Медиановости

27 сентября 2007 18:10

Кто заказал "Алису с косой челкой"...

"Алиса" с косой челкой" — 20 лет спустя" — так называется юбилейная программа известной рок-группы, которая, как известно, болтается "между Ленинградом и Москвой". "Алиса" с косой челкой" — под таким заголовком 20 лет назад в комсомольской газете "Смена" вышла статья Виктора Кокосова. Статья вызвала настоящий скандал. Lenizdat.ru встретился с участниками той давней истории.

История ленинградской рок-музыки полна разного рода драматических сюжетов и коллизий. В 1980-е годы происходило немало столкновений музыкантов и властей — непримиримых антагонистов в борьбе за влияние на молодежь. Одним из самых ярких эпизодов этого противостояния стал скандал, связанный с публикацией 22 ноября 1987 года в газете "Смена" статьи "Алиса" с косой челкой". Материал был написан 24-летним сотрудником "Смены" Виктором Кокосовым, который по заданию редакции посетил 17 ноября 1987 года концерт группы "Алиса" в ДС "Юбилейный".

Статья Виктора Кокосова мгновенно стала известной всему городу. И, безусловно, этому поспособствовал ряд обстоятельств. Например, статья содержала прямое обвинение лидера группы "Алиса" Константина Кинчева в пропаганде фашизма. Кокосов утверждал, что Кинчев открыто "прокричал в микрофон: "Хайль Гитлер… на том берегу!".

Естественно, подобное обвинение не могло не остаться без внимания властей. Напомним, что в 1987 году "Смена" еще являлась официальным органом обкома и горкома ВЛКСМ, и, следовательно, ее публикация однозначно расценивалась как мнение вышестоящих комсомольских бонз. Более того, статья была весьма оперативно зачитана в школах Ленинграда, что не оставляет сомнения в соответствующих указаниях из гороно (автор данной статьи училась тогда в ленинградской школе). Скорость и масштаб распространения публикации наводил на мысль о какой-то заранее спланированной акции, долженствующей дискредитировать в глазах молодежи группу "Алиса", а возможно, и всю рок-музыку вообще.

Для комсомольских и партийных руководителей наступали сложные времена. Общественную жизнь контролировать становилось все труднее и все чаще приходилось идти на компромисс. Так, властям пришлось легализовать такой рассадник нонконформизма и вольнодумства, как Ленинградский рок-клуб. Этот акт постепенно открыл многим музыкантам путь на профессиональную сцену и к массовому зрителю.

Можно сказать, что в 1987 году группа "Алиса" была одной из самых популярных рок-групп Ленинграда. Ее поклонниками в основном являлись школьники и учащиеся ПТУ, которые не скрывали своих чувств и щедро украшали стены домов и подъездов логотипом любимой группы, воспевавшей в то время идеалы свободы. Фанаты "Алисы" отличались и весьма заметной агрессивностью. Так, они постоянно участвовали в столкновениях с милицией и поклонниками других музыкальных направлений.

Все эти факты, безусловно, не могли не раздражать власти. Дискредитация "Алисы" становилась целью, уже витающей в воздухе. И более того, власти были уверены, что "законопослушные" граждане эту акцию непременно одобрят и поддержат. Ведь если не сама "Алиса", то ее поклонники были очевидными хулиганами, которые неприлично себя вели и портили городское имущество.

Итак, атака на "Алису" была осуществлена публикацией в "Смене". Прокуратура возбудила уголовное дело против Константина Кинчева по статье 206, часть 2 "Злостное хулиганство". Причиной стали и упомянутые в статье "фашистские высказывания", и сопротивление сотрудникам милиции "кулаками", и "нецензурная брань". Кроме того, публикация Кокосова была в то время не единственной. В той же "Смене" в течение декабря 1987 года появилось еще две статьи, в той или иной степени осуждающих манеры и "гражданскую позицию" лидера "Алисы". В свою очередь, Кинчев подал в суд на газету "Смена" за клевету. Слушания состоялись 11 июля 1988 года. Основным "вещественным доказательством" по делу стала аудиозапись концерта "Алисы" 17 ноября 1987 года. После соответствующей экспертизы было установлено, что фразы "Хайль Гитлер!" Константин Кинчев на концерте не произносил. Таким образом, отпало основное и самое страшное обвинение — в пропаганде фашизма. 24 сентября 1988 года в "Смене" было опубликовано краткое опровержение, в котором Кинчеву, рок-группе и читателям приносились извинения. Там же упоминалось о том, что "автор материала "Алиса" с косой челкой" В. Кокосов строго наказан".

