Мнения
/ Интервью

23 апреля 2011 18:16

Михаил Трофименков: "Я не люблю слово "журналист"

Неизбежно у каждого журналиста появляется потребность написать книгу, отметил обозреватель издательского дома "КоммерсантЪ" Михаил Трофименков, выступая перед студентами факультета журналистики СПбГУ. На мастер-классе он рассказал о новой книге, посвященной кинематографу времен войны за независимость Алжира 1954 - 1962 годов, первом знакомстве с кино и издательском доме "Коммерсантъ".

- В 11 лет я увидел фильм, который изменил мое сознание. В Доме Кирова чудесного сооружения Ноя Троцкого располагался кинотеатр "Кинематограф". Там можно было увидеть практически все фильмы Госфильмофонда, которых не было возможности найти в советском прокате. Билеты туда были ужасным дефицитом. Там в 11 лет я посмотрел "Семь самураев" Акиры Куросавы. Это была встреча со странным огромным миром, о котором я тогда ничего не знал. Так я стал киноманом и  начал  безудержно ходить в кино. Однако профессией моей это стало только в 90-е годы. После окончания университета я сохранял иллюзию, что можно быть молодым ученым.  После аспирантуры остался в научно-исследовательском отделе театрального института. Теперь это российский институт истории искусств, что располагается на Исаакиевской площади. Я провел шесть лет на секторе культурологии, а потом… То, что я скажу, не фигура речи. В один прекрасный день я вышел с работы - и забыл туда вернуться. Сначала я решил пропустить присутственный день, а про следующий просто-напросто забыл. Я отложил возвращение в институт на неопределенное время и так туда и не явился. Оказалось, что работа в периодическом издании наиболее соответствует моему темпераменту.

О журналистах

- Я не люблю слово "журналист". В принципе, в нем нет ничего плохого, но я считаю, что журналистика – литературный жанр, в котором много поджанров. Мне нравится слово "литератор", которое объединяет всех, кто работает со словом. В дореволюционной России, например, это слово использовалось в отношении беллетристов, журналистов и историков.

Новые книги

- Неизбежно у всех, кто занимается журналистикой, появляется потребность написать книгу или собрать в сборник достойные тексты. Я – кинокритик, но в последнее время мне все интереснее рассматривать кино в историческом, экономическом или даже криминальном аспектах. Кино, как и архитектура - одно из самых социальных искусств. Его положение зависит от идеологии, режима и атмосферы, в котором существует общество. То, что находится на пересечении политики, пропаганды и культуры. Книги, над которыми я работаю сейчас, имеют опосредованное отношение к кино. Одна из них исторического свойства, хотя речь в ней идет о кино. Она о войне за независимость Алжира в 1954—1962 годах, закончившаяся провозглашением Алжирской народно-демократической республики. Тема может показаться умозрительной и далекой от нас – с какой стати писать о войне в Алжире? Конечно, все знают, что прямо или косвенно об этой войне сняты "Маленький солдат"  Жан-Люка Годара,  "Шербургские зонтики" Жака Деми, "Мюриэль, или Время возвращения" Алена Рене. Но это сюжет заинтересовал меня потому, что это повод поразмышлять о том, как вести себя интеллектуалам, людям культуры, художникам и представителям индустрии развлечения, если угодно, в ситуации, когда твоя страна ввязывается в грязную, кровавую историю. Алжир считался тогда французским департаментом, как и Чечня считается частью России. Конечно, эти параллели усиливали мое желание заняться этой историей. И спектр выбора, который делают французы в конце, действительно крайне широк. Например, алжирское кино родилось в партизанских отрядах еще во время войны, оно создавалось французами, приговоренными на своей Родине к смертной казни. Благодаря их усилиям, когда Армия народного освобождения вошла в Алжир, уже были готовы кадры монтажеров, режиссеров, операторов. Среди французов, которые занимались этим смертельным и опасным делом, были люди знаменитые.

