Минкомсвязи разработал рекомендации по поддержке рынка распространения периодической прессы в России. Положения касаются количества газетных киосков, их внешнего вида и правил размещения, а также предусматривают создание разнообразных льгот для отрасли. Главный вопрос – получится ли реализовать инициативу.
31 июля глава Минкомсвязи России Николай Никифоров утвердил рекомендации по поддержке и развитию системы розничной продажи периодических печатных изданий.
Один из аспектов рекомендаций касается увеличения количества торговых точек по продаже прессы. Так, в городах на 1500 человек должен приходиться минимум один газетный киоск. Для сравнения, в Петербурге, где численность населения перевалила за 5 млн человек, существует около 900 киосков. Согласно рекомендациям, их количество должно быть увеличено втрое.
В районах жилой застройки торговые точки с газетно-журнальной продукцией должны располагаться равномерно, в шаговой доступности. Причем в документе содержится также рекомендация размещать киоски рядом с востребованными местами – торговыми центрами, администрациями, рынками, станциями метро, вокзалами, остановками.
Рекомендуемая Минкомсвязи площадь киоска – 12 квадратных метров. В рекомендациях оговаривается, что городские газетные киоски должны иметь "единое стилистическое решение". Рядом с точкой продажи прессы разрешается устанавливать холодильники с напитками и мороженым. При этом доля "побочной" продукции в ассортименте не должна превышать 40%.
Самый важный пункт рекомендаций – льготы для отрасли как для социально ориентированного бизнеса. Аукционы на выделенные под "печать" земельные участки предлагается проводить только между распространителями. Также документ предусматривает льготы по арендной ставке. В городах с населением больше миллиона человек аренда киоска не должна стоить больше 30 рублей за квадратный метр площади в месяц.
На согласование земельных участков под киоски и подключение их к электросетям не должно уходить больше месяца. Согласно рекомендациям, в случае расторжения договора аренды из-за дорожно-ремонтных работ, город должен предоставить распространителям альтернативный земельный участок.
Президент Гильдии издателей периодической прессы (ГИПП) Сергей Моисеев считает утверждение рекомендаций положительным шагом. "Ситуация в отрасли распространения, мягко выражаясь, очень плохая, если не сказать катастрофическая", – отметил он.
По мнению Моисеева, основная проблема – реализация рекомендаций Минкомсвязи на практике. "Все дело в том, что в отрасли распространения периодической прессы очень разрозненное законодательство, – пояснил президент ГИПП. – То, что касается работы сетей распространения, находится в ведении муниципальных образований. Данные рекомендации направлены для субъектов. И вот субъект должен довести их до муниципального образования, то должно найти рычаги для законодательных местных инициатив по урегулированию рынка. Это очень сложно".