Медиановости
/ Медиасреда

30 мая 2024 16:19

Fake newspaper: Британия в ожидании новой волны предвыборных газет

Fake newspaper: Британия в ожидании новой волны предвыборных газет
30 мая официально прекращает работу действующий парламент Великобритании. Выборы новых обитателей Вестминстерского дворца, заседающих в палате общин, состоятся 4 июля. В преддверии этого события в стране вновь обострилась тема использования политиками приема, который давно используется и в России (см., например, здесь, здесь и здесь) – издание предвыборных материалов под видом обычных газет.
 
Судя по всему, консерваторы с треском проиграют нынешнюю избирательную кампанию. Согласно различным социологическим опросам, они отстают по популярности от своих главных конкурентов – на 20%. По данным издания YouGov, в середине мая лейбористов поддерживало 47% британцев, консерваторов – всего 20%; правую популистскую партию Reform UK (бывшая партия Brexit) – 11%, «Либеральных демократов» – 9% и «Зеленых» – 8%.
 
Несмотря на то, что консерваторам и либеральным демократам рассчитывать на серьезные успехи этим летом не приходится, предвыборную агитацию они уже развернули. При этом их кандидаты уже традиционно используют фейковые издания, которые мимикрируют под местные газеты. Свои партийные брошюры тори и либеральные демократы верстают под такими названиями и таким образом, что их легко перепутать с местными изданиями, многие из которых уже давно канули в лету.
 
1280x1024_photo1716888382 (1).jpeg

Фото: Kandinsky by Sber AI

 
Подобная практика в Британии не нова и давно вызывает острую реакцию у журналистского сообщества страны. Дон Алфорд, исполнительный директор Society of Editors, объединяющего более 400 руководителей национальных и региональных медиа, вновь обратилась к лидерам партий с призывом отказаться от создания многочисленных псевдотаблоидов, которые активно распространяются в ряде графств. Первый раз в этом году подобное требование она озвучила ещё в январе.
 
Тогда гнев издателей и журналистов вызвали случаи тиражирования либеральными демократами поддельных изданий в Шеффилде и Беркшире, а консерваторами – в Линкольне. Где-то британцы получали экземпляры «газет», придуманных политиками, а где-то – просто фальшивки, использующие бренды существующих изданий.
 
– Сообщество редакторов уже давно ведет кампанию против политических партий, использующих фальшивые газеты для продвижения своих кандидатов в предвыборный период. Эта абсурдная практика не только наносит ущерб демократии и подрывает общественное доверие как к политике, так и к СМИ, но и оскорбляет избирателей, которые не глупы и ожидают, что официальные лица и кандидаты будут общаться с ними открыто и прозрачно, - заявила тогда Дон Алфорд.
 
В Британии от подобных обвинений политики просто отмахнуться не могут. Руководство либеральных демократов выпустило специальный циркуляр для своих региональных штабов, в котором четко прописаны основные правила выпуска партийных агитационных материалов. Например, теперь на первой странице подобных изданий должно быть обозначено, что читатель взял в руки печатный орган либеральных демократов, которые оплатили его выпуск. Кроме того, руководство партии официально призвало местных активистов не присваивать своему «таблоиду» название, схожее с региональным изданием.
 
1280x1024_photo1716888382.jpeg

Фото: Kandinsky by Sber AI

 
Эксперты не уверены, что подобные меры могут привести к серьезному исправлению ситуации. На сайте лейбористов до сих пор красуется инструкция по верстке подобных предвыборных «газет». Активисты неправительственной организации Full Fact, которая борется за улучшение информирования общества о важных социально-политических проблемах, напоминают, что выпуск фейковых изданий активно практиковался различными партиями и на прошлых выборах 2019 года. 5 лет назад в черные списки издателей фейковых «локальных газет» попали ведущие политические силы страны: консерваторы, лейбористы, либеральные демократы. Кстати, Society of Editors и тогда вместе с Ассоциацией новостных СМИ выразило своё крайне негативное отношение к подобной тактике кандидатов от различных партий.
 
Избирательная комиссия Великобритании по итогам прошлых выборов отдельно отметила, что среди методов введения в заблуждение избирателей было и тиражирование агитационных материалов в виде местных газет. Однако комиссия констатирует, что она не регулирует оформление предвыборных листовок и, конечно, их содержание. На подобных «газетах» должно быть указано, кто их подготовил, но не существует четких правил, например, относительно шрифта или расположения текста, который объясняет, на чьи деньги выпущено издание.
 
Попыткой исправить ситуацию сегодня можно назвать петицию, которую выпустила Full Fact. У неё говорящее название: «Не позволяйте политикам притворятся вашей местной газетой». Свои подписи под ней поставили уже более 17 000 человек.
 
«Политические партии должны взять на себя обязательство проводить честные предвыборные кампании, не используя обманные методы, которые могут ввести избирателей в заблуждение и подорвать доверие к независимым СМИ», – отмечается в документе. Через месяц станет ясно, насколько усилия общественных структур и профессиональных медиа повлияют на поведение политиков. В любом случае в Британии в отличие от России даже сейчас легко установить авторов того или иного фейкового издания. Другое дело, что этой информации явно недостаточно для победы в суде по делу о нанесении ущерба настоящим СМИ или избирателям. В стране весьма сложное законодательство, касающееся диффамации, но это уже совсем другая история…