Сегодня, по прошествии двадцати лет, эта история не забыта. Мы решили побеседовать с некоторыми участниками и свидетелями событий того времени. Сначала, разумеется, попытались узнать мнение главного фигуранта дела — Виктора Кокосова, ныне заместителя главного редактора журнала "Невский альманах".

Однако Виктор Николаевич отказался общаться с корреспондентом Lenizdat.ru. Он твердо придерживается мнения, что журналист, собирающийся писать о событиях тех лет, прежде должен "поднять и изучить в архиве все судебное дело" и побеседовать с его адвокатом — Константином Федоровым-Нарышкиным.

Как сообщил нам Константин Петрович, такая позиция Виктора Кокосова объясняется тем, что "журналисты — люди эмоциональные", нередко нуждающиеся в правовой защите. Дело "Кинчев против "Смены" г-н Федоров-Нарышкин помнит только по публикациям в газете, ибо тогда он не был адвокатом Кокосова. Поэтому он сам не принимал участие в этом судебном разбирательстве и к тому же не присутствовал на концерте "Алисы".

— Считаю, что редакция "Смены" должна была тщательно разобраться в этом деле: либо отстаивать права Виктора Кокосова, либо принять решение о наказании журналиста, — заявил адвокат. — С моей точки зрения, редакция ушла от этого, приняв решение об извинении. Кроме этого редакция должна была сделать статью или интервью с Кинчевым об этом деле. Считаю, что это была ошибка редакции "Смены". Юридически — вопрос исчерпан и закрыт. А сейчас Кинчеву просто захотелось вновь привлечь к себе внимание — это вполне понятно, поскольку речь идет о шоу-бизнесе.

В том, что "Алиса" и пресса вновь подняли эту тему, Константин Петрович видит только "очередную PR-акцию Кинчева".

Вероятно, и двадцать лет спустя история о публикации Виктора Кокосова остается чем-то более значительным, чем банальный газетно-музыкальный скандал. В какой-то степени статья "Алиса" с косой челкой" вошла в историю петербургской журналистики и рок-музыки. Спустя двадцать лет она превратилась и в весьма интересный исторический документ, дающий представление о нравах и социальных настроениях ленинградского общества 1980-х годов.

Общаться с корреспондентом Lenizdat.ru г-н Кокосов так и не стал, и мы попросили вспомнить о той истории основных ее участников и свидетелей.

Виктор Югин — писатель, в 1987 году редактор газеты "Смена":

— Вся эта история была давно, и всех подробностей я не помню. Могу сказать, что со стороны Виктора Кокосова это была подстава. Он сам захотел написать о концерте "Алисы". Я его инициативу поддержал — это была интересная и актуальная тема. Ведь "Смена" тогда была одной из самых популярных газет, и мы старались поддерживать интерес молодежи к нашим публикациям. Никто мне сверху никаких заказов порочить "Алису" и Кинчева не спускал — ни комсомол, ни КГБ.

К сожалению, я поверил Виктору, и статью его опубликовали. Но как я мог проверить информацию о концерте? Позвонить Кинчеву и спросить: "Константин, вы кричали на концерте "Хайль Гитлер!" или не кричали?"? Я своим журналистам доверял.

Потом начались все эти разбирательства. У меня к Виктору Кокосову и до этой истории были претензии. Но я старался своего сотрудника отстаивать. Просто не люблю, когда из правды делают кривду.

Но, конечно, здесь у газеты случился прокол. А вообще вся возня вокруг этой истории мне неприятна. Ведь в то время действительно было много хулиганства, и вокруг "Алисы" тоже. Но это уже все в прошлом.

Андрей Петров — шеф-редактор газеты "Невское время", в 1987 году корреспондент отдела учащейся молодежи газеты "Смена":

— Мне трудно говорить на эту тему. Во-первых, все это было уже давно, а во-вторых, в то время мы работали с Виктором Кокосовым вместе и были приятелями. Мы давно не виделись, и я даже не знаю, чем он теперь занимается.

Я, конечно, помню эту публикацию — "Алиса" с косой челкой". Это был настоящий взрыв бомбы.

Я не знаю, что побудило Виктора написать эту статью. Человек он был довольно искренний, и я не думаю, что он руководствовался какими-то корыстными мотивами. Он был человеком не продажным. Я помню, что он отправился на этот концерт "Алисы" по заданию редактора "Смены" Виктора Югина.

