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для обеспечения деятельности нежелательной организации – наказывается обязательными работами на срок до 360 часов или лишением свободы на срок до пяти лет.
- Организация деятельности нежелательной организации – наказывается обязательными работами на срок до 480 часов или лишения свободы на срок до шести лет.
Более того, запреты касаются даже тех, кто сейчас не в России.
14 июля 2022 года в силу вступили поправки в статью 284.1 УК РФ, согласно которым привлекать к уголовной ответственности за участие в деятельности нежелательной организации можно не только тех, кто делал это на территории России, но и тех, кто занимался этим за границей. Например, если человек участвовал в мероприятиях «нежелательной организации», дал комментарий «нежелательному» СМИ или опубликовал в нем статью.
Цитирование материалов «Медузы»* другими СМИ становится незаконным и может привести к последствиям (вплоть до привлечения к ответственности и блокировкам).
Отметим, с 2021 года «Медуза»* и так не принимает донаты из России — она прекратила это делать после признания издания иноагентом. Однако редакция может получать анонимные пожертвования, которые сложно отследить.
Что делать с материалами «нежелательных организаций» (ссылками, репостами, цитированиями) в СМИ и соцсетях?
Любые ссылки на «нежелательную организацию», согласно закону, нужно удалить. Даже те, которые были размещены до признания деятельности организации запрещенной в РФ. Дело в том, что публикации в интернете считаются «длящимся правонарушением». Срок давности по ним отсчитывается не с момента публикации, а с момента обнаружения правоохранителями.
По мнению юристов Центра защиты прав СМИ**, не только прямые ссылки, но и «перепечатки материалов, их цитирование и даже опубликованные логотипы могут стать причиной для привлечения к ответственности по статье 20.33 КоАП РФ».
Причем удалить желательно даже заметки, написанные на основе материалов «нежелательных организаций», среди которых теперь и «Медуза»*.
Так, в декабре 2021 года Роскомнадзор требовал удалить материалы, написанные по статьям «МБХ медиа»*. В письмах, которые получили редакции, сообщалось о связи издания с организациями бизнесмена Ходорковского**, которые признали нежелательными. Расследования были посвящены главе СК Александру Бастрыкину и близкому к Кремлю бизнесмену Константину Голощапову. Также от редакций в 2021 году требовали удалить материалы, написанные на основе расследований «Проекта»*.
Распространение материалов нежелательной организации может стать основанием для блокировки сайта (ст. 15.3 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
«Размещая гиперссылку на какой-либо материал стороннего ресурса, редакция СМИ знает о содержании материала, доступного по данной гиперссылке. Поэтому, размещая гиперссылку на материалы с противоправной информацией, редакция СМИ способствует ее распространению», — считает Роскомнадзор.
Что можно делать?
Как отмечает правозащитный проект «Сетевые свободы», сейчас не предусмотрено санкций за посещение сайтов, изучение материалов, чтение рассылок и получение информации от «нежелательной организации».
Также закон не запрещает упоминать организации из реестра «нежелательных» и не требует маркировать её (сейчас медиа ставят маркировку только как меру предосторожности). Однако при упоминании «нежелательной организации» надо иметь в виду, что цитировать, давать на неё ссылки и иным способом распространять материалы нельзя.
Мнение коллег о признании «Медузы»* «нежелательной»
Главный редактор издания «Вечерние ведомости» Владислав Постников считает, что признание «Медузы»* «нежелательной» — это «очередная головная боль для журналистов». Его редакции пришлось удалять новости, где стояли ссылки на «Медузу»*.
По мнению журналиста Майкла Наки**, признание «Медузы» нежелательной организацией приведет к отказу спикеров взаимодействовать с изданием и к снижению донатов из России из-за нового статуса.
Журналист Андрей Захаров** написал в своем Telegram-канале, что новый статус ударил по читаемости одного из главных оппозиционных медиа: «С учетом того, что ежемесячно издание читали десятки миллионов человек, но и подвешены теперь миллионы».
Противоположной позиции придерживается журналистка Фарида Рустамова. Она уверена, что «все как читали "Медузу"*, так и будут, причем даже в Генпрокуратуре».
Тем временем редакция «Новой газеты. Европа» (издание создано уехавшими в Латвию журналистами «Новой газеты») опубликовала открытое письмо «Сами вы нежелательные».
«Мы уверены, что реальные причины для преследования наших коллег связаны с высокими профессиональными стандартами их работы.<…> "Нежелательные медиа" уже не редкость для современной России. Тем не менее государство впервые прямо ставит перед собой задачу уничтожить издание с многомиллионной аудиторией, главного независимого источника новостей и историй для российских читателей. <…> Мы выражаем поддержку редакции "Медузы"* и призываем всех независимых журналистов к солидарным действиям», — говорится в письме «Новой газеты. Европа». Редакция призывает коллег подписать его.
Судебная практика
Участием в деятельности «нежелательной организации» могут признать посещение мероприятий, которые она проводит. Например, в 2021 году в Москве несколько человек, включая экс-мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана**, оштрафовали за участие в форуме муниципальных депутатов «Муниципальная Россия», организованном проектом «Объединенные демократы»* (связана с нежелательной организацией «Открытая Россия»*).
В 2022 году в России возбудили первое дело (ст. 20.33 КоАП РФ) о репосте расследований «Проекта»*. Жителя Стерлитамака привлекли к ответственности за пост в соцсети «ВКонтакте» со ссылками на две статьи, посвященные анализу коронавирусной статистики. При этом мужчина сделал репост материалов за четыре месяца до признания «Проекта»* «нежелательной организацией».
По уголовному делу о «нежелательной организации» к четырем годам колонии приговорили Андрея Пивоварова, бывшего исполнительного директора «Открытой России»*. В доказательство его вины следствие привело 30 постов и один репост.
О «Медузе»*
Издание «Медуза»* основали бывший главный редактор портала Lenta.ru Галина Тимченко, ее заместитель Иван Колпаков и журналист Илья Красильщик. Редакция начала работать в Риге в 2014 году.
23 апреля 2021 года Минюст внес «Медузу»* в реестр «иностранных агентов». После начала специальной операции России на Украине Роскомнадзор заблокировал сайт издания из-за «фейков».
В июле 2022 года юристы компании «Конкорд» Евгения Пригожина — петербургского бизнесмена и владельца ЧВК «Вагнер» — направили заявление на имя генерального прокурора Игоря Краснова. Они просили проверить деятельность «Медузы»* и внести издание в список нежелательных организаций.
*Признаны нежелательными организациями, их деятельность в РФ запрещена / «Медуза», The Insider, «Важные истории», Bellingcat также признаны СМИ-иноагентами
**Евгений Ройзман, Центр защиты прав СМИ, Галина Арапова, Михаил Ходорковский, Майкл Наки, Андрей Захаров признаны Минюстом РФ иностранными агентами