Вторая книга имеет скорее отношение к криминальной журналистике. Это путеводитель по Парижу, пятьдесят адресов по всем округам, каждый из которых связан с каким-то происшествием. Я сознательно отказался от Средневековья и эпохи Возрождения – в книге только республиканская Франция. Но каждое из этих происшествий каким-то образом связано с кино и культурой. Скажем, там есть история о "Безумном Пьеро". Все знают одноименный фильм Жан-Люка Годара, но не все знают о том, что безумный Пьеро - абсолютно реальный персонаж, в 1946 году ставший врагом №1 во Франции. Человек, безумная история которого - зеркало военной и послевоенной истории Франции. Эти книги – то чем я сейчас плотно занимаюсь. Оставаясь кинокритиком, я все больше в последнее время интересуюсь историями, драмами и трагедиями, которые связаны с кино. Кино – это конечно, искусство, но не только.

О "КоммерсантЪ"

- Мне кажется, что "КоммерсантЪ" сегодня - единственная ежедневная газета, из которой можно узнать новости. Остальные еще десять лет назад стали либо таблоидами, либо откровенно пропагандистскими изданиями. Кроме того, в газете сложился уникальный, как мне кажется, лучший в стране, после того, как было расформировано отделение "Общей газеты", отдел культуры в России. Какое еще издание в России будет публиковать некрологи 90-летних голливудских актеров, покинувших мир кино еще в 1940-х годах? Коммерсанть может себе позволить писать о людях неизвестных читателю. Тем самым, вводя их в культурный оборот.

Про формат

- Для газеты "КоммерсантЪ" я пишу тексты от 60 до 100 строк. Объем рецензии зависит от масштаба события и наличия места на полосе. Я убежден, что в текст любого объема можно вместить то, что журналист хочет сказать. Те, кто пишет для газеты "Коммерсанть" одновременно являются и журналистами "Коммерсанть-власть" и "Коммерсанть - Weekend" -  там несколько иные объемы и жанр. Как однажды сказал Алексей Тарханов, который бессменно заведует отделом культуры в журнале: "КоммерсантЪ- Weekend" нас кормит, а "КоммерсантЪ-власть" наше оправдание перед Всевышним. И это, действительно так. "Коммерсанть- Weekend" – проект, который привлекает рекламодателей и где авторы могут позволить себе легкость, то "Коммерсанть-власть" и независимый и смелый проект, который редакции можно будет предъявить на Страшном суде.

Птичий язык

- Из киноведческих изданий я пишу только для журнала "Сеанс". Я хорошо владею птичьим культуроведческим языком - шесть лет "играл" в молодого ученого. Потом это мне перестало быть интересным. Мне кажется, что даже о самых сложных вещах можно и нужно писать просто, не оглупляя себя и не считая при этом глупым читателя. Но я раз и навсегда убрал из своего лексикона термины "дискурс" и прочее.

Михаил Трофименков родился в 1966 году в Ленинграде. Окончил кафедру истории искусства в ЛГУ (1988) и аспирантуру ЛГИТМиКа (1992). Кандидат искусствоведения. В 1997–1999 гг. — преподаватель университета города Меца (Франция). С 2000 г. — обозреватель Издательского дома "Коммерсантъ". Автор более чем 2000 статей, книги "Сергей Бодров. Последний герой" (2003), "Путеводитель по кино" (2003, 2-е изд. 2004); один из авторов статей в книге "Сокуров" (1994). Эксперт, автор статей издания "Новейшая история отечественного кино. 1986–2000". Член редколлегии издательства "Сеанс". Был членом жюри международных кинофестивалей в Петербурге, Анжере (Франция), Женеве. Директор международных программ фестивалей "Кинотавр", один из создателей международного кинофестиваля "Лики любви" (Москва, 1995–1996). Трижды удостоен звания "Лучший кинокритик года": СК России (1994), на фестивале архивного кино "Белые столбы" (1999), Гильдией киноведов и кинокритиков (2004).