После публикации у нас в редакции было специальное разбирательство — мы слушали эту запись с концерта, но не услышали на ней ничего похожего на "Хайль Гитлер!". Ни я, ни мои коллеги не были поклонниками группы "Алиса", но всем нам было стыдно за то, что произошло. Я не знаю, возможно, Виктору действительно послышались эти слова на концерте. А возможно, его просто подставили, сделали козлом отпущения. Ведь ему пришлось очень несладко во время этого скандала. Помимо судебных и редакционных разбирательств ему приходилось выслушивать постоянные угрозы фанатов "Алисы". Виктору пришлось даже сменить все свои телефонные номера.

В общем, история получилась неприятная — пострадала репутация газеты, о чем все сотрудники, конечно, сожалели.

Сергей Балуев — главный редактор журнала "Город", в 1987 году корреспондент газеты "Смена":

— Я помню эту статью и этот скандал. Сотрудники "Смены" восприняли всю эту историю — кто с возмущением, кто с недоумением. Очевидно, что статья была написана под воздействием определенного посыла — возможно, из ленинградского обкома ВЛКСМ. Наверное, этот посыл выглядел примерно так: "Алиса" — ужасная группа, исполняет ужасную музыку" и т. д.

Если бы подобная статья появилась в "Ленинградской правде" или в "Вечернем Ленинграде", то это бы ни у кого удивления не вызвало. Но "Смена" считала себя, условно, уже довольно продвинутой газетой — в ней публиковались материалы и о современной музыке. Видимо, редактор Виктор Югин получил указание выпустить материал об "Алисе", однозначно негативного содержания. Поэтому в качестве автора был выбран Виктор Кокосов, который до этого никогда о музыке не писал.

Конечно, получилась некрасивая история. Но думаю, что Кокосов здесь выступил только в качестве исполнителя.

Галина Леонтьева — шеф-редактор газеты "Ваш тайный советник", в 1987 году заместитель главного редактора газеты "Смена":

— Это дела давно минувших дней. Я тогда работала заместителем редактора, и не всегда была в курсе всех материалов, которые подписывались в печать. Я помню, что на одной из наших летучек редактор Виктор Югин сообщил, что готовится какой-то сенсационный материал об "Алисе", о фашистах и т. п. Статья была поручена молодому корреспонденту Виктору Кокосову, который в основном занимался криминальной хроникой — писал о происшествиях и много общался с милицией. Я предполагаю, что именно кто-то из его знакомых милиционеров и сообщил ему, что на концерте "Алисы" прозвучали эти слова: "Хайль Гитлер!" Я до сих пор не уверена, что Виктор сам находился в зале и сам слышал эти слова из уст Кинчева. Но он был очень упрямым молодым человеком, и не раз повторял всем нам, что "слышал все своими ушами". Кроме того, думаю, что Кинчев раздражал Кокосова даже своим внешним видом — он тогда ходил в черном, в сапогах — наверное, вызывал у Виктора какие-то неприятные ассоциации.

В редакции "Смены" после этой статьи процентов восемьдесят сотрудников были в шоке. Ведь газета тогда была очень популярна, особенно у молодежи. После выхода публикации Кокосова в редакции раздалось огромное количество звонков от возмущенных читателей.

Я вместе с Аленой Кравцовой — тогда возглавлявшей в газете отдел культуры — не раз приходила к Виктору Югину. Мы говорили ему о том, что "Смена" должна обязательно принести Кинчеву свои извинения — просто его умоляли. Опровержение позже было опубликовано, но неприятный осадок остался.

Даже сегодня мне неприятно вспоминать эту историю. Ведь Константин Кинчев очень много сделал для развития современной музыки. Но думаю, что после статьи Кокосова он получил тяжелую душевную травму и стал негативно относиться ко всей прессе вообще.

Дмитрий Парфенов — музыкант группы "Алиса", в 1987 году участник группы "Автоматические удовлетворители":

— Я, конечно, помню статью "Алиса" с косой челкой". У меня до сих пор где-то хранится тот номер "Смены".

Сама статья меня тогда нисколько не удивила. Я уже привык, что почти всех ленинградских рок-музыкантов в то время называли фашистами. Поэтому статья в "Смене" на меня большого впечатления не произвела.

Сейчас, двадцать лет спустя, "Алиса" приготовила новую концертную программу, которая посвящена событиям того времени.

Александра Панфилова — пресс-секретарь группы "Алиса":

— Сегодня статья Кокосова выглядит забавной, но в 1987 году это было событием "на грани фола".

Новая программа группы "Алисы" — "Алиса" с косой челкой" — 20 лет спустя" — просто приурочена к событиям двадцатилетней давности. Например, в программе прозвучат песни группы того периода.

Что же касается Виктора Кокосова, то никто не собирается специально приглашать его на эти концерты. Как и всякий зритель, он может приобрести билет и пройти на концерт.